Кызыл – удивительный город. Ладно, в центре это просто небольшой сибирский город, без особых изысков, хотя набережная уже необыкновенно преобразилась. Но походите по его окраинам – здесь вы найдете и курганы, и петроглифы. Они могли бы стать уникальной «фишкой». И непременно станут. По крайней мере, первые шаги уже сделаны.
Сохранить традиции
На одной из окраин Кызыла, в районе зверофермы, есть удивительная «каменная книга». Точнее будет сказать: город притулился около «каменной книги». Наскальным рисункам более двух тысяч лет, а вот городу только минула первая сотня.
О памятнике наскального искусства Малый Баян-Кол лучше всех знает археолог Лариса Чадамба. Она приводит записи А.В. Адрианова из книги «Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году»: «Многие из осмотренных мною рисунков могли быть исследованы поверхностно, вследствие враждебного настроения туземцев, смотревших на такое посягательство с моей стороны на их святыню... правда, в таком отношении инородцев к их историческим памятникам заключается гарантия за их целость. До тех пор, пока они считают их своею святынею, эти памятники будут охранены самым надежным образом от истребления и расхищения, но как только цивилизация проникнет в эти страны, начнет производить постройки, сооружения, обработку земли, она уничтожит значительную часть памятников, постарается извлечь из них пользу при постройках, как это было в Южной России».
Вот на этом надо немного задержаться. Бережное отношение к памятникам древности было традицией народа. Когда, как не сейчас, в Год сохранения традиций, вспомнить о них!
Традиции бывают разные. Некоторые свято соблюдают во все времена. Другие – не очень… То, что нельзя трогать, и тем более разрывать, курганы, поддерживается в сказках, легендах и быличках. Утверждается, что человек навлечет на себя гнев духов предков, если будет строить себе дом на кургане, или положит камни из него в фундамент. Все знают множество примеров несчастий, которые могут свалиться на такого человека.
А вот петроглифы легендами и сказками не защищены. И традицию бережного отношения к ним постепенно утратили.
Странные фигуры…
Картины на Малом Баян-Коле развернулись на несколько километров. И они достаточно необычны. Первое, что бросается в глаза, – их размеры. Изображения нанесены техникой точечной выбивки. В основном, это контурные изображения, причем в большинстве случаев контур очень глубокий, с прошлифовкой.
Лариса Чадамба считает, что памятник в основном одновременный, то есть рисунки созданы приблизительно в одно время. Большинство петроглифов можно датировать позднескифским и гунно-сарматским временем. В Туве большинство рисунков меньше по размеру – 15x10 см. А эти изображения по стилистическим особенностям ближе к минусинским, чем к монгольским, алтайским или тувинским.
Но находятся-то в Туве! И поэтому ценность памятника бесспорна – на его примере можно доказать, что были достаточно тесные культурные связи у народов, обитавших в те далекие времена. Ну, для сравнения, как связи творческих коллективов Тувы и Красноярского края в наше время.
Хотя, есть, конечно, и некоторые странности.
Вот, например, медведь. Никаких других изображений медведей в Туве нет. Олени есть, козлики разные, и другие звери есть. А медведей нет. Некоторые, кто видел этого медведя, полагают, что он – «новодел». Но Лариса Дадар-ооловна считает иначе. Она говорит, что изображение медведя тоже датируется гунно-сарматским временем. Ноги животного переданы в позе «размашистой рыси». Изображены когти и клыки. Рисунки животных в позе «размашистой рыси» и такие контурные фигуры находят близкие аналогии в могильнике сюнну Аймырлыг, который находится около поселка Чаа-Холь.
И «новодел»…
Удобное расположение памятника на невысоких скалах, да еще вблизи от поселений тувинцев и заимок русских крестьян, сделало его посещаемым.
«Одни рисунки уже есть, почему бы и не добавить своих», - вероятно, эта мысль приходила в голову многим. Начиная с XIX века, на скалы наносили надписи, рисунки подновляли. На одной из интереснейших композиций, рядом с тем самым бегущим медведем выгравирована глубокая надпись M.ASAGAN, которая может относится к концу XIX- началу XX вв., когда здесь работали финские экспедиции. И финнам, как выяснилось, не чуждо ничто человеческое.
Вероятно, тогда же были «подновлены» некоторые рисунки. Ну просто их обводили, чтобы четче выделялись. И это еще можно понять, хотя так делать и не следовало. Но ведь некоторые плоскости с рисунками вообще закрашены современными надписями. Например: «Буян + Долаана». Дорогие Буян и Долаана, вы действительно считаете, что ваши чувства станут глубже и крепче, если вы испортите памятник? Лада, Юлия и другие, кто оставил свои автографы, вы действительно считаете, что вошли в историю, написав свои имена?
Вот с этими красками как раз большая проблема. Их, теоретически, можно стереть. Но если возьмется за это дело человек без определенных навыков, то может все испортить. Разная краска может повести себя по-разному. Под воздействием некоторых растворителей краска только глубже войдет в слоистую поверхность.
Сейчас нужна помощь археологов. Они уже взяли образцы скальной поверхности и соскоблили образцы краски. И то и другое исследуют в Санкт-Петербурге, и на следующий год археологи будут очищать замалеванную поверхность древней «каменной книги».
И о субботнике
«Зеленая Россия» - эта акция, по сути - всероссийский субботник. По всей России убирают, сажают деревья, в общем, делают свою страну чище и симпатичнее. В Кызыле в рамках этой акции наводили порядок на улице, которая названа в честь Тувинских Добровольцев. Хотя эта уборка в большей степени относится к мероприятиям, посвященным Дню исторической памяти и чести добровольцев Тувинской Народной Республики. Памятная дата установлена 1 сентября – в этот день отправился на фронт Тувинский кавалерийский эскадрон.
Свалка недалеко от древности
А у подножия Малого Баян-Кола собрались самые разные люди, чтобы разобрать свалку. Да, именно свалку. В нескольких метрах от древних рисунков возникла стихийная свалка, и появилась она очень давно. Так что выросла до угрожающих размеров.
Впрочем, субботник провели не сразу. Сначала было совещание у главы города Дины Оюн. Там собрались представители самых разных структур. После краткой лекции о сути и значении памятника культуры, быстро разобрали обязанности. Кто-то приготовит баннер, кто-то металлическую конструкцию под него. К слову сказать, металлическую конструкцию уже изготовили, осталось только покрасить. Но во время субботника решили, что надо сделать три баннера. Один – большой, там, где наскальные рисунки находятся ближе всего к дороге. И два – у начала «каменной книги» и у ее завершения.
Потом провели собрание с жителями дач, которые находятся рядом. Им тоже объяснили суть и значение петроглифов и предложили принять широкое участие в субботнике по уборке территории.
А в субботу и начался субботник…
Тана и Айдемир, вы – молодцы!
Солидные взрослые люди: члены городского Хурала, сотрудники Пенсионного фонда, ученые из Института гуманитарных и прикладных исследований лазали по горам, собирая мусор. Конечно, молодежи было гораздо больше – первокурсники ТГУ и других учебных заведений работали быстро и энергично.
Некоторые коллективы, которые говорили, что придут на субботник обязательно, не пришли. Впрочем, это – дело добровольное. Не слишком много было и местных жителей. Может быть, они стыдились собственного мусора?
Небольшой участок земли, полностью усеянный осколками, закопали и заровняли с помощью техники. Из овражков и канавок доставали «реликтовые» вещи, например, магнитофонные бобины и старые телевизоры. Больше всего было ярко голубых обрывков полиэтилена – разорванные мусорные мешки. Впрочем, конечно, бутылок тоже хватало. И пузырьков от «боярышника».
Местных жителей было немного, но они были. И это – замечательно. Пешком пришли, держась за руки, девочка и мальчик. Айдемир и Тана Шарахоо, брат с сестрой. Айдемиру 10 лет, он пойдет в четвертый класс школы № 8, Тане 8 лет, она пойдет в ту же школу, но во второй класс. Увидев маленьких детей, все немного опешили. Потом велели по горам и в овраги не лазать, а собирать мусор недалеко от дороги, дали мешки и перчатки. Дети послушно и быстро стали собирать всякий мусор неподалеку от машин.
Пришел достаточно пожилой Орлан Иргит. Он понимает, что такое соблюдать традиции. А еще от местных жителей была поддержка в виде большого пакета с ранеткой. Поддержали работников!
В общем, навалились всем миром и достаточно быстро убрали большую часть мусора. Сотрудники МУП «Благоустройство» работали не меньше других, скорее, больше, а им еще и вывозить собранные мешки.
Маловато будет
Конечно, этого мало. Потому что первый же ветер на убранную территорию принесет новые лохмотья мусора – в окрестностях горы его еще много.
Конечно, этого мало. Потому что есть и другие села, например, Ээрбек и Бижиктиг-Хая, рядом с которыми тоже есть петроглифы. И они тоже находятся в неприглядном виде.
Конечно, этого мало. Потому что Айдемир и Тана, ребята из учебных заведений, которые убирали мусор, которые слушали беседу и.о. начальника Службы по охране памятников Омака Ондара о значении этих петроглифов, не будут оставлять здесь свои «автографы». Но есть и другая молодежь, которая вообще не знает толком истории Тувы.
Это все – только начало. Но начало – хорошее, а это уже немало!
Сейчас поданы заявки на участие в разных программах, поставят баннеры, археологи на следующий год очистят эти скалы.
Традиции надо соблюдать. И относиться с уважением к такому достоянию республики, как древние памятники культуры.
И. Вечорко, Плюс Информ