Сложно назвать каким-либо одним словом одно из самых крупных мероприятий ТувГУ – международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая». Сложно, потому что ежегодно это мероприятие включает в себя не только работу в рамках самой конференции, но и каждый год на базе отдыха ТувГУ на озере Чагытай открывается школа молодых исследователей, проводятся различные семинары, мастер-классы, лекции. Каждый год эта конференция собирает под одной крышей маститых ученых, аспирантов, студентов. Участники конференции – это историки, языковеды, культурологи, философы, экологи, биологи и многие другие. В этом году к ним присоединились экономисты, потому что нынче в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений ТувГУ была организована Школа молодого предпринимателя. Эта многоплановая конференция является завершающим аккордом учебного года в университете.
День первый: «Давайте знакомиться»
Первый день конференции традиционно начался с пленарного заседания, которое открыла ректор ТувГУ, доктор философских наук, профессор Ольга Хомушку. Она, поприветствовав гостей, преподавателей и студентов ТувГУ, рассказала об истории данной конференции, поделилась опытом преодоления трудностей ради возможности проводить крупные научно-образовательные мероприятия на лоне природы, о нынешнем статусе мероприятия:– Сегодня смело можно говорить о том, что участники конференции «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» – это устоявшееся научное общество людей с четкими планами, оригинальными идеями, понимающие цель приезда сюда. Я рада видеть сегодня здесь и наших добрых друзей, с которыми мы сотрудничаем не первый год, и новых партнеров, с кем нам предстоит интересная и плодотворная работа.
Первый доклад, прозвучавший на пленарном заседании, был посвящен национальному характеру. Докладчик доктор философских наук Чимиза Ламажаа тепло поприветствовала бывших коллег по Тувинскому госуниверситету. Ученая представила часть своего доклада «Национальный характер народов Центральной Азии»:– Как монгольские, так и тюркоязычные этносы региона, будучи кочевыми по культуре, будучи сформированными в результате сложных этнических процессов родственных образований и в сходных природных условиях, конечно, имеют сходные черты с точки зрения, как традиционной картины мира, так и черт национального характера. Близость к природе, своеобразное слияние с ней, родоплеменная организация социальной жизни, традиционализм – константы кочевых культур данных народов. Но есть и своеобразные черты, обусловленные историческими перипетиями, исторической памятью, а также временем и характером взаимодействия с другими этносами, в том числе родственными, кочевыми. Чимиза Ламажаа отметила и своеобразные черты родственных народов Центральной Азии. Например, это тесные родоплеменные связи. Также для представителя народа этого региона характерна созерцательность, художественность, непунктуальность по причине соблюдения им природных ритмов.
Пленарное заседание продолжил профессор доктор педагогики, профессор Национального университета Монголии Наваанзоч Цэдэв, который рассказал об одном из важнейших элементов культуры народов Монголии – образе собаки. В докладе «Собака» как культурная константа у монголов-кочевников» профессор упомянул предание, в котором говорится о том, что монгольская аборигенная овчарка в древности мигрировала из Тибета, где зародилась древнейшая порода – тибетский дог (мастифф): – Поэтому смело можно говорить о том, что монгольская овчарка – разновидность тибетского дога. В монгольском устном народном творчестве встречается множество сказок и легенд, в которых воспевается эта собака. Образ верного друга человека упоминается в пословицах и поговорках. Одна из них звучит так: «Служить государству как лошадь и собака», что свидетельствует о высокой оценке роли собаки в жизни монгола. Это животное воспевается не только в фольклоре, но и в изобразительном искусстве монгольского народа. В серии работ художника М.Цогтсайхана доминирует монгольская порода, чаще всего называемая «банхаром». К сожалению, аборигенная монгольская овчарка «банхар» практически исчезла. Есть сведения, что в Бурятии эта бесценная порода восстанавливается. Очень надеемся на успех этого проекта.
Затем пленарное заседание продолжилось выступлениями ученых ТувГУ.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобще истории и археологии Елена Айыжы поведала об экспедициях по территориям России, Монголии и Китая, где проживают этнические тувинцы. Ученая рассказала об одном из красивейших обрядов, совершаемых только в кругу родных и близких тувинца, – стрижке утробных волос ребенка. По словам Елены Айыжы, тувинцы Монголии сохранили этот обряд в «первозданном» виде: на праздник были приглашены только старейшины рода, во время церемонии произносились только благопожелания, подарки были определенного характера (полезными в практическом и духовном плане). Историк признает, что тувинцы, проживающие на территории Тувы, в особенности в Кызыле, забыли, как по-настоящему проводится этот обряд. Тему этнокультурных традиций тувинского народа продолжила доктор философских наук, профессор, ректор ТувГУ Ольга Хомушку, чей доклад был посвящен истории буддизма в Туве: – Сегодня отмечается тенденция формального отношения к духовному достоянию тувинского народа, в частности к буддизму. Малая часть называющих себя буддистами понимают значение того или иного культового объекта или какого-либо обряда. В целом судьбу древнейшей мировой религии в Туве можно назвать трагической: гонения на священнослужителей, репрессии, уничтожение храмов – всё это является темными страницами в истории нашего народа. А между тем первая интеллигенция, первые духовные и политические лидеры получили образование именно в буддийских монастырях, где их обучали этике, истории и многим другим общественным наукам.
Завершилась пленарная часть конференции выступлением доктора химических наук, профессора Института угля СО РАН Юрия Патракова, который напомнил о том, что «хотят того жители Тувы или нет, проект по строительству железной дороги «Кызыл – Курагино» запущен. Тува включена в Энергетическую программу России, в которой ваш регион, точнее его энергетические ресурсы, считаются весьма лакомым кусочком». Профессор завершил свое выступление демонстрацией фильма о подземных работах, проводимых во всех угольных шахтах России.
Кроме мероприятий в рамках научной конференции, организаторами была подготовлена культурная программа, главной составляющей которой стали мастер-классы под руководством солистки известного ансамбля «Тыва кызы», певицы и музыканта Чодураа Тумат. В первый день артистка провела мастер-класс по обучению тувинскому горловому пению – хоомею. По словам певицы, этому искусству может научиться абсолютно каждый:– Это не только моё мнение. Так считают все исполнители горлового пения. Нужно только иметь желание научиться. Это искусство доступно каждому независимо от возраста, пола, социального статуса, национальности. Стоит отметить, что тувинский народ не «прячет» хоомей от других. Наоборот: исполнители горлового пения охотно обучают всех желающих, в том числе иностранцев, этому древнему искусству петь.
Чодураа Тумат и ее ученики (студенты Кызылского пеколледжа и естественно-географического факультета ТувГУ) продемонстрировали основные пять стилей горлового пения: собственно «хоомей», «каргыраа», «сыгыт», «борбаннадыр», «эзенгилээр». Хотя, по последним данным, в Туве насчитывается около 40 стилей и подстилей тувинского горлового пения. Затем участники мероприятия, то есть слушатели, приступили к главному – попыткам научиться петь горлом. Для начала они все по инструкции Чодураа Тумат имитировали мычание коровы и рев мотора мотоцикла. Получалось, конечно, не у всех. «Для того, чтоб достичь успеха в этом деле, каждый день надо упорно репетировать. Подмогой будут аудиозаписи. Но главное – надо уметь слушать и слышать звуки природы, знать тувинский язык, понимать и чувствовать себя и свой организм», - говорит певица.
Продолжился первый день открытием Школы молодого предпринимателя, в которой лекции и семинары вели кандидат экономических наук, замдекана экономического факультета ТувГУ Чодураа Манчык-Сат, начальник управления инновации и информатизации ТувГУ Буян Донгак, руководитель научно-технологического студенческого бизнес-инкубатора ТувГУ Айыжы Иргит и гендиректор ООО «Финансовая группа» Андрей Эреге. Слушателями школы стали студенты Тувинского госуниверситета, Хакасского госуниверситета, Инновационного евразийского университета (Казахстан). Организаторы рассказали студентам о плане работы школы и сформировали команды, в каждой из которых оказались представители разных вузов. Завершился день праздничным концертом с участием гостей и организаторов.
День второй: о пользе для души и тела
Второй день начался с мастер-класса по йоге, который проводил известный тренер лечебной физкультуры, мастер йоги Евгений Кухта. Он объяснял значение того или иного движения во время физических тренировок, подчеркнул, что йога без духовных практик невозможна: – Во время тренировок и медитаций человек не должен «уходить в себя», он должен общаться с природой, со Вселенной, размышлять о жизни, людях, о скоротечности времени, о силе и бессилии духа и тела. Но самое главное – человек должен думать о здоровье (физическом и психическом) не только касательно себя, но и окружающих его людей. Как вы понимаете, йога – это не только физические тренировки, это целая философия. После завтрака началась работа секционных заседаний научной конференции. На трех секциях «Экологические традиции в контексте сохранения биоразнообразия у кочевых народов Саяно-Алтая», «Роль этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая», «Проблемы изучения экологии, рационального природопользования и региональной экономики Саяно-Алтайского региона» было заслушано более 90 докладов. Немало сообщений было посвящено этнопедагогике и ее роли в деле воспитания молодежи. Были представлены работы, посвященные обычаям кочевания, проведения свадебной церемонии, освящения гор у народов Центральной Азии, современным направлениям в буддийском изобразительном искусстве, поп-арте, поэзии. Также ученые обсудили вопросы, касающиеся биологического разнообразия флоры Саяно-Алтая, этноэкономики, миграций химических элементов и новых процессов в лингвистике, педагогике, дизайне и многое другое. Материалы участников представлены в сборнике научных работ участников конференции «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» и на сайте конференции www.rffu.tuvsu.ru.
Работа Школы молодого предпринимателя продолжилась. Организаторы школы провели несколько лекций и семинаров. Они рассказали студентам о бизнес-планировании, тайм-менеджменте, кластеризации предпринимательской деятельности и, конечно, госпрограмме поддержки молодежи «Ты предприниматель» (ссылка на http://молодой-бизнесмен.рф). Теория была подкреплена практическими занятиями. Так, об эффективности тайм-менеджмента студенты убедились во время тренинга. За несколько секунд студентам предстояло запомнить особенности внешности «бизнес-партнера», затем после определенного промежутка времени угадать, что он изменил в своей внешности. Девушки экспериментировали с прическами и украшениями, юноши – с одеждой и обувью. Кроме того, преподаватели школы, или по-другому бизнес-тренеры, провели несколько тестирований на определение особенностей характера, предпринимательских способностей, стиля управления временем. Так, в одном из тестов студенты должны были определить, что входит в их список «поглотителей времени». Чем больше список, тем более не организована жизнь человека, ведь есть непреложная истина: «Время – деньги». Культурная часть второго дня началась с открытия нового ретритного центра «Сангье Чойлинг» («Обитель Будды»), в котором приняли участие организаторы и гости нашей конференции. Центр для медитаций расположен на берегу озера Чагытай, и представляет целый комплекс для верующих, необходимый для медитаций, молитв, совершения обрядов и буддийских ритуалов. А этноэкологический маршрут «Соленые озера Центральной Тувы» под руководством доктора биологических наук, профессора ТувГУ Николая Дубровского и мастер-класс «Обучение игре на тувинских национальных инструментах» Чодураа Тумат стали замечательным завершением второго дня.
День третий: подведение итогов
Третий день ознаменовался семинаром доктора философских наук, профессора Национального исследовательского Томского политехнического университета Марии Кухта. Ученая рассказала о том, как выбрать журнал, как заявить о своем исследовании наиболее выигрышно, какие вопросы следует задать себе перед подготовкой публикации, перечислила основные компоненты научных публикаций, общие для всех типов статей. Одним из главных культурных мероприятий третьего дня стал мастер-класс «Ушу – оздоровительная гимнастика, доступная каждому», который провел руководитель студенческого бизнес-инкубатора ТувГУ, чемпион Европы 2014 года по тайцзигунь среди мужчин, тренер Айыжы Иргит. Он говорил о том, что этот вид восточных единоборств доступен каждому: – Стиль кобры или тигра, гоуцюань (кулак собаки) или багуачжан (ладонь восьми триграмм) –это всё звучит, может, несколько мудрено, но на самом деле на базе ушу основные движения человека: оттолкнуть и потянуть, сжать и перепрыгнуть, присесть и ударить. В ушу уделяется большое внимание дыхательным упражнениям. Занятия ушу способствуют гармоничному развитию всего организма человека.
Завершились официальные мероприятия вручением дипломов победителям и призерам конференции, сертификатов участникам Школы молодого предпринимателя и принятием резолюции II научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая».
А поездка на «золотые пески» озера Чагытай стало красивой точкой в работе одного из главных научных мероприятий Тувинского госуниверситета. Таким образом, конференция «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» является уникальным проектом, целью которого является привлечение молодежи в науку. Как отметила ректор ТувГУ, профессор Ольга Хомушку, современная наука постоянно сталкивается с острым дефицитом молодых ученых, креативно мыслящих, способных выдвигать новые идеи и реализовывать их в интегративные проекты. Ни для кого не секрет, что во все времена именно молодежь была автором порой совершенно сумасшедших идей, которые, тем не менее, позднее воплощались в жизнь. Именно поэтому организаторы конференции делают ставку на молодых ученых – студентов, аспирантов, молодых преподавателей и стажеров-исследователей. Кроме них, участниками конференции становятся и маститые, авторитетные ученые – кандидаты и доктора наук. В этом и заключается основная идея организаторов – возможность неформального общения молодых и ученых старшего поколения, включение молодежи в научное творческое пространство, помощь в формировании новых проектов и тем исследования.