В воскресенье завершился яркий, познавательный, незабываемый VII Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии». Об открытиях, достижениях и результатах читайте в нашем материале
VII Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» проходил с 21 по 24 июня по двум направлениям: пленарное заседание, на котором с научными докладами выступили ученые и исследователи, и конкурсные выступления среди исполнителей горлового пения. Таким образом организаторам удалось достичь нескольких намеченных целей: ученые смогли озвучить последние достижения науки в области изучения горлового пения; носители этого уникального феномена продемонстрировали свои таланты; исследователи получили возможность услышать живое исполнение хоомейжи Тувы, Хакасии, Турции, Японии, США и других регионов России и мира.
НАУКА О ХООМЕЕ
Программа каждого дня симпозиума выдалась более чем насыщенной. Так, в день открытия, 22 июня, в отеле «Азимут» ведущие ученые, занимающиеся исследованиями горлового пения, представили свои последние работы. Кандидат филологических наук, ведущий специалист Института развития национальной школы Светлана Сегленмей в работе «Артикуляционно-акустическая обусловленность горлового пения тувинцев» пишет следующее:
– Уникальность этого вида певческого искусства [горлового пения] тувинцев заключается в возможности певца извлекать из горла одновременно несколько звуков с разными обертонами, аналогичными с музыкальным инструментом, сопровождающим вокал. Кроме этого, тувинское горловое пение является необыкновенным по разнообразию тембрового колорита, т.е. хоомей имеет много разных стилей, доходящих до пяти-шести и более, а они в свою очередь имеют множество субстилей. Такого богатства исполнительской традиции горлового пения сыгыт-хоомей-каргыраа не обнаружено в культурах других народов, оно превосходит все виды горлового пения у остальных тюрко-монгольских народов.
Выступления с научными докладами проходили на протяжении всего дня. Возникла даже дискуссия. Кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской консерватории им. М.Глинки Галина Сыченко говорила в своем докладе о необходимости нотации как одного из способов академического преподавания горлового пения. Однако в Туве традиция нотации не прижилась:
– Имеется очень малое количество нотных записей образцов горлового пения тувинцев. Девять образцов опубликованы в монографии А.Аксенова и около 15 образцов в работе Зои Кыргыс. Несмотря на немногочисленность, доступные нотированные образцы наглядно демонстрируют огромное разнообразие стилей и приемов хоомея, индивидуальные различия исполнительских манер и региональных школ. Очевидно, что всё это настоятельно требует создания представительного корпуса нотировок, выполненных на современном уровне, с соблюдением академических норм и строгих текстологических принципов.
Иного мнения придерживается уважаемая ученая, доктор культурологии Валентина Сузукей. Исследователь считает, что традиционная методика обучения горловому пению у тувинцев не должна подстраиваться под требования академического преподавания. В Туве столетиями и даже тысячелетиями существует своя система обучения хоомею. Эта народная методика самодостаточна и имеет право на существование. Нет надобности привносить что-то новое, "чужеродное из иноэтнических или академических систем”:
– Важно обратить внимание и на то, что в случае использования хоомея в сочетании с современными формами музицирования существенно видоизменяется контекст функционирования самого хоомея, - пишет в своей работе "Научные исследования по тувинскому хоомею” Валентина Сюзюкей.
Также ученой было отмечено, что современные Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют внести свою специфику в образовательный процесс.
Все доклады, прозвучавшие в рамках симпозиума, вошли в научное издание, подготовленное организатором симпозиума – Международным научным центром «Хоомей». Всего оно содержит 16 статей таких авторов, как Наталия Товуу, Игорь Кошкендей, Зоя Самдан, Галина Сундуй, Валдон Хариссон, Неувонен Микко Хейкинпойка и других. К дню открытия симпозиума сборник был уже издан. Ответственным редактором выступила директор центра, доктор искусствоведения Зоя Кыргыс, научный редактор – кандидат филологических наук Мира Бавуу-Сюрюн, перевод на английский язык и редактирование осуществил Шон Куирк.
ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Традиционно в рамках симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» проводится открытый конкурс среди исполнителей горлового пения. В нем могут участвовать как именитые мастера, так и начинающие исполнители. В этом году конкурс собрал более 70 солистов и 19 ансамблей. Конкурсные выступления проходили 23 и 24 июня в Центре тувинской культуры. Завораживающий хоомей, медитативный сыгыт, чарующий каргыраа, динамичный борбаннадыр, звонкий эзенгилээр – конкурсанты представили все основные стили тувинского горлового пения. Аккомпанируя на народных музыкальных инструментах, конкурсанты пели о главном: любви к родной земле, о роли отца и матери в жизни каждого человека, смелости и смекалке, дружбе кочевника с конём, мире и согласии с природой. Приблизительно половина исполненных композиций касались славного призвания хоомейжи – исполнения горлового пения.
Так, молодой музыкант родом из Бай-Тайги Кежик Успун исполнил хоомей под аккомпанемент удивительного по звучанию тувинского духового инструмента «шоор». В какой-то момент своего выступления Кежик одновременно исполнял хоомей и играл на музыкальном инструменте. Волнующий каргыраа под аккомпанемент дошпулуура в исполнении другого артиста – Алексея Ховалыга вызвал бурю громких аплодисментов. Музыкант много лет хранит верность горловому пению и традиционной музыке. Это хобби стало частью его работы. В Тувинском государственном театре кукол Алексей нередко исполняет хоомей под игру на национальных инструментах во время детских спектаклей.
Со своими подопечными – юными участниками ансамбля «Амырга» – выступил великолепный исполнитель, двукратный обладатель Гран-при Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии», Народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар. «Амырга» представил на суд жюри народные песни под аккомпанемент дошпулуура и кенгирге.
В каком-то смысле шоу показали музыканты легендарного коллектива – фольклорного ансамбля «Тыва». Художественный руководитель – Айдаш Барынмаа, Заслуженный артист Республики Тыва. Музыканты представили обряд освящения лука и стрелы шаманом с помощью возжигания можжевельника. Слова благопожеланий как один из видов устного народного творчества смотрелись весьма органично на фоне происходящего мероприятия. Затем артисты блестяще исполнили все основные виды горлового пения тувинцев, подыгрывая на игиле, дошпулууре, бызаанчы и кенгирге, а также роге.
ГАЛА-КОНЦЕРТ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Красивым завершающим аккордом всех мероприятий в рамках симпозиума стал Гала-концерт с участием лауреатов и победителей, а также иностранных гостей. Проводился он 24 июня на сцене Национального музыкально-драматического театра Тувы. Открылся концерт выступлением прославленного коллектива – Тувинского национального оркестра. Дирижер – Аяна Монгуш, Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, художественный руководитель – Андрей Монгуш, Народный хоомейжи Тувы. В своей программе они исполнили известные композиции, в которых воспевается суровая красота Тувы, резвость и сила верного коня, но главное – счастье хоомейжи во время исполнения горлового пения. В составе оркестра выступили такие известные хоомейжи Тувы, как Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, Евгений Сарыглар, Аян Ширижик, Аян-оол Сам, Бады-Доржу Ондар, Кан-Хулер Саая и другие.
СРЕДИ КОЛЛЕКТИВОВ:
Гран-при – фольклорно-этнографический ансамбль «ТЫВА»;
Лауреат I – ансамбль «ЭЗЕНГИ»,
Лауреат II – ансамбль «ТУРАЛЫК»,
СРЕДИ СОЛИСТОВ:
Гран-при – Далай Дамдын,
Лауреат I – Айгор Кошкендей,
Лауреат II – Лопсан Мундукай,
Лауреат III – Монгун-оол Монгуш.
Стоит отметит, что необычное для тувинского зрителя горловое пение на этом концерте продемонстрировали иностранные гости. Участница из Турции Озлем Сойдан и Морияма Фуоко из Японии исполнили необычные народные песни. Публика тепло приняла артистов. Почти «тувинское» горловое пение показали знаменитый Роберт Маклафин, большой поклонник Тувы Риохей Терада и Микко Хейкинпойко. Кто-то из них уже несколько лет, другой – с недавних пор изучает хоомей и Туву, но каждый из них таким образом выразил любовь и признание тувинской традиционной культуре, которая жива и продолжает покорять сердца людей.
Замечательным завершающим штрихом Гала-концерта стало выступление Духового оркестра Правительства Республики Тыва. Под знаменитую народную песню «Эне-Сай» на сцену вышли лауреаты и победители конкурсных выступлений, маститые и начинающие хоомейжи – все те, кто служит хоомею. Под коллективное исполнение замечательной композиции, прославляющей Туву, ее природу, жителей, наследие предков, завершился этот праздник музыки.
КРУГЛЫЙ СТОЛ И РЕЗОЛЮЦИЯ
Чуть ранее в этот же день, 24 июня, в Центре тувинской культуры прошел «Круглый стол» с участием ученых, исполнителей горлового пения и представителей власти. Все они собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы, касающиеся горлового пения. Были затронуты такие темы, как сохранение тувинского традиционного уклада жизни как одного из факторов существования горлового пения хоомея; сохранение тувинского языка (без понимания содержимого текстов исполнитель никогда не состоится как хороший хоомейжи); создание обширной энциклопедии о хоомее; основание академии горлового пения в Туве. Также была затронута проблема однообразия в репертуаре многих молодых певцов. Традиция импровизаций, экспериментов, выработки своего уникального стиля понемногу уходит, тревожатся народные хоомейжи Тувы.
На этом «круглом столе» был рассмотрен проект резолюции симпозиума. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства культуры Республики Тыва по ссылке http://tuvaculture.ru/4160-proekt-rezolyucii-vii-mezh..
Подытоживая работу симпозиума, директор Международного научного центра «Хоомей» Зоя Кыргыс поблагодарила всех и каждого, кто оказал помощь, поддержал. Это, в первую очередь, ученые, принявшие участие в научной части симпозиума, и хоомейжи, а также работники Международного центра, Центра тувинской культуры, Министерства культуры Тувы, Союза хоомейжи республики, волонтеры-переводчики. Также Зоя Кыргыс поблагодарила иностранных гостей – поклонников тувинской музыки, журналистов, фотографов, ведь именно они занимаются популяризацией горлового пения – феномена в культуре народов Центральной Азии.
Виктория САЛЧАК,
Фото пресс-служб Центра тувинской культуры, Правительства Республики Тыва
VII Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» проходил с 21 по 24 июня по двум направлениям: пленарное заседание, на котором с научными докладами выступили ученые и исследователи, и конкурсные выступления среди исполнителей горлового пения. Таким образом организаторам удалось достичь нескольких намеченных целей: ученые смогли озвучить последние достижения науки в области изучения горлового пения; носители этого уникального феномена продемонстрировали свои таланты; исследователи получили возможность услышать живое исполнение хоомейжи Тувы, Хакасии, Турции, Японии, США и других регионов России и мира.
НАУКА О ХООМЕЕ
Программа каждого дня симпозиума выдалась более чем насыщенной. Так, в день открытия, 22 июня, в отеле «Азимут» ведущие ученые, занимающиеся исследованиями горлового пения, представили свои последние работы. Кандидат филологических наук, ведущий специалист Института развития национальной школы Светлана Сегленмей в работе «Артикуляционно-акустическая обусловленность горлового пения тувинцев» пишет следующее:
– Уникальность этого вида певческого искусства [горлового пения] тувинцев заключается в возможности певца извлекать из горла одновременно несколько звуков с разными обертонами, аналогичными с музыкальным инструментом, сопровождающим вокал. Кроме этого, тувинское горловое пение является необыкновенным по разнообразию тембрового колорита, т.е. хоомей имеет много разных стилей, доходящих до пяти-шести и более, а они в свою очередь имеют множество субстилей. Такого богатства исполнительской традиции горлового пения сыгыт-хоомей-каргыраа не обнаружено в культурах других народов, оно превосходит все виды горлового пения у остальных тюрко-монгольских народов.
Выступления с научными докладами проходили на протяжении всего дня. Возникла даже дискуссия. Кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской консерватории им. М.Глинки Галина Сыченко говорила в своем докладе о необходимости нотации как одного из способов академического преподавания горлового пения. Однако в Туве традиция нотации не прижилась:
– Имеется очень малое количество нотных записей образцов горлового пения тувинцев. Девять образцов опубликованы в монографии А.Аксенова и около 15 образцов в работе Зои Кыргыс. Несмотря на немногочисленность, доступные нотированные образцы наглядно демонстрируют огромное разнообразие стилей и приемов хоомея, индивидуальные различия исполнительских манер и региональных школ. Очевидно, что всё это настоятельно требует создания представительного корпуса нотировок, выполненных на современном уровне, с соблюдением академических норм и строгих текстологических принципов.
Иного мнения придерживается уважаемая ученая, доктор культурологии Валентина Сузукей. Исследователь считает, что традиционная методика обучения горловому пению у тувинцев не должна подстраиваться под требования академического преподавания. В Туве столетиями и даже тысячелетиями существует своя система обучения хоомею. Эта народная методика самодостаточна и имеет право на существование. Нет надобности привносить что-то новое, "чужеродное из иноэтнических или академических систем”:
– Важно обратить внимание и на то, что в случае использования хоомея в сочетании с современными формами музицирования существенно видоизменяется контекст функционирования самого хоомея, - пишет в своей работе "Научные исследования по тувинскому хоомею” Валентина Сюзюкей.
Также ученой было отмечено, что современные Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют внести свою специфику в образовательный процесс.
Все доклады, прозвучавшие в рамках симпозиума, вошли в научное издание, подготовленное организатором симпозиума – Международным научным центром «Хоомей». Всего оно содержит 16 статей таких авторов, как Наталия Товуу, Игорь Кошкендей, Зоя Самдан, Галина Сундуй, Валдон Хариссон, Неувонен Микко Хейкинпойка и других. К дню открытия симпозиума сборник был уже издан. Ответственным редактором выступила директор центра, доктор искусствоведения Зоя Кыргыс, научный редактор – кандидат филологических наук Мира Бавуу-Сюрюн, перевод на английский язык и редактирование осуществил Шон Куирк.
ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Традиционно в рамках симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» проводится открытый конкурс среди исполнителей горлового пения. В нем могут участвовать как именитые мастера, так и начинающие исполнители. В этом году конкурс собрал более 70 солистов и 19 ансамблей. Конкурсные выступления проходили 23 и 24 июня в Центре тувинской культуры. Завораживающий хоомей, медитативный сыгыт, чарующий каргыраа, динамичный борбаннадыр, звонкий эзенгилээр – конкурсанты представили все основные стили тувинского горлового пения. Аккомпанируя на народных музыкальных инструментах, конкурсанты пели о главном: любви к родной земле, о роли отца и матери в жизни каждого человека, смелости и смекалке, дружбе кочевника с конём, мире и согласии с природой. Приблизительно половина исполненных композиций касались славного призвания хоомейжи – исполнения горлового пения.
Так, молодой музыкант родом из Бай-Тайги Кежик Успун исполнил хоомей под аккомпанемент удивительного по звучанию тувинского духового инструмента «шоор». В какой-то момент своего выступления Кежик одновременно исполнял хоомей и играл на музыкальном инструменте. Волнующий каргыраа под аккомпанемент дошпулуура в исполнении другого артиста – Алексея Ховалыга вызвал бурю громких аплодисментов. Музыкант много лет хранит верность горловому пению и традиционной музыке. Это хобби стало частью его работы. В Тувинском государственном театре кукол Алексей нередко исполняет хоомей под игру на национальных инструментах во время детских спектаклей.
Со своими подопечными – юными участниками ансамбля «Амырга» – выступил великолепный исполнитель, двукратный обладатель Гран-при Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии», Народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар. «Амырга» представил на суд жюри народные песни под аккомпанемент дошпулуура и кенгирге.
В каком-то смысле шоу показали музыканты легендарного коллектива – фольклорного ансамбля «Тыва». Художественный руководитель – Айдаш Барынмаа, Заслуженный артист Республики Тыва. Музыканты представили обряд освящения лука и стрелы шаманом с помощью возжигания можжевельника. Слова благопожеланий как один из видов устного народного творчества смотрелись весьма органично на фоне происходящего мероприятия. Затем артисты блестяще исполнили все основные виды горлового пения тувинцев, подыгрывая на игиле, дошпулууре, бызаанчы и кенгирге, а также роге.
ГАЛА-КОНЦЕРТ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Красивым завершающим аккордом всех мероприятий в рамках симпозиума стал Гала-концерт с участием лауреатов и победителей, а также иностранных гостей. Проводился он 24 июня на сцене Национального музыкально-драматического театра Тувы. Открылся концерт выступлением прославленного коллектива – Тувинского национального оркестра. Дирижер – Аяна Монгуш, Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, художественный руководитель – Андрей Монгуш, Народный хоомейжи Тувы. В своей программе они исполнили известные композиции, в которых воспевается суровая красота Тувы, резвость и сила верного коня, но главное – счастье хоомейжи во время исполнения горлового пения. В составе оркестра выступили такие известные хоомейжи Тувы, как Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, Евгений Сарыглар, Аян Ширижик, Аян-оол Сам, Бады-Доржу Ондар, Кан-Хулер Саая и другие.
После приветственных слов и благопожеланий министра культуры Алдара Тамдына, главного организатора симпозиума Зои Кыргыс, председателя конкурсного жюри Андрея Монгуша началась церемония награждения победителей конкурса среди исполнителей хоомея. По решению жюри призовые места распределились следующим образом:
Гран-при – фольклорно-этнографический ансамбль «ТЫВА»;
Лауреат I – ансамбль «ЭЗЕНГИ»,
Лауреат II – ансамбль «ТУРАЛЫК»,
Лауреат III – «ансамбль ЖАРКИ»;
Гран-при – Далай Дамдын,
Лауреат I – Айгор Кошкендей,
Лауреат II – Лопсан Мундукай,
Лауреат III – Монгун-оол Монгуш.
Стоит отметит, что необычное для тувинского зрителя горловое пение на этом концерте продемонстрировали иностранные гости. Участница из Турции Озлем Сойдан и Морияма Фуоко из Японии исполнили необычные народные песни. Публика тепло приняла артистов. Почти «тувинское» горловое пение показали знаменитый Роберт Маклафин, большой поклонник Тувы Риохей Терада и Микко Хейкинпойко. Кто-то из них уже несколько лет, другой – с недавних пор изучает хоомей и Туву, но каждый из них таким образом выразил любовь и признание тувинской традиционной культуре, которая жива и продолжает покорять сердца людей.
Замечательным завершающим штрихом Гала-концерта стало выступление Духового оркестра Правительства Республики Тыва. Под знаменитую народную песню «Эне-Сай» на сцену вышли лауреаты и победители конкурсных выступлений, маститые и начинающие хоомейжи – все те, кто служит хоомею. Под коллективное исполнение замечательной композиции, прославляющей Туву, ее природу, жителей, наследие предков, завершился этот праздник музыки.
КРУГЛЫЙ СТОЛ И РЕЗОЛЮЦИЯ
Чуть ранее в этот же день, 24 июня, в Центре тувинской культуры прошел «Круглый стол» с участием ученых, исполнителей горлового пения и представителей власти. Все они собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы, касающиеся горлового пения. Были затронуты такие темы, как сохранение тувинского традиционного уклада жизни как одного из факторов существования горлового пения хоомея; сохранение тувинского языка (без понимания содержимого текстов исполнитель никогда не состоится как хороший хоомейжи); создание обширной энциклопедии о хоомее; основание академии горлового пения в Туве. Также была затронута проблема однообразия в репертуаре многих молодых певцов. Традиция импровизаций, экспериментов, выработки своего уникального стиля понемногу уходит, тревожатся народные хоомейжи Тувы.
На этом «круглом столе» был рассмотрен проект резолюции симпозиума. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства культуры Республики Тыва по ссылке http://tuvaculture.ru/4160-proekt-rezolyucii-vii-mezh..
Подытоживая работу симпозиума, директор Международного научного центра «Хоомей» Зоя Кыргыс поблагодарила всех и каждого, кто оказал помощь, поддержал. Это, в первую очередь, ученые, принявшие участие в научной части симпозиума, и хоомейжи, а также работники Международного центра, Центра тувинской культуры, Министерства культуры Тувы, Союза хоомейжи республики, волонтеры-переводчики. Также Зоя Кыргыс поблагодарила иностранных гостей – поклонников тувинской музыки, журналистов, фотографов, ведь именно они занимаются популяризацией горлового пения – феномена в культуре народов Центральной Азии.
Виктория САЛЧАК,
Фото пресс-служб Центра тувинской культуры, Правительства Республики Тыва