Юбилей празднует организация, в которой чуть более шестидесяти членов. Ей пятьдесят лет. Будет ли это событием, на которое следует обратить особое внимание? Кто скажет: «Нет!» - не угадал, потому что свой юбилей на прошлой неделе отмечал Союз художников Тувы. А это уже – действительно большое событие.
Пока жили без Союза
Художников, в том смысле слова, как мы сейчас понимаем, с мольбертами и холстами, в Туве долгое время не было. Не было холстов и мольбертов. Хотя древние расписные аптара (сундуки) – это предметы настоящего искусства. Как и резьба по дереву. Чуть позже появились удивительные фигурки из агальматолита. Но Союза-то еще не было!
Вот появилась письменность, а с ней и книги. И книжные иллюстрации. Ну, теперь уж точно художники есть! Но Союза пока нет.
В сороковых годах прошлого века приехали такие впоследствии известные художники, как В.С. Раевский, Л. Афанасьев, С.И. Феоктистов, В.Ф. Демин и другие.
Практически, это и есть первые учителя будущих профессиональных тувинских художников. Народное искусство – это ведь как: сегодня режу агальматолит или расписываю аптара, а завтра – перегоняю отару на новую стоянку. Много времени для искусства не выкроишь.
Самый большой вклад в становление тувинского профессионального изобразительного искусства внес именно В.Ф. Демин. Он приехал в 1941 году и остался здесь на долгие годы. О нем больше всего и говорили на торжественном мероприятии.
Демин успевал все: рисовал политические плакаты, участвовал в оформлении спектаклей, создал изостудию. Ну и, конечно, обучал талантливую молодежь живописи, рисунку, композиции.
Позже приехали художники Г. Суздальцев, Л. Протасов, И. Кузнецов, Т. Левертовская и многие другие. Но это было все-таки не собственно тувинское искусство.
А потом появился Ланзы
В 1959 году окончил Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина Сергей Ланзы. Вот это уже появился первый профессиональный художник Тувы.
Он тоже организовал художественную студию, тоже много работал в театре.
Все известные художники (живописцы) так или иначе сотрудничали с театром. Не случайно на праздничное мероприятие пришло так много актеров из национального музыкально-драматического театра.
Сергей Ланзы прославил Туву своими историческими картинами, панорамными пейзажами, национальными натюрмортами на всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Он много работал в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, театральной декорации, организовывал творческие поездки по республике, помогал тувинским камнерезам в разрешении социальных и жилищных проблем.
Почему это он, художник, кому-то помогал?
А потому что уже появился Союз художников.
Первый съезд художников Тувы был в 1964 году. Демин и Ланзы предложили создать Союз художников Тувы. Не случайно, конечно, предложили. Просто к этому времени в Туве уже было десять членов Союза советских художников. Из них семеро - народные мастера резьбы.
В общем, в 1965 году появился Союз художников Тувы.
Скульпторы – основа всего
Ланзы – великий человек. Но основу творческой организации Союза художников заложили все-таки резчики по камню и дереву.
Сначала их оценили в Российском и международном масштабе, а потом и на родине. Началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые камнерезы переехали в Кызыл. Началось обучение молодежи азам художественного творчества. Художник-камнерез М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Дуругском детском доме. Такую же школу в Бай-Тайге, в поселке Тээли, создал Х.К. Тойбухаа.
Дом художника
Дом художника – это отдельная тема. И здесь не обошлось без Сергея Ланзы. Он был председателем Союза художников Тувы с 1965 года - двенадцать лет – до конца своей жизни. До 1977 года. Это он с трудом «выбивает» в Москве проект Дома художника и финансирование на его строительство за счет Художественного фонда СХ РСФСР, ставит вопрос о необходимости открытия в Кызыле художественного музея или картинной галереи.
Ну вот, Дом художников построили. И что в нем сейчас? Да что угодно: аптеки и адвокаты, садовое общество и кафе, магазины… есть даже выставочный зал для художников и несколько кабинетов для них.
Зато мы сейчас говорим о том, что камнерезы могли бы работать в Центре тувинской народной культуры, что нужен дом художника на берегу Енисея, у Центра Азии…
То есть построили Дом художника, благополучно его ... потеряли и думаем, где бы их разместить.
Бедно живем (не юбилейное)
Мы действительно очень бедно живем. Да, земля Тувы богата. В том числе богата талантливыми людьми. Но вот достойного помещения для Союза художников нет. На юбилей практически не приехали даже соседи – они просто прислали поздравления, которые в их отсутствие и зачитали. Соседские художники тоже бедно живут – нет средств поехать к коллегам на юбилей.
Недавно скульпторы из разных регионов собирались, провели конкурс, город украшен их скульптурами. Это – одно из самых значительных мероприятий. Порой проводятся выставки в единственном выставочном зале Дома художника. Иногда эти выставки проходят в Национальном музее – там удобнее.
Книжная графика? Да ладно. Все знают, как у нас обстоит дело с книгоиздательством. Да и книги тоже, вероятно, сейчас не нужны. На весь Кызыл – четыре места, где их можно купить. Да и в этих местах книг все меньше. Все, что угодно, только не книги! Попробуйте прямо сейчас купить лермонтовского «Демона», например. Не получится.
Бедно живем. С другой стороны – рынок: что не покупают, то и не продают.
Зато количество магазинов, где торгуют спиртным, не уменьшается. Рынок.
Бедно живем.
Зачем нужны художники
Нет, мы сейчас не будем говорить об эстетическом наслаждении. Кажется, это – не товар. Не будем говорить о том, что посещение выставок и вернисажей воспитывает вкус, прививает подрастающему поколению чувство прекрасного. Кажется, многие считают, что это не обязательно.
Вернемся в «допотопные» времена, в те времена, когда в Туве еще не было Союза художников и профессионального искусства.
И увидим, что и в те времена все отлично понимали, что искусство необходимо. Даже и до нашей эры люди старались, как могли, украшать свои жилища, свою одежду. Скифское искусство тому пример.
А сейчас? Ладно, без вернисажей. Но ведь надо как-то украшать город, украшать дома и офисы. Вставить фото в рамку – проще всего, но более важным людям дарят все-таки картины.
Надо придумать герб для города, эмблемы для хоомейжи или для борцов? Обращаются к художникам. Сделать буддийское святилище? Опять к художникам.
И еще никто не забыл про первых членов Союза художников СССР? Это ведь были камнерезы – наша совершенно законная гордость.
Тува без фигурок из агальматолита сразу теряет значительную часть своей самобытности и уникальности. Да, им нужно построить новый Дом художника. А старый чем плох? Чем не угодили другие художники, что о них сейчас и вспоминают-то мало?
В советские времена знали, для чего они нужны – для пропаганды. Вот нужно как-то нести в массы решения очередного съезда. Кто этим займется? Конечно, все люди искусства разными средствами: кинематограф, графика, живопись и прочее.
Абрахам Маслоу – американский психолог. Его «пирамида потребностей», введенная, вероятно, для упрощенного изложения идеи иерархии потребностей, указывает, что после того, как человек удовлетворит все свои насущные, физические потребности, он обращает свое внимание в сферу эстетического и духовного.
Кажется, мы еще не удовлетворили свои физические потребности. Не наелись. Бедно живем.
И. Вечорко, Плюс Информ