Первый памятник основателю тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы установлен в столице Тувы Кызыле в сентябре 2014 года на площади Национального музея в честь 100-летия единения Тувы и России. Он был репрессирован в 1932 году. Но память о нем продолжала жить в памяти народа. Крушение коммунистической идеологии позволило восстановить историческую справедливость. Указом Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован в июле 2007 года, затем было инициировано возвести в столице памятник выдающемуся сыну тувинского народа. По убеждению Главы республики, это было необходимо для сохранения исторической памяти, для воспитания подрастающего поколения на самых ярких примерах любви к родине и ее народу.
Инициатива о строительстве памятника была вынесена на широкое обсуждение. Сам Шолбан Кара-оол неоднократно встречался с научной и творческой общественностью.
По итогам всесторонних обсуждений в канун нового 2011 года состоялся благотворительный бал Главы Республики Тыва по сбору средств на возведение в Кызыле памятника Буяну-Бадыргы. Было решено осуществить строительство методом всенародного участия.
Автором первого памятника, установленного в Кызыле, стал скульптор Ондар Байза Бавуужапович.
24 июля 2015 г., в честь 250-летия Даа кожууна в Чадаане – райцентре Дзун-Хемчика в торжественной обстановке открыт второй памятник Буяну-Бадыргы, автором которого стал Александр Ойдуп.
Мероприятие состоялось с участием руководства республики и муниципального образования, потомков исторического деятеля, представителей буддийского духовенства, которые провели обряды.
В связи с таким знаменательным событием здесь состоялось бракосочетание пяти пар молодоженов и чествование 250-го новорожденного ребенка Дзун-Хемчикского района. Местная администрация подготовила для них подарки.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол на торжественном мероприятии подчеркнул, что тувинский народ, несмотря на запреты, пронес память о Монгуше Буяне-Бадыргы до сегодняшних дней. Больше века память о нем передавалась из поколения в поколение. Сегодня происходят события, которые представить было невозможно каких-то пятнадцать-двадцать лет назад. Это значит, что Монгуш Буян-Бадыргы прошел честный и светлый путь. И время расставило все по своим местам. Именно об этом он мечтал в своих пронзительных стихах.
«Доброе имя Монгуша Буяна-Бадыргы совершенно смело, невзирая на опаски общественности, восстановил глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол, - считает жительница Чадана Евдокия Кара-Сал. – Это его прямая заслуга. Это первый руководитель современной Тувы, который принял такое решение без оглядки на всякие сомнения. Это чисто мужской поступок. И после исторического Указа Тувы Шолбана Валерьевича открылась белая дорога для светлой памяти Буяна-Бадыргы, для дальнейшего развития нашей родной Тувы».
Биография:
В 16 лет, после смерти своего приемного отца, Монгуш Буян-Бадыргы становится его приемником – последним нойоном самого большого в Урянхайском крае Даа-кожууна. А вскоре пришло время революций и больших перемен, когда нужно было решать судьбоносные вопросы. Решать, с кем жить дальше маленькому народу в центре азиатского материка, чтобы выжить, не быть стертым с лица земли другими, более сильными и многочисленными народами.
И молодой Буян-Бадыргы выбирает Россию, сильное и дружественное государство, способное защитить и помочь в трудную минуту. Его просьба русскому Цаган-хану о принятии Даа-кожууна под покровительство России звучит грамотно и очень убедительно, со ссылками на историю прежних взаимоотношений двух народов. Сказалось хорошее образование, которое дал приёмному сыну нойон Хайдып, свободное владение несколькими языками. У Буяна-Бадыргы было два главных наставника – известный монгольский лама Уржук Оскал и русский учитель Шуруку (Шура) Ряхлов. Возможно, именно поэтому желание найти для своей родной земли сильного и благожелательного покровителя, боль за судьбу своего народа, стремление облегчить его участь порой заставляли молодого нойона колебаться между двумя государствами.
Когда произошла февральская революция, и положение России стало весьма неопределенным, молодой политик заметался в поисках нового решения. Помощьвновь пришла со стороны России в лице давнего друга Тувы и последовательного сторонника её самоопределения – Иннокентия Георгиевича Сафьянова. Он сумел убедить Буяна Бадыргы не только в его собственных силах, но и в силах и возможностях народа Тувы идти своим, независимым ни от кого, путем. И этот путь был избран на съезде в Суг-Бажы, который проходил с 13 по 16 августа 1921 года.
Буян-Бадыргы был избран Председателем первого Правительства Тувы. Много еще было разных должностей у этого мудрого и красивого человека. Но, сохраняя верность своим духовным корням, он поддержал созыв в марте 1928 года Всетувинского буддийского съезда. Был принят закон, который по существу, объявил ламаизм государственной религией. Это и стало, по сути, началом заката политической карьеры Монгуша Буяна-Бадыргы. 16 октября 1929 года по решению высшего совета ТНРП М.Буян-Бадыргы и его соратники были сняты с должностей и исключены из членов ТНРП.
Весной 1930 года Буян-Бадыргы был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. Ему предъявили обвинение в политической близорукости, в том, что он проводил политику, несоответствующую принципам аратской идеологии, ориентировал экономику Тувы на частную собственность.
22 марта 1932 года бывших руководителей ТНР Буяна-Бадыргы, Дондука, Шагдыра и Бонду без суда и следствия приговорили к высшей мере наказания расстрелу, а 23 марта приговор был приведен в исполнение.
Из прошлого, из тюремных застенков взывает к нашей памяти голос Монгуша Буяна-Бадыргы, его завещание нам:
«Народ мой, клеветой я обесчещен…
День уличенья лжи наступит непременно
Кровавых тайн разоблаченье обязательно придет
Вернут мне имя доброе и честь
И правоту мою восславить — будет время».