Чем тувинцы отличаются от других народов? Об этом Гия Саралидзе беседовал с историком, кандидатом педагогических наук Маратом Сафаровым в спецпроекте "Народы России" на радио "Вести ФМ".
Саралидзе: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это проект "Народы России". Всех приветствуем.
Сафаров: Здравствуйте, Гия. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
Саралидзе: Сегодня мы будем говорить о тувинцах. Наверное, многие, кто внимательно слушали наши предыдущие программы "Народы России", в том числе и маленькие такие программки, которые были как справки сделаны о тех народах, которые проживают, и наверняка знают, что Тува (Тувинская Народная Республика) была последним из таких крупных территориальных приобретений. Я уже не говорю про Калининградскую область, все-таки это было в ходе войны. А это нет, это вот Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР, 13 октября 1944 года это случилось. Ну еще любопытно, конечно, то, что в 1941 году Тува в то время еще как самостоятельное государство существовала, она объявила войну Германии. И надо сказать, что тувинские добровольцы принимали участие, даже есть об этом целое исследование по поводу участия тувинцев в Великой Отечественной войне, так наводили они ужас, надо сказать, на фашистов.
Сафаров: Да.
Саралидзе: Но давайте мы поговорим вообще о тувинцах, ведь несмотря на то, что их около 300 тысяч, по-моему, если я не ошибаюсь...
Сафаров: Да, общая численность, да. А если брать по самой Республике Туве, то это на 2010 год (самая свежая наша перепись) около 263-264 тысяч жителей, которые относят себя к тувинскому народу. И надо сказать, что тувинцы - один из тех народов, который дает очень большой прирост в численности, они стремительно увеличиваются, увеличились в течение XX века. Ну и по существу их можно сравнить по увеличению в численности разве что с северокавказскими народами. Во всяком случае, если мы берем и говорим, допустим, о Сибири, о Дальнем Востоке, это уникальный народ с точки зрения именно и самобытности, и сохранения своего родного языка, и приверженности своему такому варианту религии буддистской.
Саралидзе: Да и уклад жизни во многом в Туве, может быть, еще за счет того, что Тува все-таки очень оторванная, прямо скажем, территория.
Сафаров: Да.
Саралидзе: Нет железной дороги в республику, довольно сложное авиационное сообщение, дорог мало. Вот, наверное, еще и благодаря этому, конечно, сохраняется очень такой традиционный уклад у тувинцев. Но, кстати, надо еще сказать, что неоднородные тувинцы в различных и климатических условиях живут, и различаются. И есть тувинцы-тодженсы, есть тувинцы, которые живут вот преимущественно в такой степной части Тувы.
Сафаров: Да.
Саралидзе: В общем, отличаются они, в том числе, и по хозяйствованию, и чем они занимаются.
Сафаров: Да, очень существенно. Прежде всего мы должны сказать, что тувинцы относятся к тюркоязычным народам, это коренной народ Южной Сибири, один из наиболее древних народов сибирского вот этого историко-культурного большого пространства. Происхождение у них сложное, как и у всех древних народов. Вероятно, там были какие-то кетские, самодийские какие-то корни, то есть корни, которые связаны с местными народами, во всяком случае самодийские точно. Но по существу это тюркский народ, то есть это народ, который говорит на тюркском языке. И любой человек, владеющий тюркским языком, так или иначе, интонационно, а, может быть, даже и лексически, поймет речь тувинца так или иначе. В лексике много монгольских слов, потому что это буддизм, и это соседство с монголами, безусловно, оказало влияние на то, что монгольские лексические фразы, буддийские термины, они вошли в язык тувинцев.