В
издательстве Тувинского государственного университета вышел в свет новый
очередной труд исследовательского коллектива под руководством доктора
философских наук Ч. К. Ламажаа и кандидата филологических наук Н. Д. Сувандии —
коллективная монография «Ритуальные ленты и флаги в тувинской культуре» (авторы:
Ч. К. Ламажаа, Ш. Б. Майны, Н. Д. Сувандии, Ч. Х. Санчай, под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д.
Сувандии).
Научная монография представляет результаты междисциплинарного исследования истоков, истории развития традиций использования тувинцами ритуальных лент чалама, церемониальных шарфов кадак, а также ритуальных флагов тук. Рассмотрены вопросы этимологии названий, собраны многочисленные упоминания из этнографической литературы. Проанализированы вопросы общего ареала распространения ленточно-флажочной культуры. Описаны современные способы повязывания лент, подношения шарфов, установления флагов; показано присутствие ритуальных лент в культурной жизни Тувы (архитектуре, дизайне, искусстве, моде и пр.).
Монография издана в полноцветном варианте, что позволило представить богатый иллюстративный материал из более ста фотографий, большинство из которых сделаны самими авторами в ходе их поездок по Туве в последние годы.
Рецензентами издания выступили: доктор философских наук, профессор О. М. Хомушку и доктор религиоведения (PhD) У. П. Бичелдей.
Как отметила О. М. Хомушку в рецензии, «В монографии отдельно и очень обстоятельно рассмотрены типы ритуальных предметов, причем на большом источниковом материале, с привлечением значительного числа научной и художественной литературы, современных публикаций в СМИ, в Интернете. Имеет большую ценность разбор в каждом случае этимологии, вопросов происхождения лент "чалама”, шарфов "кадак”, а также различных типов флагов "тук”. Общая логика анализа строится авторами в русле уже отработанного коллективом методологического подхода — концептуализации этнокультуры, который был представлен в ряде предыдущих монографий, подготовленных под руководством Ч. К. Ламажаа».
Рецензент особо остановилась на том, что «в работе присутствует попытка рассмотреть ареалы культур, использующих подобные ритуальные предметы. Изучив и проработав обширный корпус источников, авторы сделали свои обобщения, назвали этот ареал — ареалом ленточно-флажочной культуры, а также сформулировали особенности развития этой традиции. Этот раздел работы представляет большой интерес для исследователей целого ряда культур, не только тувинской, но и шаманистских, буддийских».
Макет
монографии доступен в открытом доступе, размещен в электронной библиотеке
портала «Тува.Азия».
Научная монография представляет результаты междисциплинарного исследования истоков, истории развития традиций использования тувинцами ритуальных лент чалама, церемониальных шарфов кадак, а также ритуальных флагов тук. Рассмотрены вопросы этимологии названий, собраны многочисленные упоминания из этнографической литературы. Проанализированы вопросы общего ареала распространения ленточно-флажочной культуры. Описаны современные способы повязывания лент, подношения шарфов, установления флагов; показано присутствие ритуальных лент в культурной жизни Тувы (архитектуре, дизайне, искусстве, моде и пр.).
Монография издана в полноцветном варианте, что позволило представить богатый иллюстративный материал из более ста фотографий, большинство из которых сделаны самими авторами в ходе их поездок по Туве в последние годы.
Рецензентами издания выступили: доктор философских наук, профессор О. М. Хомушку и доктор религиоведения (PhD) У. П. Бичелдей.
Как отметила О. М. Хомушку в рецензии, «В монографии отдельно и очень обстоятельно рассмотрены типы ритуальных предметов, причем на большом источниковом материале, с привлечением значительного числа научной и художественной литературы, современных публикаций в СМИ, в Интернете. Имеет большую ценность разбор в каждом случае этимологии, вопросов происхождения лент "чалама”, шарфов "кадак”, а также различных типов флагов "тук”. Общая логика анализа строится авторами в русле уже отработанного коллективом методологического подхода — концептуализации этнокультуры, который был представлен в ряде предыдущих монографий, подготовленных под руководством Ч. К. Ламажаа».
Рецензент особо остановилась на том, что «в работе присутствует попытка рассмотреть ареалы культур, использующих подобные ритуальные предметы. Изучив и проработав обширный корпус источников, авторы сделали свои обобщения, назвали этот ареал — ареалом ленточно-флажочной культуры, а также сформулировали особенности развития этой традиции. Этот раздел работы представляет большой интерес для исследователей целого ряда культур, не только тувинской, но и шаманистских, буддийских».
У.
П. Бичелдей подчеркивает: «Тема ритуальных лент и флагов, которые используют
тувинцы, … , действительно до сих пор была белым пятном в науке. Несмотря на
значительный объем литературы по шаманизму и буддизму в Туве, отдельно
ритуальные предметы не изучались и даже не рассматривались». Она отметила «методологическую
стройность работы, которая была разработана самими авторами в исследовании
тезауруса тувинской культуры, когда культуру они изучали, основываясь на
терминологии тувинского языка, анализируя особо важные термины, названные
концептами, и разбирая их жизнь в культуре. В этом проявилась особенность
междисциплинарного подхода коллектива, в составе которого специалисты разных
отраслей гуманитарного знания. Это позволило им проработать материал и с
филологической точки зрения (этимология терминов), и с культурологической
(культурные практики), и даже с социально-философской (изучение культурогенеза
и социогенеза). Здесь можно ознакомиться с историей ритуальных лент чалама,
ритуальных шарфов кадаков, ритуальных флагов. Здесь перед нами открываются
картины настоящего синтеза шаманизма и буддизма в одном конкретном регионе
России, мира».