Чем наполнен день буддийского монаха? Чем он занимается, как живет? Большинство из нас видит его на каких-либо мероприятиях, прихожане - в храме Цеченлинг. А остальное время? Один день, проведенный с буддийским монахом, дал ответы на эти вопросы. Но сначала надо уточнить, с кем именно был проведен день: с Буяном Башкы, гелонгом Тензином Чинба или с Буяном Сандыком.
Буян Башкы
Абсолютно вся Тува знает Буяна Башкы – Учителя Буяна. Многие верующие и прихожане храма Цеченлинг знают гелонга Тензина Чинба. Старые друзья и родственники, конечно, знают Буяна Сандыка.
Уже понятно, что это – один человек. Понятно, я не могла бы провести день с Буяном Сандыком. Это – привилегия родных. Логичнее всего, конечно, было узнать про жизнь гелонга, но так получилось, что почти весь день я была именно с Буяном Башкы. И этому тоже есть объяснение.
Буян Сандык после окончания кызыльского медучилища работал в роддоме №2. В 1997 году принял пять обетов генина – это обет, который принимают миряне. В 1998 году принял 36 обетов гецула, а в 2000 году – уже последний монашеский обет гелонга, в него входят 253 обета, которые нужно выполнять, в том числе обет безбрачия. Тогда и появился гелонг Тензин Чинба. Тензин Чинба – это духовное имя.
Но везде, где бы мы ни были, все его называли именно Буян Башкы.
Не знаю, почему. Может быть, потому, что от гелонга ждут каких-то ученых высказываний, которые не всем будут понятны, а Буян Башкы говорил то, что доступно каждому. Он говорил о том, что нужно всем и как можно этого достигнуть.
Личное время монаха
Странным, конечно же, было бы прийти до пробуждения человека и смотреть, как он просыпается. Поэтому, о том, что делает монах по утрам, можно узнать только с его собственных слов.
По сути, лишь утро да, вероятно, еще и поздний вечер, можно определить, как личное время монаха. Просыпается он в 6.30. И день начинается с молитвы, которую можно назвать благодарственной. Ее суть: я жив – и это счастье. Это значит, что жизнь продолжается.
После умывания и всего прочего, а в «прочее» входят и дыхательные упражнения, первый «завтрак» - стакан кипяченой воды.
Потом – подношения на алтарь: нектары, цветы, благовония, разные яства, должна быть и хорошая музыка. Это – своеобразный «заряд» на весь день. Основная суть молитв – опять же – благодарность. Надо поздороваться со всеми святыми: многие стали счастливыми благодаря им, пусть и все остальные придут к счастью. 21 раз он простирается ниц перед ними. Затем – девять обязательств – девять божеств, которым монах тоже молится каждое утро. Это еще – 40-50 минут. Молится, чтобы все были сытыми, чтобы не было голодных. И еще раз - чтобы были счастливы.
Второй «завтрак» - стакан воды с имбирем и лимоном, потом – витаминный коктейль, укрепляющий иммунитет. Этот коктейль – как каша. Буяну Башкы его подарили друзья. Впрочем, и насчет остальной еды он не беспокоится. Все, что нужно для жизни, у него будет. Монах не получает зарплаты. Но кто-то купит одежду, кто-то поможет приобрести другие вещи. Питаться можно в храме, но чаще угощают, когда он приходит в разные учреждения на мероприятия.
Семь монахов
Да, в Туве именно семь монахов. Не больше и не меньше. Изначально, или во время учебы, монашеский обет принимали около сорока человек. Но со временем они снимали с себя часть обетов, женились, заводили детей, начинали заниматься бизнесом…
Они остались священнослужителями, проводят службы. Хотя и не могут уже уделять все время молитвам, не могут в полной мере оказывать помощь всем окружающим – обязательства перед семьей.
Брак сам по себе – дело хорошее. Но буддийский священник должен учиться 22 года. Можно ограничиться и средним образованием – 15 лет. Минимум – 7 лет. Но на самом деле каждый буддист учится практически всю жизнь – всегда надо повышать свой уровень. А человек, у которого есть семья, – не может всю жизнь посвятить служению.
Говоря о себе, как о монахе, Буян Башкы первой целью называет повышение своего уровня знания. Чем больше знаешь сам – тем больше сможешь отдавать другим. Сейчас в республике больше ста субурганов, почти в половине случаев он участвовал или руководил строительством. В Индию ездили учиться 80 человек – сорока он помогал с билетами, с визами, находил спонсоров, чтобы обеспечить стипендиями. За десять лет в Индии побывали почти 1000 человек, и многим из них он тоже помогал оформлять визы.
Жертвы ДТП
Митинг, посвященный памяти жертв ДТП, – был первым мероприятием, на котором в этот день должен был присутствовать Башкы. Дети, плакаты, белые шары, выпущенные в небо… Митинг хороший. Православный священник и Башкы говорили очень проникновенно… Но кто их слушал? Только те же дети. Конечно, став взрослыми, они обязательно будут водить машины осторожно, будут соблюдать все правила. Но нынешние водители смогут ли почувствовать все, о чем говорили, если даже и увидят сюжет в новостях по телевизору?
Впрочем, этот митинг, как оказалось, очень «в тему». Можно сказать, что он – официальное организованное мероприятие в рамках общего учения Будды. Это не парадокс, это действительно так.
Буян Башкы говорит: основная цель монаха - сделать так, чтобы люди заботились друг о друге, не вредили себе и друг другу, не употребляли алкоголь и наркотики, не занимались воровством. Так что – не допустить автоаварий, не допустить жертв – это тоже входит в круг обязанностей буддиста.
Каждый хочет, чтобы его ребенку было хорошо. И здесь не только забота о его физической жизни. Чтобы ребенку было хорошо, его надо воспитывать. А воспитание – это есть объяснение того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Буян Башкы уверен, что, когда все дети будут хорошими людьми, мы все будем счастливы.
Кадеты
Работа с детьми очень важна, но сразу после митинга надо было быстро идти в храм, потому что там уже собирались прихожане. Это и время общей молитвы, и время бесед, личных консультаций.
А потом – опять к детям. К кадетам. Но не в новое красивое здание.
Почему-то многие думают, что дети из кадетского корпуса, который у нас уже давно был, перешли в кадетское училище. Это совсем не так. Те ребята, которых мы часто видели, которых приглашали на разные мероприятия, чтобы они в парадной форме маршировали, вносили знамя и прочее, так и остались в своей старой школе.
Кадетское училище – это кадетское училище. Оно относится к ведомству Министерства обороны. Но есть и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканская кадетская школа-интернат (Кадетский корпус). В ведомстве Минобраза Тувы.
Дети, которые учатся там, конечно, тоже сдают экзамены. Здесь – школа-интернат. Здесь – много детей из не очень благополучных семей. Этим детям нужно больше помощи, и для них важнее уроки Башкы.
Директор школы Эрес Сонам часто приглашает монаха на классные часы. В новое училище, кстати, его пока не приглашали ни разу. С другой стороны, и других монахов в Кадетский корпус приглашают не часто. Эрес Сонам говорит, что детям не очень понятно то, что они говорят, кадеты скучают, мало запоминают.
Вероятно, это происходит потому, что другие монахи пытаются начать с чего-то теоретического. Они поют молитвы на тибетском языке и разъясняют богословские вопросы. А Буян Башкы говорит о том, что понятно, доступно и, главное, важно для всех. Он рассказывает о том, как быть счастливым.
Чтобы быть счастливым, нужно любить себя. Это не эгоизм. Нужно любить свое тело и содержать его в чистоте, нужно любить свой ум и развивать его.
Беседа шла попеременно на русском и тувинском языках. Все дети, которые здесь учатся, владеют и тем и другим.
Потом небольшие беседы с отдельными учениками.
А потом – опять в храм.
Вечер монаха
Вечер монаха – это не отдых в уютной квартире. Это – опять молитвы. Молиться полагается в восемь утра, в 12 часов, потом – в три, в шесть и в девять вечера.
На шестичасовой молитве тоже есть прихожане, тоже беседы.
А потом – «бумажная работа». Учение – это важно, может быть, - самое важное. Но нужно заниматься и бумагами, оформлять визы, заниматься строительством статуи Будды. Сейчас на строительство собрано около 5 миллионов. Половина из них – благодаря именно Буяну Башкы. То есть жертвователи говорили, что они дают эти деньги, потому, что они верят Башкы.
Во время «бумажной работы» - работы с документами, меня «нагрузили» книгами. Чтобы работа была совместной. Но тут уже, честно говоря, я «сломалась». А может, и не «сломалась». Просто как-то неловко сидеть и просто смотреть на работающего человека. Книги Буян Башкы мне дал с собой. И те из них, которые рассчитаны для младшего возраста, уже переданы в буддийскую семью, где есть дети.
Я – домой, отдыхать. А у монаха впереди еще учеба, еще совершенствование, еще молитвы.