МНЦ "Хоомей" издал книгу, ответственным редактором которой выступила доктор искусствоведения Зоя Кыргыс. Как подчеркивают авторы книги, изучение историко-этнографического аспекта декоративно-прикладного искусства имеет большое значение для понимания этнической истории народа, сохранения и развития традиционных форм народного искусства. Тема ранее рассматривалась в трудах С.И. Вайнштейна, Т.Б. Будегечи, С.М. Червонной.
Декоративно-прикладные виды творчества издревле являлись одним из основных занятий тувинцев, которые передавалось по наследству, формируя целые династии знатоков прикладного дела, что во многом обусловлено спецификой кочевой жизни: будучи скотоводами, тувинцы на протяжении столетий сформировали для себя удобное расписание выпаса скота и сопутствующих ему занятий. К сожалению, материалов ХIХ – середины ХХ вв. по прикладному искусству практически нет.
От предков тувинцы унаследовали юрту, а вместе с ней – традиции обработки войлока, организации внутреннего пространства, изготовления деревянных элементов, производства кухонной утвари, посуды, приспособлений для хранения продуктов и прочие элементы быта. В издании описаны традиции кузнечного ремесла и ювелирного дела, где основным материалом являлось серебро, традиционные способы обработки металла: отливка, чеканка женских украшений, таких как браслеты, кольца, и перстни, подвески, серьги. Рассказано об изделиях из кожи, о значении в условиях кочевого хозяйства изготовления кожаных элементов конской сбруи: подпруги, узды кожаных седел и т.п.
В народном художественном творчестве тувинцев существовали способы обработки различных материалов с использованием простых и более сложных традиционных инструментов, при этом основное внимание уделялось выбору орнаментальных мотивов и цветового строя.
В заключительной части молодой исследователь, сотрудник центра «Хоомей», О. Ноозун описывает процесс возрождения ремесленного производства и всевозможных домашних промыслов, которые были неотъемлемой частью хозяйства тувинцев.
Произведения тувинского декоративно-прикладного искусства ценны не столько потому, что составляют предметный мир, материальную культуру, сколько как памятники духовной культуры народа, источники самобытного мировоззрения тувинцев. Духовная значимость предметов народного искусства сегодня особенно ценна для кочевых тувинцев, поскольку привносит в их суровую жизнь яркость и красоту. Они больше входят в повседневный быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие эстетическим идеалам кочевников, хранители исторической связи времен.