В Национальном музее РТ открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения видного государственного деятеля, одного из первых руководителей тувинского государства Сата Чурмит-Тажы Саны-Шири-оглу.
Тувинцы говорят: «Төөгү билбес төөрээр», т. е. «кто не знает свою историю, тот блуждает» (подстрочный перевод). История Тувинской Народной Республики многогранна и во многом уникальна. Один из ее важных периодов, а именно становление тувинского государства, навсегда связан с жизнью и деятельностью Чурмит-Тажы Сата — председателя Правительства ТНР, возглавлявшего его достаточно продолжительное время — с 1929 по 1938 год. Этот значимый период в истории ТНР до сих пор еще недостаточно изучен учеными и исследователями.
С именем Чурмит-Тажы Сата связывают зарождение в Туве всех отраслей народного хозяйства, именно при нем была принята первая национальная письменность, введена первая национальная валюта «акша». Именно ему принадлежит большая роль в создании с помощью советников из СССР министерств и ведомств для управления молодым растущим государством.
Чурмит-Тажы Сат родился в 1894 году в селе Хайыракане Дзун-Хемчикского кожууна в зажиточной семье феодала. Отец Саны-Шири был чиновником в чине «чайзан». Дед Майды-Ловун был ламой, участвовал в строительстве Нижне-Чаданского хурээ, а после обучал там хуураков.
В дореволюционной Туве молодой Чурмит-Тажы был одним из образованных людей: получил буддийское образование в Орган-Оолетском монастыре Монголии. Он хорошо знал старомонгольскую и тибетскую письменности. До 1925 года Чурмит-Тажы был ламой Верхне-Чаданского монастыря. С августа 1921 года он принимал активное участие в управлении Дзун-Хемчикским кожууном, а в 1923 году вступил в члены ТНРП. Образованный, дисциплинированный, исполнительный в выполнении партийных поручений, он сразу же выделился из числа прогрессивной молодежи.
С 1925 года начал свою государственную деятельность в Правительстве ТНР. Он становится членом Президиума ЦК ТНРП. На внеочередном заседании ЦК ТНРП 17 июля 1925 года принимается решение о создании Управления государственной внутренней политической охраны (УГВПО). Начальником УГВПО был назначен Чурмит-Тажы Сат. Спустя два года, в 1927 году, он был назначен на должность министра внутренних дел ТНР (первый министр МВД). В 1929 году был Генеральным секретарем ЦК ТНРП. С 1929 по 1938 год являлся председателем Правительства ТНР, занимал еще и должность министра иностранных дел Тувинской Народной Республики. Чурмит-Тажы Сат в истории Тувы — единственный руководитель, столь долгое время управлявший суверенным государством, занимая одновременно две высокие государственные должности.
Неоценим вклад Чурмит-Тажы Сата в создание и развитие первого государства в истории Ту- вы — Тувинской Народной Республики. В 1929 году под его руководством была организована государственная комиссия по созданию тувинской письменности. Председателем комиссии был назначен Оюн Танчай. Чурмит-Тажы Сат объявил о создании первого Ученого Комитета ТНР (Эртем комитеди), который возглавлял министр культуры ТНР Салчак Тока. Именно за подписью Чурмит-Тажы Сата в 1930 году была утверждена первая национальная письменность на основе новотюркского латинизированного алфавита, введена и утверждена первая национальная валюта «акша». В истории Тувы Сат Чурмит-Тажы стал первым из руководителей ТНР, который дал интервью зарубежным журналистам.
Не имея определенных навыков и опыта, специального образования, знаний основополагающих принципов управления государственными делами, Чурмит-Тажы Сат сумел успешно руководить и внутренней, и внешней политикой молодого государства. Благодаря его дипломатическому таланту в сотрудничестве с Советским Союзом и Монголией были заложены первые ростки социалистического строя и развития тувинского государства.
На встрече с заместителем министра иностранных дел РСФСР Стомоняковым в ноябре 1935 года председатель Правительства ТНР Чурмит-Тажы Сат попросил помочь в решении ряда вопросов, стоящих перед ТНР: в частности, помощи в строительстве международной автодороги между СССР и ТНР, помощи в приобретении для столицы — г. Кызыла — киноаппаратуры по воспроизведению звукового кино, об отправке в Туву военных специалистов, открытии рабочего факультета для Тувы в СССР, и так далее.
Интересный факт: в 1930-е годы разным хозяйственным организациям молодой республики присваивались имена всех трех руководителей ТНР: председателя Совета Министров Чурмит-Тажы Сата, генерального секретаря ЦК ТНРП С.К. Токи, председателя Малого Хурала ТНР Адыг-Тулуша Хемчик-оола. Так, именем премьер-министра Чурмит-Тажы Сата был назван быстрорастущий город асбестовиков — Чурмит-Тажы, нынешний Ак-Довурак.
В начале 1932 года тувинское руководство во главе с Чурмит-Тажы Сатом поставило перед Наркоматом тяжелой промышленности СССР (Г.К. Орджоникидзе) вопрос об отправке в Туву научно-изыскательской экспедиции для изучения перспектив Ак-Довуракского асбестового месторождения. В июле 1932 года в Туве силами Хакасско-минусинской геолбазы Союзгеологоразведки началось исследование асбестового месторождения. Это месторождение было названо именем Чурмит-Тажы Сата.
С января по май 1933 года геологоразведочные работы в Туве проводило объединение Союзасбест. По их завершении в адрес Г.К. Орджоникидзе поступил рапорт о том, что «Ак-Довуракское месторождение им. Чурмит-Тажы обладает значительными промышленными запасами асбеста с большим содержанием текстильных сортов».
С начала августа 1933 года прибыли строители и приступили к сооружению фабрики, дорог к ней и других промышленных объектов. Строительство было в самом разгаре, когда из Москвы вдруг пришло указание «законсервировать» объект как экономически невыгодный (прежде всего, из-за отсутствия транспортной инфраструктуры). К началу консервации фабрика была отстроена на 90 процентов. После того, как в 1938 году Чурмит-Тажы Сат пал жертвой политических репрессий, почти завершенное строительство асбестового предприятия было свернуто, и эта страница истории асбестового комбината и города почти забылась.
Рационально мыслящий Чурмит-Тажы Сат ратовал за революционные преобразования в Туве. Он последовательно выступал против насильственных методов коллективизации аратских хозяйств, слепого копирования советского опыта строительства социализма. Как мог, противодействовал искоренению религиозных чувств и верований аратских масс, разрушению и уничтожению монастырей. В 1936 году он заново открыл четыре буддийских храма в Туве. В своих выступлениях он отмечал, что основа экономики Тувы — скотоводство. Добрый и доверчивый по натуре, Чурмит-Тажы Сат открыто высказывал свои суждения по коренным вопросам внутренней и внешней политики в ЦК ТНРП.
«Почему бы у нас, в Туве, — задавался вопросом премьер-министр, — не развивать перерабатывающую промышленность, чтобы не только скот и сырье поставлять за границу, но и экспортировать готовые изделия из кожи, шерсти, мехов, а также молочную, мясную и прочую продукцию?». И шаг за шагом двигался к цели, опираясь на собственный опыт, на единомышленников в правительстве и партии.
13 октября 1938 года решением Чрезвычайного открытого суда Президиума Малого Хурала приговорены к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества — 9 членов правительства во главе с Чурмит-Тажы Сатом. Их обвинили в контрреволюционной деятельности, называя «шпионской контрреволюционной организацией» и «агентами империалистической Японии». 16 октября 1938 года по этому сфабрикованному делу «как руководитель контрреволюционно-шпионской организации» Чурмит-Тажы Сат был расстрелян вместе с шестью членами правительства. Это дело вошло в историю Тувы как «Дело девятки». Из девятерых приговоренных к расстрелу членов правительства двоим заменили меру наказания восьми годами лишения свободы. После расстрела Чурмит-Тажы тяжелая участь постигла его семью. Полностью конфисковано все их имущество.
У Чурмит-Тажы Сата и его жены было четверо детей: три дочери и сын. Самая младшая дочь, Айыш, умерла еще до тех страшных событий. В 1935 году во время рабочей поездки в МНР, когда он возглавлял делегацию ТНР, взял с собой в дорогу жену и младшую дочь, которая по пути в г. Улан-Удэ заболела и умерла от дизентерии.
Единственный сын Чурмит-Тажы Лагбажык во время тех страшных событий учился в алтайском г. Ойрот-Тура на третьем курсе сельскохозяйственного техникума. После ареста отца его посадили в тюрьму как сына «врага народа». Там он умер от голода.
Старшей дочери Ожаме в тот страшный 1938 год было 22 года. У нее было двое детей, и она ждала третьего. В то время она работала бухгалтером предприятия по добыче золота. После ареста отца однажды утром на работе она увидела приказ на стене об ее увольнении. Это было для нее шоком, ей казалось, что земля закачалась под ее ногами. В следующем году посадили в тюрьму ее мужа Байкара Санчая за то, что он только был зятем «контры».
Жена Чурмит-Тажы Сата Эрикпел Сембиловна и средняя дочь Блантина после его ареста жили в с. Шеми Дзун-Хемчикского кожууна. Их не принимали в колхоз, Блантину не зачислили в школу, и она так и не получила образования. Родные братья Чурмит-Тажы Сата — Сотпа и Манзырыкчы — были осуждены на восемь лет лишения свободы только за то, что были близкими ему людьми.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в своем решении от 3 сентября 1964 года установила, что обвинение Чурмит-Тажы Сата и других в организованной контрреволюционной деятельности не было ничем подтверждено, контрреволюционной организации в Туве не существовало. Он вместе с другими участниками «Дела девятки» реабилитирован в 1964 году.
За государственные заслуги в развитии ТНР в честь 15-летия ТНР Чурмит-Тажы Саны-Шириевич был награжден Орденом Республики. Его портрет запечатлен на одной из тувинских марок периода ТНР.
Если бы не эти страшные события, сколько еще наград заслужил бы Чурмит-Тажы Сат? Но имя этого государственного деятеля, одного из первых руководителей ТНР, внесшего большой вклад в создание и развитие тувинской государственности, безвинно погибшего во время кровавых репрессий в истории Тувы, легендарной исторической личности должно знать и помнить молодое поколение.