Сегодня 8 июля – День семьи, любви и верности – праздник для всех народов России. Это важный праздник, так как семья в жизни каждого человека является самым прекрасным местом, где нас любят, учат, всегда защищают и оберегают от всяких напастей. В семье формируется наше мировоззрение и дружеское отношение к людям, к Миру в целом.
На тему особенностей семейно-брачных отношений у народов Сибири мы поговорили с научным сотрудником отдела социальных и правовых исследований Института философии и права СО РАН Галиной Гончаровой. Трудно переоценить ее вклад в формирование новосибирской этносоциологической школы: это и разработка алгоритмов, методов статистической обработки данных для конкретных социологических исследований, и участие с 1990-х гг. в полевых экспедициях в различные регионы Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сбор и анализ богатого эмпирического материала нашел свое отражение у Галины Гончаровой в более 105 научных публикациях, из них 20 монографий. В настоящее время она участвует в научно-исследовательском проекте СО РАН «Социокультурная трансформация межэтнических и локальных сообществ в интеграционных процессах современной России: детерминанты и модели регулирования».
– Галина Савитовна, вы давно работаете в Институте философии и права СО РАН и занимаетесь исследованиями семейно-брачных отношений у народов Сибири. Расскажите, пожалуйста, как вы заинтересовались этой тематикой?
– Семейно-брачными отношениями у народов Сибири я начала заниматься в 1995 г., когда работала над первичными материалами микропереписи 1994 г. Параллельно с обработкой материалов микропереписи появилось желание рассмотреть некоторые проблемы пошире. В итоге появилась анкета «Семья – брак – родители – дети», которая была составлена мною и неоднократно обсуждалась в секторе этносоциальных исследований. В 2000 г. по этой анкете было проведено социологическое обследование в Республиках Тува и Хакасия при участии студентов ТывГУ под руководством профессора З.Ю. Доржу и старшего преподавателя А.А. Стороженко, а также сотрудников ХакНИИЯЛИ под руководством профессора В.Н. Тугужековой и аспирантки Н.В. Тутарковой. Был получен оригинальный материал для анализа, по результатам которого совместно с профессором Л.Я. Савельевым в 2004 г. была написана книга «Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции и перспективы».
– Сейчас много говорят о трансформации института брака, даже об его «отмирании». На Ваш взгляд, у народов Сибири семья по-прежнему входит в традиционные ценности? Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Изменения в семейном поведении, как правило, связаны с изменениями в обществе и зависят не только от ценностей культуры, транслируемой СМИ, Интернетом, но и от демографической и экономической обстановки в регионах Сибири у всего населения в целом и у титульных этносов в частности. Если демографическая и экономическая обстановка стабильная, то традиционные ценности сохраняются. Если много мигрантов и новых производств, если происходит сокращение числа здоровых мужчин по отношению к количеству женщин репродуктивного возраста, то семейные ценности могут меняться.
У народов Сибири отношение к семейным ценностям осталось на прежнем уровне. Качественных изменений за последнее время не наблюдалось: семья, дети и брак по-прежнему являются главными традиционными ценностями. При этом, на мой взгляд, роль института брака остаётся решающей в формировании семейно-брачных отношений, и об его «отмирании» не может быть и речи. Ведь брак, являясь основой в цепочке семейных отношений, создает предпосылки не только их возникновения, но и развития всех форм связей между членами семьи. Трансформация института брака, если и происходит, то только в части его юридического оформления. Хотя браки без юридического оформления существовали практически всегда, с разной степенью интенсивности.
– Республика Тува на протяжении нескольких лет входит в лидеры по коэффициенту рождаемости. Как Вы считаете, с чем это связано?
– В нашем Институте исследования семьи, в том числе в Туве, ведутся с 70-х гг. прошлого века. И за этот период накопились данные, которые дают возможность сделать определенный вывод. На мой взгляд, лидерство по количеству рождений в Туве связано в основном с любовью к детям. Главной ценностью при вступлении в брак для женщин тувинок является рождение детей. Ценность иметь детей распространяется не только на замужних женщин, но и на тех, кто не состоит в брачных отношениях. Об этом свидетельствует практически самый высокий коэффициент внебрачной рождаемости.
– Для тувиноведения очень ценно то, что Тува была и остается в фокусе вашего исследовательского внимания. Можете ли вы выделить особенности традиционных семейных ценностей именно у тувинцев?
– Прежде всего, у тувинцев существуют гендерные различия в оценке значимости данных ценностей. Мужчины в большей степени считают очень важными традиционные семейные ценности, по сравнению с женщинами. Разрыв в оценке степени значимости традиционных семейных ценностей между мужчинами и женщинами увеличивается от поколения к поколению: чем моложе, тем различия больше. В целом, независимо от возраста все женщины считают очень значимыми традиционные семейные ценности (общее количество лишь на 6% ниже по сравнению с мужчинами). Но, если сравнивать, например, долю женщин 20-29 лет, поддерживающих традиционные семейные ценности, то она уже на 14% ниже, чем у мужчин этого же возраста, а в возрастной группе самых молодых (до 19 лет) эти различия составляют уже 19%. Уточню, что к традиционным семейным ценностям относится желание иметь семью, детей и быть замужем/женатым.
– Интересно, как распределяются ролевые функции мужчин и женщин в современных семьях в Туве?
– Мнения мужчин и женщин по вопросам о главенстве и контроле, а также о распределении семейных обязанностей в семье различны. Мужчины в меньшей степени связывают главенство в семье с материальным обеспечением и в тоже время переоценивают свою роль в контроле над действиями членов семьи. Возможно, именно эта ситуация, когда вместо сильного и ответственного мужчины женщина получает «домашнего диктатора», который не против, чтобы деньги она зарабатывала наравне с ним, формирует не радужное отношение к замужеству.
– В одном из своих исследований вы установили, что тувинки в меньшей степени считают важным состоять в зарегистрированном браке. Как вы считаете, с чем это связано? И какие есть последствия незарегистрированного брака?
– По результатам опросов основное различие во взглядах между мужчинами и женщинами – это отношение к браку. Женщины в меньшей степени (на 10%), чем мужчины считают для себя необходимым быть замужем. На мой взгляд, это может свидетельствовать как о реальной оценке возможностей по реализации матримониальных отношений, так и об ощущении поддержки от государства путем получения различных преференций в случае рождения детей в качестве матери-одиночки. Но может также являться и выражением собственной независимости. Однако незарегистрированные браки, не имеющие юридического обоснования, экономически уязвимы: ответственность мужчины за содержание матери его ребенка зависит только от его добровольного волеизъявления.
– С точки зрения этносоциологии, межнациональные, межконфессиональные браки – это хорошо или плохо?
– Как показывают наши исследования не только в Туве, но и в других регионах Сибири, межнациональные, межконфессиональные браки могут свидетельствовать о благоприятных взаимоотношениях между представителями различных национальностей и религий, и это очень важное проявление их взаимного согласия в процессе совместной жизнедеятельности. Кроме того, межнациональные, межконфессиональные браки являются показателем взаимопроникновения культур, как при формировании народных традиций, так и при формировании ценностных ориентаций, что изменяет мировоззрение человека в целом.
– По результатам ваших исследований, какая наблюдается динамика межнациональных браков в Туве?
– В Туве была относительно низкая доля межнациональных браков (8,9%) в 1989 г., и в результате изменений в этнической структуре населения к 2010 г. произошло сокращение межнациональных браков (до 4,4%). Все это связывается с миграцией русских и сокращением их в структуре населения за этот период с 32% до 16,3%. Несмотря на это в 2010 г. среди межнациональных браков значительную долю составляли русско-тувинские браки: около 41% от всех этнически смешанных браков.
– Что для вас как этносоциолога означает падение доли этнически смешанных семей?
– Увеличение доли однородных и сокращение этнически смешанных браков в Туве может привести к образованию монолингвистического пространства, в том числе, снижению степени владения русским языком, что негативно скажется не сразу, но при получении специального среднего и высшего образования может оказаться серьезной помехой.
– Существует мнение, что межнациональные браки приводят к ассимиляции, а моноэтнические браки в большей степени способствуют сохранению этноса. Что вы думаете по этому поводу?
– Я считаю, что при высокой культуре членов семьи и общества можно успешно сохранять не только этническую идентичность, но и традиции, обряды и в межнациональном браке. В традициях русского народа и государства никогда не было желания «порабощать» и ассимилировать другие народы. Наоборот, российское государство при поддержке народа неоднократно выступало в защиту малых народов, подвергшихся агрессии.
– Сегодня по всей стране отмечается праздник День семьи, любви и верности. Есть ли у вас рецепт счастливой и гармоничной семейной жизни?
– В этот день, мне кажется, каждый может поклониться дому, в котором вырос, родителям, любящим и любивших нас, своим корням. Конечно, семья – это любовь, верность и долг перед всеми ее членами. Основное и, наверное, главное – внимательное отношение, взаимное уважение друг к другу, поскольку именно оно дает основу для взаимопонимания. Трудно переоценить роль семьи и во всех общественных процессах. Даже на рабочие отношения атмосфера в семье оказывает серьезное влияние, иногда решающее.
Тарбастаева И. С.