Кандидат философских наук и наш активный автор Байыр-оол Монгуш закончил работу над историческим очерком «Урянхаец в косоворотке», в котором впервые сделана попытка объективной оценки роли и значения Салчака Токи в исторической судьбе Тувы. Труд этот готовится к публикации, но с согласия автора мы начинаем публикацию глав, посвященных, пожалуй, самому важному событию в истории ТНР — вхождению в состав Союза ССР.
При жизни С. Тока гордился тем, что стоял у истоков воссоединения своей страны с СССР и считал, что достижение всего этого главным делом в своей жизни. Еще 26 апреля 1941 г. от имени тувинских властей он обращался к руководству СССР с просьбой о принятии Тувы в семью народов Советского Союза. Но вскоре началась война… Разумеется, этот исторический поворот в жизни тувинского народа нельзя связывать только с именем одного человека, сколько бы значительной не была его личность. Но и недооценка личности и деяний С. Тока в этом сложном вопросе непростительны. Что бы ни писали или говорили нынешние доморощенные «тувиноведы», С. Тока заботился о благополучии своего народа, о его надежном будущем и действовал от его имени. Он имел полное право на это, хотя бы от имени тувинской элиты. На это его толкали объективные исторические обстоятельства и жизненные интересы своего народа, о чем можно убедиться, внимательно читая дневниковые записи С. Тока. Теперь мы предоставляем такую возможность читателям.
Любопытный момент. С 1944 года по наши дни акт 11 октября было принято называть «вхождением Тувы в состав СССР», но у Токи на этот счет было свое мнение. С кутвянских времен он полагал, что Россия приня-ла Туву под свое крыло не в 1944-м, а в 1914 году, установив протекторат над Урянхаем. Революция, а если называть вещи своими именами — политическая реформа 1921 года, результатом которой стало провозглашение ТНР, вновь разъединила эти страны.
«….Я хочу добиться воссоединения Танну-Тыва аратского народа с народами великого Советского Союза. Пока не добьюсь этого, буду считать, что моя мечта не сбылась», — признался он в своем самом сокровенном желании, поднимая тост 7 ноября 1939 года на пирушке, устроенной в актовом зале Банка торговли и промышленности ТНР в честь очередной годовщины Октябрьской революции. Вообще-то, подобные публичные откровения у серьезных политиков не приветствуются. У серьезных политиков принято тщательно скрывать серьезные намерения. Раскрывают их либо в последний момент, когда у соперников нет времени на ответный ход, либо решая какие-то тактические задачи. Тем более, что в самом определении «воссоединение» большевистские идеологи усматривали некую крамолу: воссоединяются-то после развода, ссоры, драки, а это нехорошо, не по-советски, поскольку СССР — это нерушимая семья народов. Что же выходит — царская Россия урянхайцев устраивала, а от нас, большевиков, они нос воротить начали? Тока, конечно, тонкости большевистской логики понимал, но шел напролом. Почему? Скорее всего, этот спич на банкете также, как и все, что делал в тридцатые годы Тока, работал на подготовку исторического акта. Термин «воссоединение» глава ТНР использовал, конечно же, нарочито, напоминая аратам, что они с советским народом — уже родня. Но самое главное, в своем страстном желании единения с СССР признался не кто-то, а глава государства. Это был еще и сигнал вероятным его противникам: не вставайте поперек моей дороги. С этой точки зрения речь на банкете — сильный ход, если учесть, что год назад Тока беспощадно расправился со своей потенциальной оппозицией.
Члены так называемой «банды Чурмит-Дажи» были людьми очень разными. Объединяло многих из них непролетарское происхождение и всех до единого — свойство иметь на все свой взгляд. Незаурядными они были личностями, может быть, поэтому скорая и легкая расправа над ними ввела многих думающих тувинцев в шок. Страх, поселившийся в обществе номадов в 1932 году, после государственного переворота 1938 года стал в Туве доминантой социальных настроений. В этой ситуации Тока мог беспрепятственно проводить любые реформы. И уже через полтора года после банкета в банке, 26 апреля 1941 г., ТНР обратилась к Сталину с просьбой о принятии в состав Советского Союза. Под обращением стояли подписи Токи и всех членов политбюро ЦК ТНРП: Базыр-Сата, Мандараа, Баира, Анчимы, Чимбы.
Война отсрочила решение вопроса на целых три года. Он неожиданно всплыл в июне 1944 года. Ясно, что дал добро на его проработку Иосиф Сталин. Но кто или какие обстоятельства подтолкнули его к этому решению, не дожидаясь окончания страшной войны, до сих пор остается загадкой. Некоторые историки продолжают считать, что именно с очередного посыла Токи Москва возобновила рассмотрение просьбы руководства ТНР. Но вряд ли дело обстояло так. Ни документальных, ни устных свидетельств о повторных, после 26 апреля 1941 года, обращениях Тувы к Кремлю я и известные мне ученые не слышали. Скорее всего, Сталина факт вхождения Тувы в СССР должен был заинтересовать как пропагандистский шаг или один из ходов в большой политической игре.
Мой респондент, журналист Роман Тас-оол, например, допускает, что возврат Москвы к рассмотрению просьбы ТНР вполне мог стать частью действий спецслужб СССР, направленных на скорейшее открытие союзниками Второго фронта в рамках договоренностей Тегеранской конференции, состоявшейся в ноябре 1943 г. Решить эту задачу можно было одним способом — дать понять Рузвельту и Черчиллю, что СССР близок к самостоятельной победе над Германией, а это автоматически предполагало переход под влияние большевиков всей Европы, за исключением нейтральных стран, франкистской Испании и Италии, куда союзники высадились небольшими силами еще в 1943 году. Журналист не исключает вероятности того, что факт добровольного вхождения в Советский Союз независимого государства оказался последней каплей, перевесившей чашу весов в пользу решения военно-политического руководства США и Великобритании о немедленном начале операции «Оверлорд». Кстати, по времени два этих события — высадка союзников в Нормандии и вызов Токи в Кремль для доклада по вопросу о присоединении, совпадают идеально, если согласиться с версией о том, что акт 11 октября 1944 года был ничем иным, как следствием комбинации, инициированой разведкой.
Можно возразить, мол, операция «Оверлорд» началась 6 июня, а Тока прибыл в Москву для доклада в середине июня. Но это расхождение как раз и играет в пользу версии. Тактика спецслужб в таких случаях довольно однообразна. Подобные комбинации начинают разыгрывать с утечки информации, скажем, из орготдела Президиума Верховного Совета СССР или аппарата МИДа с таким содержанием: на середину июня назначено рассмотрение Президиумом просьбы ТНР о вступлении в состав СССР. И если утечка произошла в мае, то есть все основания предположить, что эта информация действительно могла послужить, как говорит журналист, последней каплей, переполнившей чашу. Все остальные события, от июньской поездки Токи в Москву вплоть до акта 11 октября, были в таком случае лишь прикрытием канала утечки информации. Ниже приводим дневник вхождения ТНР в состав СССР, написанный С. Тока и названный «Воссоединение».
«1. ТНР имеет успехи — н/х, культура — особо политические, о которых вы знаете.
2.Таких темпов, как в родственном нам в составе СССР — нет (Хакасия — Ойротия).
3. Богатства страны нетронуты — нет капиталовложений.
4. Граница мешает установлению связи с наркоматами, с краем.
5. По хлебу, где не требуется больших затрат, хлебом обеспечили.
6. Раньше ввозили до 2 т. С 1940 г. вывозили в СССР и Монголию.
7. По животноводству также некоторый рост. Но капиталовложения для этого требуются.
8. По промышленности — нет ничего, все заново — граница мешает — нет кадров, оборудования и пр.
9. Специалисты с трудом приглашаются (договор, подготовка).
10. Народ хочет войти в СССР...
11. Авторитет партии в народе огромный (7725 человек, 14 процентов взрослого населения)».
«17 июня 1944 года, в 10 часов вечера нас принимал тов. Молотов В. М. На приеме, помимо меня, присутствовали Калиничев А. Т., советник ЦК ТНРП Тюрин А. К., посланник СССР в ТНР. Прием был исключительно товарищеский и носил весьма близкий характер. Содержание, разговаривали о следующем:
т. Молотов: Какие вопросы пришли поставить?
Я: — Вопрос о воссоединении тувинского народа с советским народом — и продолжал: за 23 года после национальной революции при братской помощи советского народа, партии и правительства тувинский народ имеет большие народно-хозяйственные и культурно-политические успехи, о которых, я думаю, здесь нецелесообразно распространяться, ибо они для вас достаточно известны. Одно хочу сказать, что опыт 23 лет ТНР показал, что дальнейшее независимое существование и наличие границы являются в известной мере тормозом в дальнейшем более быстром развитии нашей страны. Первые годы национальной революции, установление независимого государства имело большое политическое значение, так как в стране было большое влияние прокитайских элементов, которые использовали каждый случай для того, чтобы оторвать тувинский народ от великого русского народа. Но за эти годы тувинский народ воочию убедился, что у него нет другой жизни, чем как в составе СССР. Он ни с какими другими государствами не только не ищет каких-либо отношений, но и даже не имеет общей границы — ибо Тува граничит с СССР и МНР.
Опыт показывает, что родственные народы (Хакасии, Ойротии) в составе СССР на много лет ушли вперед в хозяйственном и культурном строительстве. В этих районах народ, который не так давно еще кочевал, теперь работает и живет оседло, построили заводы, дороги, школы и больницы, материально и духовно живут много лучше нашего.
Наша страна богата множеством ископаемых — они не используются лишь потому, что нет собственной экономической базы — средства и кадры (нас) лимитируют. Годовой бюджет республики только 15 миллионов, которого хватает только для более или менее сносного содержания школ, больниц, армии и аппарата, и нет средств для новых капиталовложений.
В том, что можем делать своими силами без особых капитальных затрат — посевы и скот — имеем немалые успехи. Хотя бы уже то, что страна живет на собственном хлебе, а в этом году мы имеем рост поголовья скота.
В промышленном развитии успехов почти нет, так как нужно все создавать заново. Например, хакасы и ойроты имеют большие успехи в этом деле лишь потому, что они входят в общий план великого социалистического строительства СССР.
Исходя из коренных интересов тувинского народа Политбюро ЦК ТНРП поручило мне поставить перед Правительством и партией СССР вопрос о воссоединении Тувы с СССР. О воссоединении я говорю потому, что в 1914 году Тува была принята в состав Российского государства.
тов. Молотов: Разве китайцы вами не интересуются? Как они будут реагировать?
Я: Интересуются-то они интересуются, но они к нам не имеют никаких отношений, а граница наша от их границы расположена на 250–300 километрах, между Китаем и Тувой — территория МНР...
тов. Молотов: Ну хорошо! А как у вас взаимоотношения с МНР, кажется, неважные?..
Я: Прекрасные! Были маленькие недоразумения с границей. Они односторонне нарушили договор о границе 1932 года, поэтому мы обратились за помощью к СССР — (арбитру). Желание народа о воссоединении огромное (и я привел факты патриотизма и любви народа к СССР, помощь Красной Армии, добровольцы и т. д.).
тов. Молотов: Это все верно, но почему за последнее время молодежь ТНР враждебно относится к советским специалистам?
Продолжение следует.