Чаа-хольская земля 24–25 сентября принимала гостей — участников республиканской научно-практической конференции «Традиции земледелия в Туве». Тема, имеющая отношение к национальной безопасности и стратегическому запасу сегодня, в условиях кризиса, особенно актуальна.
Инициатором конференции, посвященной Году народных традиций и реализации губернаторского проекта «Одно село — один продукт», стал Национальный музей при поддержке минкультуры Тувы, ТИГПИ, ТувНИИСХ, Центра традиционной тувинской культуры, администрации Чаа-Хольского района.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, НАУЧНЫЙ
Не менее 120 участников из пяти районов республики, Кызыла и Турана собрались в Доме культуры райцентра. Красоту чаа-хольской долины, своей малой родины, воспевает поэтическим языком народный писатель Тувы Александр Даржай. Одно из его произведений, положенное на музыку Кертик-оола Данзына, стало гимном района.
В открытии конференции приняли участие глава района Станислав Сарбакай, министр природных ресурсов и экологии Чайзу Кыргыс, заместитель министра экономики Херел Бадарчи, сотрудник НИИ медико-социальных проблем РТ Мерген Кызыл-оол, директор Национального музея РТ Виктор Чигжит. Все говорили об актуальности тематики конференции, о традиционной пище тувинцев — чинге-тараа (жареном просе) и далгане (ячмене), на которых выросло не одно поколение тувинцев. Изготовление этих продуктов питания — процесс трудоемкий, поскольку ручной. Увидеть его от начала до конца, с момента жатвы до готового продукта — теплого тараа в чашке — участники конференции смогли на следующий день, где прямо в поле для них устроили мастер-класс.
Одним из центров зерноводства в Туве в советское время был Шанчы Чаа-Хольского района, о чем свидетельствует сохранившаяся с тех пор добротная дорога, по которой вывозили урожай, напомнил собравшимся экономист Херел Бадарчи. Есть утверждение: если хочешь стабильности — развивай сельское хозяйство. Валовой сбор зерна в 1970-х годах составлял 200 тыс. тонн, сейчас — 20 тонн. Поскольку в республике пока нет своего семеноводческого хозяйства, приходится ежегодно завозить семена на 40 млн. рублей. Восьмидесяти процентам зерноуборочных машин — более 20 лет.
Трогательным моментом была презентация диссертации Андрея Ашак-оола, ушедшего из жизни после тяжелой болезни в прошлом году, его дочерью, Аржааной Нурзат, преподавателем кафедры всеобщей истории и археологии ТувГУ.
— Папа начал изучать историю земледелия Тувы еще со студенческой скамьи. Посвятил ей 30 лет своей жизни, сумев охватить большой временной период — от III тыс. до н.э. до XIV века. Он был настоящим патриотом Тувы, — сказала она, сдерживая слезы.
Исчерпывающе было представлено современное состояние земледелия ст. научным сотрудником Тувинского НИИСХ Мирславом Донгаком, одним из авторов сорта пшеницы «Чагытай». В Туве — сложный климат. Мизерная сумма осадков выпадает, в основном, во второй половине лета, редкие ливни не дают эффекта. Более благоприятной для возделывания сельскохозяйственных культур является центральная, лесостепная зона: это Каа-Хемский, Пий-Хемский, Чеди-Хольский, Чаа-Хольский районы. Крайне ограничены в этом плане из-за температурного режима Тоджинский и Тере-Хольский районы. Докладчик перечислил количество сельхозтехники. Всего 495 тракторов, 388 — марки «МТЗ». Импортной техники — 28. Зерноуборочных комбайнов — 98, их не хватает, во время уборки урожая приходится «перекидывать» с одного поля на другое. Без современной техники не выйти на уровень 1970–1980-х годов. Надо использовать местные сорта: ячмень «Арат», пшеницу «Чагытай». Сорт «Чагытай» устойчив к засухе, полеганию. Отрадно, что в Туране открывается семеноводческое хозяйство.
К докладчику был вопрос: тувинцы всегда выращивали просо, но сейчас перестали. Не исчезнет ли эта культура?
— Это теплолюбивое растение, для него можно подобрать зону: низину Чаа-Холя, Барун-Хемчик — это самые теплые места. Даже в Улуг-Хеме можно его сеять, в Танды выращиваем. В Дзун-Хемчике под просо занято 21 га, в Сут-Холе, Улуг-Хеме — 5 га. Самая большая площадь, 25 га — в Чаа-Холе, там просо выращивает СПоК «Чодураа» (руководитель — Балбан-оол).
ДЕТИ — ЗЕРКАЛО СЕМЬИ, НАЦИИ
Сохранение традиций рассматривалось и в образовательном аспекте. Дети — зеркало семьи, нации, считают известная артистка Чодураа Тумат, преподаватель Кызылского педколледжа ТувГУ, и ее родная сестра Долана Тюлюш, ведущая ИЗО в детском саде «Ручеек» пгт. Каа-Хем. Свой проект они посвятили подрастающему поколению: знакомят детей с приготовлением традиционной пищи тувинцев — тараа и далгана. Федеральные государственные образовательные стандарты мало места отводят национальной культуре, родному языку. Первые познавательные занятия сестры провели в Центре тувинской культуры для учеников 1-го класса школы № 2. Нынешние дети мало едят далган и тараа. Они не знают, как выглядят ячмень и просо. Был продемонстрирован видеоролик, в котором при помощи настоящей утвари детям показывают весь процесс приготовления древней пищи — чинге-тараа, благодаря которой тувинцы всегда были сыты. «Земляков из Чаа-Холя, которые выращивают просо, надо ценить и ставить им памятник», — заключили сестры.
О духовном, нравственном кризисе в семьях говорила кандидат психологических наук Татьяна Ондар. Растет социальное сиротство. Женщины не реализовываются как матери, обленились, перестали рукодельничать. Нужен не только кодекс мужчин, но и кодекс женщин. Кто сидит в тоне, сшитом собственными руками, спросила она у зала. Лишь одна женщина подняла руку.
Педагог приехала в Чаа-Холь вместе со своими студентами, которые демонстрировали некоторые экспонаты этномузея, организованного в центре практической психологии и этикета в пединституте ТувГУ. Большинство изделий изготовлено студентами и самой Татьяной Ондар. У тувинцев есть традиция хранить самое ценное в мешочках. Так появились в музее яркие мешочки из тканей с национальным узором и маленькими бубенчиками, чтобы отпугивать нечистую силу: для пуповины, чая, соли, камешек, игральных костей, артыша, табака и т.д. Полезные мешочки, а также саше (для благовоний), всевозможные обереги, украшения для кос, игольницы, сделанные собственными руками, могут стать украшением любого жилища. Такова суть фолк-арт-терапии в традиционной национальной юрте, которую пропагандирует Татьяна Ондар. Она считает, что матери не учат своих детей молиться, иначе как можно объяснить то, что на улицах плюют, выбрасывают из окон домов и машин мусор. Ведь земля — это божество, и тот, кто оскверняет ее, — аза, или черт.
ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ
После обеда работа конференции продолжилась в трех секциях. Темы выступлений были самые различные, от узко-специальных, слушателями которых были, в большинстве, работники сельскохозяйственной отрасли, до популярных, которые были бы интересны любой аудитории: о блюдах, которые готовят из тараа; о серии «Земледелие» в фотоколлекции В.П. Ермолаева, о Ботаническом саде ТувГУ, о земледельцах — Героях Социалистического Труда и др. Татьяна Верещагина, заведующая Туранским филиалом НМ РТ, рассказала о русских переселенцах и начальном этапе хозяйственного освоения Турано-Уюкской котловины. Зоя Балчыырак, директор центра «Наследие культуры» Дзун-Хемчикского района, вспоминала о своем отце, Кертик-ооле Монгуше, заслуженном механизаторе Тувинской АССР. Две секции располагались в средней школе имени профессора Сата Шулуу, одна — в Доме культуры. Приходилось постоянно перемещаться, чтобы послушать выступающих. Было подготовлено 47 докладов, озвучено 39! Тем не менее, организаторам удалось управиться в один день. Завершился он выступлением фольклорного ансамбля «Тыва» и супружеского дуэта — Игоря и Айдысмы Кошкендей. Следующий день был посвящен празднику уборки проса и приготовлению из него чинге-тараа. Чаахольцы специально оставили полоску несжатых колосков, чтобы продемонстрировать мастер-класс.