Десять лет «протаптывается» Тропа Дерсу, десять лет работает Фонд Дерсу Узала. Фамилия Мунзук настолько тесно переплелась с именем героя романа Арсеньева Дерсу, что каждый раз нужно сделать паузу и подумать, что нужно сказать в данном случае — Мунзук или Дерсу.
Дерсу Узала
Кем был старик-гольд? Арсеньеву он представился именно как гольд — нанаец, но есть мнения, что он был удэгейцем, хотя бы потому, что он учил русских путешественников удэгейскому языку.
Годы жизни Дерсу 1849-1908. И Максим Мунзук был почти ровесником Дерсу, когда снимался фильм. Фильм создан давно — в 1975 году. Сюжетная основа фильма — полное опасных приключений путешествие по Уссурийской тайге, но смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. А Живая Тропа Дерсу — это как раз то, что можно считать именно смыслом повествования.
Работа Фонда Дерсу Узала — логическое продолжение фильма.
Жизнь настоящего Дерсу окончилась трагично. Его нашли убитым близ станции Корфовская, недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развёл костёр у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костёр. Ценностей у Дерсу не было, грабители забрали только его винтовку. По заявлению Арсеньева, охотник-гольд был убит 13 марта 1908 года каторжником Козловым в районе перевала Хехцир, вблизи каменного карьера.
Сейчас в поселке Корфовский, недалеко от места гибели Дерсу, в память о нём поставлена гигантская гранитная глыба, и школьники посадили вокруг неё сосны.
Но жизнь Дерсу продолжается. Продолжается в фильме и в работе Фонда Дерсу.
Тысячи человек вовлечены в работу Фонда, участвуя в самых разных акциях, форумах, фестивалях.
Природа, к сожалению, так же хрупка, как и человеческая жизнь. Ее уничтожить легко. Гораздо труднее — сохранить.
Ниточки на перевале
Очень часто на разных форумах Светлана Мунзук говорит о том, как неправильно понятые обычаи предков могут исказить суть и смысл обрядов.
Чалама — ленточки на перевалах. В старом словаре — с пометой: «устаревшее». В наше время — весьма актуальное. Религиозный синкретизм для Тувы — это нормально. Культовые обряды ламаизма переплетаются со старыми шаманскими обрядами. Постепенно люди перестают видеть разницу между чалама, кадаками и буддийскими флажками. А она есть. Деревья на перевалах обвешивают сотнями кадаков, превращая их в подобие рождественской елки. Деревья задыхаются, гибнут под грузом мануфактуры. А ради чего? Чтобы мы сделали вид, что чтим обычаи предков?
Но предки, добираясь до перевала, вешали ленточку, может быть, только цветную нитку. Добраться до перевала нелегко, это был реальный и конкретный рубеж, который означал, что пройден еще один сложный путь. Надо было посидеть, отдохнуть, подумать о пройденном, подвести какие-то итоги.
Сейчас на машине в считанные часы можно добраться до любого перевала, прицепить полотнище кадака на дерево. Но смысл-то меняется. Еще хуже — осколки бутылочного стекла в священных местах.
Хорошо, если на некоторых перевалах установлены специальные деревянные конструкции — к ним можно привязывать что угодно — не сломаются. Хорошо, когда некоторые перевалы находятся под постоянной опекой местных жителей — там нет мусора. Плохо, что это — не везде.
Своим гостям — гостям Тропы Дерсу — сестры Мунзук раздают тоненькие ленточки, чтобы они их повязывали на перевалах, на оваа. Именно — тоненькие ленточки.
Сударик Судерчик
Десятилетие Фонд Дерсу отпраздновал в Центре тувинской культуры, как и полагается в кругу друзей. Да, в общем-то, и сам Центр — тоже в числе друзей. Вся тувинская культура прошлого и настоящего всегда вращалась вокруг экологии. Обувь, одежда, весь быт — все было направлено на сохранение природы.
Галина и Светлана Мунзук на этот раз говорили очень мало — желающих выразить свои теплые чувства, было больше чем достаточно.
Показали фильмы, снятые друзьями Тропы Дерсу в разных регионах России, видеопоздравления от тех, кто в разное время вставал на Тропу Дерсу. Было много музыкальных номеров — мастера искусств, виртуозы горлового пения.
Один номер очень удивил. Луиза Мортай-оол и еще две артистки муздрамтеатра пели песню. Наверное, этот номер готовился к столетию единения России и Тувы. На них были потрясающие платья, «русско-тувинского» покроя: верх — как у тувинского тона, отрезное по линии бедер, и от цветастой каймы вниз — широкая юбка. Рукав слегка присобран «фонариком». Красиво и необычно. И пели они странную песню — вроде как про Енисей, про реку Тувы, но которая течет прямо к «окияну».
И такая песня говорит о единении лучше, чем разного рода лекции и доклады «на тему».
А в конце мероприятия некоторые друзья Дерсу получили своих Судерчиков.
Судерчик — странное существо ни на кого и ни на что не похожее. Говорят, что это — червячок. Яблоки могут быть очень красивыми, но отравленными химией. И только если в яблоке есть червячок, вы смело можете говорить, что оно — настоящее, чистое, полезное И вот, вроде Судер именно такой червячок. Но у него есть длинные усики! И тувинские сапожки. В общем, это — просто Судер.
Загадка имени объяснилась просто Дер-Су = Су-Дер. Так и появился сударь Судер.
В дополнение и объяснению к глиняному сударику выдавался хайратник с двойной надписью «Дерсу — Судер». Для тех, кто в свое время не хипповал, надо бы объяснить, что хайратник — повязка или ободок на голову чаще всего — из бисера или кожи. Этот — из тесненной кожи.
И тут возник еще один смысл и Дерсу и Судера. Честно говоря — не у меня «прорезался». Надо жить в сфере тувинского языка, чтобы такое придумать. Небо — дээр, вода — суг. Вместе произносится почти как Дерсу. Это — озарение художника Начына Шалыка.
Небо (воздух) и вода — природа! Да и земля тут тоже есть — Тропа Дерсу! Тропа ведь проложена на земле.
Если есть три основных элемента, неужели нет четвертой природной составляющей? Конечно, есть. Огонь — это люди. Но не разрушающий огонь лесных и степных пожаров, а огонь сердец, огонь души, направленный на созидание.
Ну, если уж вспомнили и о единении и о хиппи, как тут не вспомнить, для полноты ассоциаций про «Пятый элемент». Когда соединяются Вода, Земля, Воздух и Огонь, то необходим и пятый элемент — Любовь.
Да, это смысл и значение работы Фонда Дерсу Узала. Любовь. Любовь к природе, любовь к родной земле. Любовь к Земле в целом.
Сударик Судерчик уютно устроился на книжной полке — занял «свою нишу». Он — предмет особой гордости — на Тропе Дерсу меня признали своим человеком.
Будем работать и дальше вместе.
Успеха Тропе, успеха всем нам!