То, что происходит с тувинским институтом, имеет несколько причин. В давние времена наши национальные институты были созданы для развития национальной науки, из стен этих институтов вышли теоретики не только регионального, но и российского и более широких масштабов. Все наши институты координировались общим процессом академической науки в рамках ведомственных учреждений Москвы и Сибирского отделения наук. Но, к сожалению, сегодня эти центральные институты сами на грани выживания, исходя от всеобщего процесса, связанного с российской наукой, посаженной только на гранты и ограниченный бюджет.
Что касается региональных институтов, они отданы на откуп местных властей, многое зависит от лояльности республиканских лидеров к науке. Наши институты — осколок академической науки, ориентированной на серьезный подход в анализе своих тем. Хотя качество лидера должно определяться его уважением к традициям академической науки, корифеям — докторам и кандидатам, получивших свой статус на основе своих многолетних исследований. Потому что именно их работы закладывают основы национальной идентичности каждого народа, через их работы исследователи других регионов и стран определяют уровень региональной науки.
На протяжении многих лет сотрудничаю и дружу со многими тувинскими коллегами, знаю и высоко ценю работы Сузукей В.Ю., Самдан З.Б., Орус-оол С.М., Донгак У.А., Донгак А.С., П.С. Серен, Кунгаа М.Б., Кужугет А.К. И других.
И то, что цвет тувинской науки сегодня окажется за стенами единственного научного учреждения, удручает и напоминает легенду, как в древности выбрасывали со скалы своих родителей.
Т.М. Садалова, доктор филологических наук