Идея проведения научной экспедиции в Дзун-Хемчикский кожуун, который очень интересен своей историей, своими знаменитыми людьми, в том числе сказителями, музыкантами, певцами давно витала в воздухе. Мы, научные сотрудники сектора фольклора Тувинского института гуманитарных исследований, даже планировали индивидуальные командировки ввиду того, что и в этом году актуальным для института остаётся финансово-материальное обеспечение экспедиционных поездок.
Ускорила нашу поездку Светлана Константиновна Ноябрь, уроженка Дзун-Хемчикского кожууна, преподаватель музыки кожуунной детской музыкальной школы им. К.Ч. Дамдына. Дочь известного в Туве музыканта, сказителя Константина Чульдумовича Дамдына, С. К. Ноябрь в апреле посетила наш сектор и выразила сожаление о том, что и в их кожууне с каждым годом людей, знающих старинные фольклорные произведения, обычаи и обряды, становится всё меньше и меньше. Светлана Константиновна поимённо назвала тех, кто уже ушёл в мир иной. С детства впитавшая любовь к творчеству, к фольклору она сама помнит и знает немало легенд и преданий как своего отца, так и других земляков, в том числе и ныне здравствующих. Выслушав её, мы договорились совместно организовать экспедицию в кожуун.
В нашей фольклорно-этнографической экспедиции под руководством заведующей сектором фольклора С. М. Орус-оол, участвовали ведущий научный сотрудник сектора монголоведения Ч. М. Доржу и научный сотрудник Научного архива ТИГИ Ч. С. Чондан.
По срокам экспедиция продлилась всего семь дней, включая время на дорогу. Нам удалось посетить все населенные пункты кожууна. Как известно, Дзун-Хемчик – один из самых крупных кожуунов Тувы. Мы поработали со многими людьми, записали разные фольклорные, историко-этнографические и лингвистические материалы. Конкретные данные по информантам, жанрам и тематическим группам будут отображены в общем отчёте руководителя экспедиции.
Поездка была очень насыщенной и результативной, в чём огромная заслуга наших добровольных помощников: вышеназванной Светланы Константиновны Ноябрь и Зои Кертик-ооловны Балчыырак, тоже известного в Туве работника культуры, общественника, директора МБУ «Центр наследия культуры». Мы восхищены тем, как они хорошо знают свой кожуун и его жителей: один их телефонный звонок тому или иному человеку, в тот или иной сумон решал множество вопросов, и нас уже народ ждал, собравшись в сельском клубе или в администрации. Это помимо того, что они нам обеспечили бесплатное жильё в г. Чадане, чайник, плитку и даже «изиг-хан» перед нашим отъездом в г. Кызыл, сопровождали нас в сумоны, из которых мы возвращались обычно к полуночи. Мы искренне благодарим и Светлану Константиновну, и Зою Кертик-ооловну за бескорыстную помощь, за их неравнодушие, за то драгоценное время, которое они потратили на нашу экспедицию, несмотря на занятость как на своей основной работе, так и по разным общественным делам. К слову сказать, в дни нашего пребывания в кожууне проходили разные мероприятия, например, благотворительный марафон для ремонта стадиона, в котором были задействованы наши помощники, и мы видели, что они с раннего утра успевали сделать данные им поручения.
Хотелось бы отметить радушный приём и гостеприимство сумонных администраций, работников Домов культуры, жителей кожууна, которые откликнулись на нашу просьбу поделиться тем, что они знают и помнят. Многие, вспоминая как жили и работали их родители или они сами в молодости, с большим сожалением отмечали то, как сейчас пустуют поля, несмотря на наличие разнообразной техники, при помощи которой можно орошать землю и выращивать пшеницу, овощи. Раньше руками копали и делали оросительные канавы длиною в десятки километров. Особенно нам запомнилась активность и сплочённость чыраа-бажынцев и местного общества пенсионеров, угостивших нас национальными блюдами, в том числе молочными. Бажын-алаакцы удивили нас бережным отношением к природе (в окрестностях посёлка мы не увидели привычных свалок с мусором), к традициям (помимо традиционного угощения чаем с молоком, лепёшками, часть информаторов была одета в национальную одежду). Кроме всего этого, глаз радовался тому, что на полях и лугах, на склонах гор то и дело паслись овцы, коровы, лошади, чего нельзя было увидеть в недавнем прошлом, а в населённых пунктах строятся новые дома, ремонтируются заборы и т. д.
Во время экспедиции мы работали с людьми разных возрастов и занятий, но в большинстве случаев – пенсионного возраста. Среди них были и такие, которым под девяносто лет. Это Монгуш Бегзи Чакай-оолович (1926 г.р.) из сумона Хорум-Даг, Ондар Сенди-Сюрюн Бады-Байыровна (1927 г.р.) из сумона Шеми и др. Вновь записали мы и своих «старых знакомых» — участников IX Слёта народных сказителей и певцов Тувы (2008 г.): Хомушку Хувискаал Сумбууевну (1932 г.р.) из сумона Чыраа-Бажы, Куулар Пину Хуваяковну (1943 г.р.) из сумона Хондергей.
Многих людей, которых нам советовали, мы, к сожалению, не застали, и ввиду сжатых сроков не было возможности ждать их, оставаться в том или ином сумоне хотя бы по одному дню. Но, тем не менее, по предварительным данным, экспедиция получилась результативной.
Сектор фольклора в настоящее время приступил к расшифровке материалов экспедиции. Мы выражаем искреннюю благодарность дирекции института за поддержку экспедиции.