1 сентября в Туве отмечается День исторической памяти тувинских добровольцев. В документально-письменном фонде Национального музея бережно хранятся газеты и газетные вырезки со статьями о подвигах наших земляков. Часто о кавалеристах писали их боевые товарищи, которые отмечали отвагу, смелость и храбрость тувинских воинов. В одной из газетных вырезок мы нашли воспоминание о тувинских добровольцах, написанное гвардии майором А. Доманком. К сожалению, выходных данные газеты неизвестны, но это нисколько не умаляет ценного содержания данного текста. Ко Дню исторической памяти тувинских добровольцев мы публикуем отрывок из статьи «Тувинский добровольческий».
… «Бои за Дубно – самая яркая страница в истории тувинского эскадрона. Здесь тувинцы показали не только стремительность и дерзость в наступлении, но и железную стойкость в обороне. В бюллетене № 26 политотдела дивизии есть такие строки: «Неувядаемой славой покрыли себя в боях за г. Дубно бойцы добровольческого кавалерийского отряда Тувинской Народной Республики под командованием гвардии капитана Кечил-оол… В самые трудные периоды боя, когда явное превосходство в живой силе и технике было на стороне противника, тувинцы ни на шаг не отходили без приказа, стояли насмерть».
Вот лишь один пример, подтверждающий эти слова. Пулеметчик гвардии сержант Чот прикрывал маневр своего эскадрона. Надо было во что бы то ни стало задержать гитлеровцев и дать возможность конникам занять более выгодную позицию.
Отважный пулемётчик вел огонь до тех пор, пока осколок не повредил его пулемет. Тогда он взялся за автомат, но вскоре кончились патроны. К сержанту бросились три гитлеровца. Они уже знали о тувинцах, но захватить кого-либо в плен до сих пор не могли. Теперь же боец один, безоружен. Он у них в руках. Да и сам тувинец не пытался бежать, даже пошел к ним навстречу…
И вдруг произошло то, чего гитлеровцы не ожидали. Стремительный бросок – и на голову не успевшего взяться за оружие врага обрушился тяжелый приклад автомата. Последней пулей сержант убил второго фашиста. Третий вырвал у него из рук автомат, но в то же мгновение железные пальцы тувинца намертво сжали горло вражеского солдата. Схватив его автомат, Чот спрыгнул в ход сообщения и, отстреливаясь, ушел на глазах опешивших гитлеровцев.
Командир дивизии гвардии генерал-майор Павлов и начальник политотдела гвардии полковник Нитовщиков в письме на имя секретаря ЦК Тувинской народно-революционной партии и председателя Совета Министров ТНР 12 февраля 1944 года писали:
«Бойцы тувинцы предпочитают смерть на поле боя сдаче в плен. Героя вашего народа гвардии капитана Кечил-оол знает у нас весь личный состав соединения как отважного и храброго командира. В боевой обстановке он всегда появлялся там, где
угрожала наибольшая опасность, воодушевлял бойцов и неизменно одерживали победу. Мы достойно оценили боевые успехи бойцов и командиров тувинского эскадрона, представив всех их к высоким боевым наградам».
О многих боях завершающего этапа войны рассказывает фронтовая летопись. И на каждой странице рядом с русскими украинскими, казахскими, киргизскими фамилиями мы встречаем имена героев-тувинцев…»
(Документы и фотографии из фондов и экспозиции Национального музея Республики Тыва)