Именно так начал свою лекцию Народный хоомейжи Тувы, мастер по изготовлению тувинских национальных инструментов, министр культуры Алдар Тамдын. Лекция проходила накануне в Национальном музее Тувы им. Алдан-Маадыр
Послушать лекцию одного из самых известных мастеров по изготовлению тувинских музыкальных инструментов пришли ценители тувинского музыкального искусства: специалисты и просто любители. Удивительно, но большинство в зале составляли женщины. Мастер рассказал собравшимся о том, в чем особенности изготовления тувинских народных инструментов, как он пришел в это ремесло, о своих учителях и наставниках. Также лектор поведал о том, какие есть национальные каноны, связанные с изготовлением инструментов, на какие эксперименты решаются местные мастера и многое другое.
Так, большая часть тувинских народных инструментов – аккомпанирующие, потому что они всегда сопровождают горловое пение.
– Поэтому звуки тувинского игила, дошпулуура, бызаанчы и других отличают мягкий, бархатный голос. Инструмент не должен заглушать голос исполнителя – хөөмейжи, - говорит Алдар Тамдын. - К слову, это качество наших инструментов до сих пор высоко ценится не только тувинскими музыкантами, но и за рубежом. Современным изготовителям тувинских музыкальных инструментов стоит всегда придерживаться традиций изготовления инструментов, чтобы сохранить и передать их следующему поколению.
Зародилась тувинская вокальная и инструментальная музыка из звуков природы: шума ветра, воды, пения птиц, плача детеныша кабарги, ржания лошади. Изначально это было звукоподражание. Связь со звуками живой природы сохраняется и сегодня. К ним сегодня добавились современные, например, рёв мотора.
Говоря об особенностях изготовления народных инструментов, Тамдын более подробно остановился на игиле – двухструнном смычковом инструменте. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Создается он из дерева, чаще всего лиственницы. Встречаются инструменты из тополя, березы, сосны. Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота, чаще – козы, лучше – горного козла. Струны для игила традиционно делают из волоса конского хвоста. Но большей прочностью и износостойкостью отличается леска. Ее и применяют современные музыканты, например, Национального оркестра Республики Тыва. Имеется около девяти разновидностей у игила. Отличаются они и по форме, и по материалу.
Первые опыты Алдара Тамдына кому-то могли бы показаться кощунством: начинающий изготовитель музыкальных инструментов, чтобы понять, что откуда «растет», разбирал инструмент на мелкие кусочки. Также Тамдын много экспериментировал, особенно в те времена, когда жил у друзей на ранчо в Соединённых Штатах Америки. Там он сделал открытие – одна и та же порода деревьев, растущих в разных частях света, звучит абсолютно по-разному. Поэтому, когда он жил в США, какие-то части для создания игила мастеру приходилось заказывать через Интернет.
Кроме этого, мастер поведал о непростых временах в дни советской власти, когда всё, в том числе музыкальная культура, сводились к одному стандарту. Ему об этом рассказывал его отец – Константин Чулдумович Тамдын, музыкант, педагог и популяризатор народной музыки. Тогда тувинские национальные инструменты называли пережитком прошлого, достоянием отжившего себя феодализма и подвергали гонениям. Константин Чулдумович был одним из тех, кто успешно боролся с этим негативным явлением.
Также на лекции Алдар Тамдын рассказал об особенностях изготовления дошпулуура, бызаанчы и хомуса – маленького, но такого примечательного музыкального инструмента.
Пресс-служба минкультуры Тувы
Фото Виктории Салчак
Послушать лекцию одного из самых известных мастеров по изготовлению тувинских музыкальных инструментов пришли ценители тувинского музыкального искусства: специалисты и просто любители. Удивительно, но большинство в зале составляли женщины. Мастер рассказал собравшимся о том, в чем особенности изготовления тувинских народных инструментов, как он пришел в это ремесло, о своих учителях и наставниках. Также лектор поведал о том, какие есть национальные каноны, связанные с изготовлением инструментов, на какие эксперименты решаются местные мастера и многое другое.
Так, большая часть тувинских народных инструментов – аккомпанирующие, потому что они всегда сопровождают горловое пение.
– Поэтому звуки тувинского игила, дошпулуура, бызаанчы и других отличают мягкий, бархатный голос. Инструмент не должен заглушать голос исполнителя – хөөмейжи, - говорит Алдар Тамдын. - К слову, это качество наших инструментов до сих пор высоко ценится не только тувинскими музыкантами, но и за рубежом. Современным изготовителям тувинских музыкальных инструментов стоит всегда придерживаться традиций изготовления инструментов, чтобы сохранить и передать их следующему поколению.
Зародилась тувинская вокальная и инструментальная музыка из звуков природы: шума ветра, воды, пения птиц, плача детеныша кабарги, ржания лошади. Изначально это было звукоподражание. Связь со звуками живой природы сохраняется и сегодня. К ним сегодня добавились современные, например, рёв мотора.
Говоря об особенностях изготовления народных инструментов, Тамдын более подробно остановился на игиле – двухструнном смычковом инструменте. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Создается он из дерева, чаще всего лиственницы. Встречаются инструменты из тополя, березы, сосны. Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота, чаще – козы, лучше – горного козла. Струны для игила традиционно делают из волоса конского хвоста. Но большей прочностью и износостойкостью отличается леска. Ее и применяют современные музыканты, например, Национального оркестра Республики Тыва. Имеется около девяти разновидностей у игила. Отличаются они и по форме, и по материалу.
Первые опыты Алдара Тамдына кому-то могли бы показаться кощунством: начинающий изготовитель музыкальных инструментов, чтобы понять, что откуда «растет», разбирал инструмент на мелкие кусочки. Также Тамдын много экспериментировал, особенно в те времена, когда жил у друзей на ранчо в Соединённых Штатах Америки. Там он сделал открытие – одна и та же порода деревьев, растущих в разных частях света, звучит абсолютно по-разному. Поэтому, когда он жил в США, какие-то части для создания игила мастеру приходилось заказывать через Интернет.
Кроме этого, мастер поведал о непростых временах в дни советской власти, когда всё, в том числе музыкальная культура, сводились к одному стандарту. Ему об этом рассказывал его отец – Константин Чулдумович Тамдын, музыкант, педагог и популяризатор народной музыки. Тогда тувинские национальные инструменты называли пережитком прошлого, достоянием отжившего себя феодализма и подвергали гонениям. Константин Чулдумович был одним из тех, кто успешно боролся с этим негативным явлением.
Также на лекции Алдар Тамдын рассказал об особенностях изготовления дошпулуура, бызаанчы и хомуса – маленького, но такого примечательного музыкального инструмента.
По совету Алдара Константиновича, интересующимся тувинской инструментальной музыкой, желающим узнать больше, можно ознакомиться с трудами Валентины Юрьевны Сюзюкей – музыковеда, доктора культурологии, написавшей за годы творчества множество статей и книг. Так как тувинские музыкальные инструменты всегда неразрывно связаны с горловым пением хоомей, то любознательным будет полезно ознакомиться с творчеством другого ученого – доктора культурологии, одного из главных исследователей хоомея Зои Кыргысовны Кыргыс.
Фото Виктории Салчак