Почти все волонтёры первой смены археолого-географической экспедиции «Кызыл – Курагино – 2014» уже дома – последние самолёты с волонтёрами вылетели 29 июня из Абакана. Однако принимавшая участие в раскопках Анна Богомазова из Иркутска осталась в тувинском археологическом лагере на вторую смену. Девушка поделилась впечатлениями от первой смены, рассказала о проклятии курганов и истории любви.
Анна училась в Иркутске и там же получила высшее образование по специальности психолог. За плечами хрупкой девушки уже несколько археологических экспедиций, и, по словам, самой Ани, она не представляет себе жизни без них.
«Тяга к истории, загадкам была с детства, – говорит Анна. – Я всегда пыталась понять, кто я, кто мои предки, чем занимались люди на протяжении всех веков. Я думаю, что каждый человек должен интересоваться, кто он, что значит быть русским, откуда мы, русские, взялись, как мы раньше жили».
– Аня, какие у тебя впечатления от первой смены?
– Я очень рада, что попала именно на первую смену. Первые волонтёры всё-таки самые любимые, с ними теснее работают организаторы. Было интересно ещё и из-за того, что в первый раз пробовали проводить соревнования, конкурсы. И тут, конечно, спасибо нашим руководителям – это молодые ребята, за счёт энергии которых и получилось столько всего сделать. Несмотря на какие-то огрехи, всё было здорово.
– Что понравилось больше всего?
– Мне очень понравилось погружение в культуру Тувы – к нам приезжали шаманы, концертные группы. Это было очень здорово! Многим ребятам понравилось то, что впервые за проведение экспедиции «Кызыл – Курагино» при волонтёрах вскрывали могильники, можно было увидеть останки. Для ребят было очень важно увидеть результат своей работы.
– Аня, ты психолог по образованию. Оказало ли это влияние на твои отношения с другими ребятами?
– Если ты психолог, то это накладывает отпечаток – продолжаешь, общаясь, оценивать, подмечать. Интересно, что команда нашего лагеря в достаточной степени изолирована от остальных людей, и мы живем в почти естественных условиях. Человек ведет себя на природе так, как он вел себя на протяжении тысяч лет, поэтому очень интересно тут работать и с психологической точки зрения. Каждый человек, попадая в новые для него условия, меняется. Проблема в том, что я не успевала следить за всеми – все были на одном раскопе, ели почти за одним столом, но после этого расходились кто куда. И в основном люди дружили по палаткам и раскопам. Интересно, когда человек, к которому ты прежде относился с холодком, внезапно поворачивается к тебе другим боком, и ты уже разговариваешь с ним часами напролёт. Но самое интересное – это, конечно, смотреть, как люди влюбляются и становятся друзьями.
– Влюблялись?
– Конечно! Президент Русского географического общества Сергей Шойгу на открытии археологических лагерей сказал, чтобы мы образовывали пары, поэтому мы последовали его завету (смеётся). И влюблялись. У нас образовалось около пяти пар, и я надеюсь, что ребята и дальше будут общаться друг с другом и всё у них сложится хорошо.
– А в целом какие у вас были отношения в лагере? Не ссорились?
– Я считаю, что конфликты возникают, когда люди друг от друга устают. На третью неделю ребята начали ворчать – музыка слишком громко играет, ещё что-то не так. Но сказать, чтобы были конфликты, я не могу. Больше было позитива.
– А как тебе нагрузка и перепады температур? Ведь днём у вас довольно жарко, а ночи всё-таки прохладные.
– Да, днём на раскопе жара, после полудня копать становится тяжело, но мы знали, что будут такие условия, так что я к ним была готова. Из проблем со здоровьем у нас в лагере что-то странное творилось в первую неделю – каждый день у кого-то возникали проблемы с ногами – мозоли, порезы, обожгли или промёрзли. А потом, когда начали добираться до курганов, люди начали болеть. Не сильно, но простужались, болело горло. Может быть, это совпадение, но когда я копала рядом с могильными плитами, то у меня было ощущение, что этого делать не надо, что надо уходить с этого места.
– Ань, а почему ты решила остаться на вторую смену и как тебе это удалось?
– То, что я хочу остаться на вторую смену, стало для меня понятно с первых дней. И я почти каждый день подходила к руководителю волонтёрского корпуса Александру Студенту и начальнику лагеря Сергею Лаптеву с просьбой оставить меня в лагере. Вот и уговорила (смеётся). А захотела остаться потому, что я очень люблю разных людей, общаться с ними. Сюда приезжают люди со всех регионов России, они чувствуют по-разному, по-разному проявляют свои эмоции и чувства. Кроме того, я люблю этот образ жизни – в полевом лагере и хорошо переношу эту физическую нагрузку. Поскольку я буду «старичком» на второй смене, то буду помогать организаторам. И хочу перенять у них этот опыт.
– Ты остаёшься только на вторую смену?
– Да, пока остаюсь на июль. Мне неудобно просить у Русского географического общества остаться и на третью смену, но в средине августа как раз будет День археолога… И очень хочется остаться!
С 2011 года Русское географическое общество при финансовой поддержке компании «ЕВРАЗ» и Тувинской энергетической промышленной корпорации занимается формированием волонтёрского корпуса в помощь профессиональным археологам Института истории материальной культуры Российской академии наук.
Беседовала Алиса Веселкова