Долина Царей – как река. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку: каждый раз входишь в новую воду. И нельзя дважды приехать в один и тот же лагерь волонтеров в Долине Царей: всегда будут новые люди, всегда что-то изменится, хоть немного. А чаще всего – много.
«Что меня может удивить?»
Началась третья смена этого года. Приехали новые волонтеры. Но, вопреки традиции, давайте начнем не с них. А с археологов. С этих странных людей, которые каждый год приезжают сюда и живут здесь все лето.
И которые только делают вид, что они – питерцы. А на самом деле – давно жители Тувы. Посудите сами: во-первых, годы традиционно считают «летами». Мы говорим: «Сколько тебе лет?», а не «годов». Во-вторых, население нашей республики – молодое, много детей. Археологи приезжают сюда много лет. И на все лето. Значит, стаж их пребывания здесь больше, чем возраст многих жителей Тувы. Они - наши!
Профессор Владимир Семенов приехал в республику уже сорок второй раз. Здесь он провел 42 лета… Некоторые поменьше, некоторые побольше. Но они уже давно неотъемлемая часть Тувы.
На вопрос: «Были интересные находки в этом сезоне?», Владимир Семенов улыбается: «Я здесь сорок второй год. Как вы думаете, что меня может удивить?»
Со стороны разных археологов приходится порой слушать нарекания. Одни говорят, что журналисты, и автор данного материала в частности, мало внимания уделяют научному значению раскопок. Другие – что, напротив, мало показана ежедневная, кропотливая работа.
Но все это будет потом - в отчетах и монографиях. А журналисты чаще собирают именно «удивления». Честно говоря, правда не знаю, что именно может удивить профессора. Но что-то должно, иначе - зачем сюда ездить. А еще – вызывает удивление его увлечение и азарт, когда он говорит о своей работе. Некоторые ученые работают только в поле. Им нравится что-то искать, иметь дело с осязаемыми вещами. Некоторые – кабинетные. Они исследуют и систематизируют то, что было найдено другими. Причем, вынуждены полагаться на добросовестность «полевых», на то, что все было зафиксировано должным образом.
Владимир Семенов относится к третьему «классу», он занимается и тем и другим. И, полагаю, ему все это действительно очень нравится и все очень интересно. Несмотря на 42 года. Точнее – 42 лета.
Гимн памятникам монгун-тайгинского типа
В захоронениях монгун-тайгинского типа для несведущего нет ничего интересного. То есть, абсолютно ничего в них нет, никаких предметов. Даже полного скелета захороненного, порой, нет.
И когда Николай Смирнов - историк, археолог, сотрудник Института истории материальной культуры РАН Санкт-Петербурга, стал о них рассказывать, о том, насколько это действительно важно и интересно, сразу было как-то не очень понятно.
Оказывается, даже если в захоронении ничего нет, оно дает серьезный материал для изучения. Например, в плане архитектуры захоронений.
Это для большинства из нас архитектура курганов кажется одинаковой. На самом деле – существует масса различий. Опять же, на первый взгляд неспециалисту они незаметны. Монгун-тайгинцы - довольно загадочное племя. Речь идет вовсе не о современных жителях Монгун-Тайги, просто первое захоронение было найдено на территории этого кожууна, так название и «прижилось».
Они хоронили людей очень просто: клали покойника на землю. Вероятно, все-таки, на заранее расчищенную площадку. Потом возводили вокруг него своего рода каменный короб – стенки из больших плоских камней. Из подобных же камней делали перекрытие. И возводили курган из больших, уже не плоских камней.
Как говорит Николай Смирнов, над мужчинами возводили большой курган. Вероятно, это стоило значительных усилий всему племени. Большие курганы возводили и над умершими или погибшими мальчиками. Женские захоронения – гораздо скромнее.
Но рядом с покойным ничего не оставляли для «загробной жизни». Только порой - части животных.
А вот архитектура, построение, способы перекрытия несколько разнятся. Для чего их, в сущности, и изучают. Вероятно, можно будет проследить эволюцию памятников, а следовательно, и эволюцию народа: кто они, откуда пришли и куда ушли. Пока об этом племени почти ничего не известно.
Раскапывать то, что было сверху?
Курганы, даже те же, монгун-тайгинские, – были достаточно высокими сооружениями. Сейчас они выступают над поверхностью земли ненамного, а копать вглубь приходится порой довольно глубоко.
Как они погрузились в землю?
Почему «погружаются» дома в городе, можно увидеть и на примере Кызыла – новые слои асфальта становятся все выше, и старые маленькие домики кажутся все ниже. Вот порой и окна становятся чуть ли не вровень с землей.
В степи несколько иначе, но тоже памятники истории, и курганы в том числе, «опускаются». Во-первых, из-за естественного осаждения космической пыли (по всей земле примерно одинаково), во-вторых, из-за пыли в результате эрозии и прочих процессов. Где-то убыло, где-то прибыло... Пыль эта переносится, а сгнившие и высушенные останки органики тоже становятся пылью. И памятники медленно, но неуклонно уходят вниз.
Кстати, еще о монгун-тайгинских курганах. Формат нашей газеты, понятно, не позволяет печатать научные исследования, но если вам попадется в руки книга Д. Савинова «Ранние кочевники Верхнего Енисея», то там будет все подробно. И кстати, там же ссылки на работы уже «наших тувинцев»: С. Вайнштейна, А. Грача, четыре книги Марины Килуновской, восемнадцать работ Владимира Семенова и несколько - Николая Смирнова.
Одна из подглавок первой главы книги так и называется: «Памятники монгун-тайгинского типа». И это действительно очень интересно.
Волонтеры, которым повезло больше, чем другим
На открытии сезона, когда приезжает первая смена, все обставлено очень торжественно. Тут тебе и поздравления от первых лиц республики, и приезд самого президента Русского географического общества Сергея Шойгу, или хотя бы видеоконференция с ним. Шаманы просят разрешения у духов на проведение раскопок на конкретном участке земли.
Вторая и третья смена начинаются гораздо проще, все торжества – своими силами: администрация лагеря, археологи. Как правило приезжает министр по делам молодежи и спорта Уран-кыс Мижит-Доржу и несколько сотрудников того же министерства.
Выступления археологов, поздравления, танцы.
Но на самом деле волонтерам третьей смены гораздо интереснее.
Первые смены, в основном, снимают грунт, редко дело доходит до «внутренностей» курганов. Они почти не видят никаких находок. Правда, в этом году исследовали одно городище, то есть и первым сменам удалось кое на что посмотреть. Но основные «сливки» снимает все же – третья.
Полагаю, что волонтеры первых смен подозревают это. Но они не в обиде. Парень из Санкт-Петербурга посадил в этом году небольшой огородик позади палатки. Свежая зелень – у волонтеров второй и третьей смены.
Ребята первых смен больше говорят о том, что приехали найти друзей, найти себя. Участники третьей смены настроены более решительно – они хотят конкретно прикоснуться к истории. То есть, конечно, к историческим артефактам, которые, как предполагают, будут найдены с их помощью.
Есть, конечно, еще некоторые изменения. Сергей Лаптев, начальник лагеря, официально на открытии объявлен «отцом» всех приехавших. В дополнение к своим трем сыновьям, и к КВНщикам Тувы… Но он действительно их опекает, как и положено отцу.
Александр Студент из Минска занимается воспитательной и «развлекательной» работой вместе с Алексеем Егоровым, тоже из Минска, который занимается с волонтерами физкультурой и йогой, Надирбаева Альфия из Уфы – аниматор. Это – сплоченная команда. Все они еще недавно сами были волонтерами и отлично знают, что нужно приехавшим ребятам.
Горошек, судьбы и чего еще не хватает
Работа с волонтерами становится интереснее и разнообразнее. В лагере появилась «Коробка сплетен» и «тайные друзья», проходят квесты и разные игры. Выдумки волонтерам не занимать, надо только дать возможность реализовать ее. Например, в одной из игр надо было добыть и показать пять килограммов гороха. Вариантов – масса. До некоторых и не додумаешься. Очень интересен был вариант девушки, у которой оказался купальник «в горошек»…
Питание – гораздо лучше, чем в первые годы, когда еще схема поставки не была отработана. Подарки лучшим «копателям» стали практичнее: рюкзаки, и все что нужно для полевой жизни.
Стали чаще встречаться и общаться с ребятами из «Ермака»: меньше соперничества, больше дружеских отношений.
А вот, как кажется, чего не хватает в лагере в Туве, так это – самих тувинцев. Отбор волонтеров стал строже: «все по-честному». И в эту смену ребята из Тувы не попали вообще. А жаль. И нашим студентам было бы занятно пообщаться с ребятами из разных регионов и стран, и всем остальным было бы интереснее знакомиться с Тувой через ее представителей.
Кстати, на традиционный вопрос: зачем вы сюда приехали и что думаете найти, самым загадочным и всеобъемлющим был ответ фотографа Стаса Шапиро. Он сказал: «Курганы, захоронения. Судьбы человеческие».