«Ураанхай в переводе с монгольского, значит светозарный, светоносный. Люди, которые считают, что это слово переводится, как "оборванный" просто недостаточно хорошо знают монгольский язык», - рассуждает доктор исторических наук, профессор, доктор буддийской философии Николай Абаев на встрече с Главой Тувы Шолбаном Кара-оолом в день своего 65-летнего юбилея. Николай Вячеславович увязывает "ураанхай" с корнем «РА» в монгольском слове «солнце» – nara(n), но также он не исключает, что слово «ураанхай» переводится, как «мастеровой». Ученый ссылается и на точку зрения академика, президента Академии монгольских традиций Лувсандамба Дашняма. Известный исследователь, автор интересных гипотез о происхождении тувинского народа Николай Абаев сегодня уверен, что урянхайцев (в прошлом тувинцев) называли людьми, несущими свет. По его словам, урянхайцами называли людей, которые были в многотысячном военном отряде полководца Субедея. «Это были самые отборные и передовые, яростные бойцы, а до этого – умелые охотники», - говорит профессор. Кстати, Николай Абаев тут же обыгрывает слова «яростные» и «ярило» - бог солнца в русской мифологии.
Как известно, "Ураанхай" является самоназванием потомков, или названием родов и племен ...среди калмыков, башкир, монголов, бурят, тувинцев, эвенков, маньчжур и алтайцев. Якуты тоже сегодня особо подчеркивают, что раньше они называли себя «Ураанхай-Саха». А Тува официально называлась Урянхайским краем, когда в 1914 году русский царь Николай II объявил протекторат.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол поделился, что он тоже достаточно серьезно изучал происхождение слов «ураанхай» и «урянхайцы». И он убежден, что ураанхай ни имеет ничего общего со словом «оборванный», как навязано сегодня в тувинском обществе. «Поэтому, Николай Вячеславович, мне приятно слышать вашу версию, - с улыбкой произнес Шолбан Кара-оол. – Я знаю, если Вы на чем-то настаиваете, то будете стоять на своем до конца. Мы знаем, что Вы давно утверждаете: Тува – это колыбель евразийской цивилизации, а скифы – древние предки тувинцев. И если раньше Вам приходилось об этом говорить вопреки иным мнениям многих и многих, то сегодня, заметьте, оппонентов становится меньше».
Теплая встреча состоялась 7 ноября, в день рождения Николая Вячеславовича Абаева, на кафедре философии исторического факультета Тувинского государственного университета. Здесь собрались молодые преподаватели факультета и такие уважаемые старейшины, как Владимир Романович Фельдман – преподаватель политологии и теории международных отношений, кандидат политических наук, а также кандидат философских наук, доцент кафедры Наталья Дожулдеевна Ондар.
Глава Тувы преподнес доктору наук подарок – исторический семитомник «Урянхай. Тыва дептер», чем порадовал его. Абаев признался, что в его богатой библиотеке этой антологии не было.
Шолбан Кара-оол рассказал, как в начале 2000-х годов он познакомился с трудами Николая Абаева по чань-буддизму и лично не знал ученого. Его работы показались ему очень внятными и интересными. «В то время я думал, родом Вы из Бурятии», - сказал глава республики.
«Я самый что ни на есть коренной тувинец-тоджинец, - гордо заявил Николай Абаев. – И я помню, Шолбан Валерьевич, когда 13 лет назад я не мог устроиться на работу в Тувинский госуниверситет, Вы - единственный человек, который заявил, что это не государственный подход вуза».
Глава республики вспомнил те времена, когда Николай Вячеславович был больше востребован за пределами родной Тувы.
«И я очень рад, что Ваше возвращение состоялось, потому что Ваши знания имеют огромную ценность для Тувы», - подчеркнул глава региона.
Во время встречи собеседники увлеченно беседовали о серьезных проблемах развития буддизма в республике. По мнению Абаева, Тува должна встать на путь философского изучения данной религии. Шолбан Кара-оол подчеркнул важность доведения до общества истинных и глубоких, традиционных ценностей буддизма, отметив, что в этом деле немаловажную роль должна сыграть кафедра философии исторического факультета ТГУ.
Также Шолбан Кара-оол поделился своими наблюдениями за сегодняшней деятельностью. Воскресенского кафедрального собора в Кызыле. «Интересно, что мы, приложив все свои усилия, в 2011 году возвели лишь остов Православного храма. Далее благодаря работе служителей русской церкви Воскресенский кафедральный собор в Кызыле стал расти и стал центром притяжения верующих. Впечатляет подход к работе священнослужителей русской православной церкви, где царит строгая иерархия, а дисциплина жестче военной. Они направляются в разные регионы, в том числе в Туву, служить во благо своей религии, веры и верующих. Они несут службу».
В ходе разговора не обошли вниманием тему истоков евразийской цивилизации. Глава Тувы рассказал об инициативе ректора Уральского государственного экономического университета Михаила Федорова сделать Туву одной из опорных точек в международном проекте интеграции стран евроазиатского континента. Шолбан Кара-оол рассказал, что Михаил Федоров, как один из активных и авторитетных подвижников евразийского союза, считает, что Тува как никакой другой регион подходит для площадки набирающего силу движения евразийства благодаря своему статусу географического центра Азии. По его замыслу, столица Тувы Кызыл вместе с Екатеринбургом, через который проходит граница между Европой и Азией, и географическим центром Старого Света немецким Дрезденом образуют символический мост, связывающий не только два континента, но и две древнейшие цивилизации планеты.
Политолог Владимир Фельдман в ответ главе республики заявил, что читал об инициативе Михаила Федорова, которую он озвучил этим летом на приеме у Шолбана Кара-оола. И, кстати говоря, коснулся этой темы в своей работе на соискание степени доктора наук. Работа скоро будет опубликована. Глава Тувы с радостью воспринял слова Владимира Романовича и сказал, что очень будет ждать публикации.
Шолбан Кара-оол поблагодарил кафедру философии за теплый прием, интересную беседу, а имениннику Николаю Абаеву еще раз пожелал всего самого доброго и активного исследовательского творчества.
Справка:
Николай Вячеславович Абаев родился 7 ноября 1949 г. в с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна Тувинской АССР. Окончил восточный факультет Дальневосточного госуниверситета. Работал во Владивостоке, в Улан-Удэ. Защитил кандидатскую диссертация по теме: «Соотношение теории и практики в чань - буддизме» в Институте востоковедения РАН. В 1992 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Чань-буддийские культурно-психологические традиции в средневековом китайском обществе».
Будучи уже признанным авторитетом – синологом, буддологом, в 1998 году Н.Абаев переехал из Бурятии в Туву.
Здесь продолжает плодотворную научную жизнь, не переставая писать статьи, монографии - индивидуальные и в соавторстве, совмещая это с педагогической деятельностью, с общественно-политическими интересами.