«Велоклуб Красноярска заставил нас перешагнуть через внутренний барьер и отнестись к данному предложению серьезно, освободившись от родственных уз». Так говорит Светлана Мунзук. Какой барьер заставил ее перешагнуть Красноярский велоклуб? И почему нам надо очень поторопиться, чтобы потом не было мучительно стыдно?
Письмо из Красноярска
История началась в конце марта. Светлане Мунзук пришло письмо от Владимира Черникова из велоклуба. Он сообщал, что их клуб собирается в поход по Центральной Азии. Группа еще формируется, но маршрут уже известен. В Кызыле они будут 22-23 июля.
Но это не самое главное. Главное - Экспедиционным центром РГО Сибирского федерального округа в сентябре будет проведена велоэкспедиция «Уссурийскими тропами Дерсу Узала».
И вот, чтобы не ездить «просто так», решили сделать все более символично и информационно насыщено. Владимир Черников пишет: «Из сентябрьского похода в Приморье мы можем привезти капсулу с землей г. Арсеньева, где проводились съемки фильма. Кроме того, в отделении РГО во Владивостоке я попробую договориться о передаче в музей Кызыла для экспозиции о Вашем отце подлинных дневников Арсеньева. Капсула также будет передана в музей, а землю частично высыпем под проектируемый памятник М. Мунзуку - исполнителю роли Дерсу Узала.
В обмен мы могли бы отвезти в Приморье землю Тувы (например, с могилы Вашего отца) на могилу Дерсу Узала (ст. Корфовская, неподалеку от Хабаровска) и в музей г. Арсеньева. Если идею одобрите, то просьба такие капсулы заготовить к нашему приезду в Кызыл в июле. Размер д.б. не очень большой, т.к. мы все везем на себе. Текст придумайте сами. В качестве капсулы можно было бы использовать инкрустированный металлом рог яка. Это было бы в высшей степени оригинально, что наверняка заинтересует СМИ и интернет-сообщество, такой экспонат станет украшением музейной коллекции. Капсул потребуется три штуки: две оставим в Приморье, одну, с землей г. Арсеньева, привезем обратно.
В Приморье мы точно посетим два места: а) город Арсеньев, где снимался фильм и Ваш отец там бывал, б) могила Дерсу Узала на станции Корфовская близ Хабаровска. В Арсеньевский музей я предлагаю передать рог-капсулу, а землю из него отвезти и высыпать на могилу Дерсу. В свою очередь, землю с места съемок и с могилы Дерсу насыпем в другой рог-капсулу и привезем в Кызыл (это сделает тувинский велопутешественник). Эту землю можно будет высыпать на могилу М. Мунзука, а рог - передать в музей.
Таким образом, нам потребуется два рога с разными надписями».
Юбилей оскароносного фильма
Это был импульс для воплощения проекта, который зрел уже давно.
В этом году исполняется 40 лет с тех пор, как оскароносный фильм Акиры Куросава «Дерсу Узала» начал свое шествие по экранам мира. Сегодня образ Дерсу – это вселенская душа человека, живущего в гармонии не только с окружающим миром и природой, но и с самим собой.
Роль охотника гольда в этом фильме сыграл, как, наверное, все знают, наш земляк, тувинский актер Максим Мунзук. Он - один из основоположников Тувинского национального театра, которому в 2016 году исполняется 80 лет. Максим Монгужукович – режиссер, драматург, музыкант, собиратель тувинского песенного фольклора. Он оставил значительный след в становлении и развитии профессионального искусства республики.
Фонд Дерсу Узала, руководителем которого является Светлана Мунзук, давно лелеет проект установить памятник Дерсу у нас в республике. Памятник не актеру Мунзуку, а именно кинематографическому образу Дерсу.
И это не случайно: край наш еще пока красив и чист, пока пьем чистую воду из наших рек. Но не далек тот день, когда цивилизация дойдет и до нас – железная дорога, новые разработки месторождений природный ископаемых и т.д.
Соответственно, как считает Светлана Мунзук, народ, особенно подрастающее поколение, надо просвещать и воспитывать в русле трепетного отношения к природе, к земле, к традициям и обычаям, чтобы совсем не затеряться в этом глобальном мире. И образ Дерсу в этом плане может занять особое место.
Будет памятник?
Как хочется написать эти слова без вопросительного знака! В городе Арсеньеве, где проходили съемки фильма, давно уже установлен памятник проводнику и другу В.К. Арсеньева. А когда приезжают гости в Туву, особенно из-за рубежа, они частенько спрашивают про Дерсу, хотят увидеть его памятник. А его нет!
То есть, конечно, их возят на могилу актера Максима Мунзука, рассказывают о его работе. Но это – не одно и то же.
Сейчас Фонд обратился с письмами ко всем заинтересованным лицам с просьбой поддержать инициативу.
Предполагаемое место для установки памятника – площадь между стадионом им. Пятилетия Тувы и комплексом «Центр Азии». Напротив слияния двух рек.
Да, идея появилась давно. И когда иностранцы хотели посетить памятник, и когда Светлана Мунзук сама посетила Ханты-Мансийск. Там есть памятник природе. На первый взгляд, он кажется простым. Каменный грот в форме чума, над ним – птицы. У входа – фонтаны-водопады. Медведь рядом, лось, какие-то большие птицы, вроде журавлей. Удивительно живая экспозиция – работа большого художника.
Светлана Максимовна считает, что у нас есть все, чтобы создать нечто похожее: и художники, и материалы (красивые камни!), только это надо адаптировать к нашей местной конкретике (животный мир – птицы, звери и снежный барс). А Дерсу мог бы сидеть вместе с ними и смотреть на слияние рек.
Почему раньше об этом не говорили? В том-то и дело, мешали именно родственные узы. Было как-то неловко, что люди скажут, когда станут возводить такой памятник отцу.
Кисет с землей
Но вот Красноярск стал активно заниматься идеей пропаганды Дерсу. И Российское географическое общество задумало велопробег…
И тут возникло вполне понятное чувство: а почему инициатива должна исходить от кого-то? Пусть она будет тувинской, а Красноярск уже присоединяется к проекту. Порой скромность совсем не украшает.
В общем, проект начал работать.
Красноярским велосипедистам сказали, что рога яков, да еще и окованные – такой традиции у нас никогда не было. А вот – родная земля в кисете – это хорошо. Так и на фронт брали бойцы частицу родины.
Владимир Черников и тут хотел быть полезным, он дал Светлане Мунзук ссылки, где можно заказать изделия из кожи. Но и этого нам не надо. Прекрасные вещи из кожи делает ее сын, внук Максима Мунзука - Сайдаш Момбужай. Так что сами справимся.
Время поджимает
Время действительно поджимает.
В Кызыле велосипедисты будут примерно 22-23 июля. Они хотели бы уже принять участие в официальном мероприятии, посвященном проекту. В смысле – памятнику.
И еще нужен наш велосипедист, который мог бы принять участие в велопробеге в Приморье.
Цель нового проекта Экспедиционного центра Русского географического общества Сибирского федерального округа и Красноярского велоклуба «Грязные носороги» - проехать по местам путешествий военного топографа Владимира Клавдиевича Арсеньева в Сихотэ-Алиньском Приморье.
Участие РГО тут не случайно, подполковник Арсеньев, кстати, был членом Императорского Русского географического общества с 1909 года.
А на сайте форума «Уссурийскими тропами Дерсу Узала» есть такая запись: «Результатом нашего похода станет инициатива установки в Кызыле памятника тувинскому актеру за блестяще сыгранную им роль».
Обидно. Полагаю, нам всем надо поторопиться. Просто потому, что иначе мы всегда будем помнить, что наш памятник, нашему земляку, нашему актеру был создан по инициативе красноярцев.