Седип-оол Токпак-оолович Танов – человек удивительной судьбы: образованнейший представитель своего времени, скромный, трудолюбивый, он прошел долгий трудовой путь от арата до полномочного представителя Тувы в Монголии, от посла до министра культуры ТНР, работал лесником Чаданского леспромхоза, занимался переводами исторических материалов, был наставником молодежи и зачинателем многих революционных для Тувы культурных преобразований.
История фамилии «Танов», знакомой в Туве едва ли не каждому, похожа на сотни других, и все же уникальна. Конец 1920 и начало 1930 годов – это был период бурного развития молодой Тувинской Народной Республики. Как веяние времени – острая необходимость в квалифицированных кадрах. Москва стала кузницей подготовки специалистов, в том числе и из Тувы.
В одном из первых потоков в столицу России попал юноша из Дзун-Хемчика, Седип-оол. В списках студентов – только имя тувинского паренька, когда инспектор по кадрам стал уточнять фамилии, Седип-оол назвал не только имя отца, но и дедушки Танапа (полное имя – Танапай). Получил документы студент на имя «Седип-оол Танов». Так и появилась новая в Туве фамилия – об этом случае рассказала невестка Танова, Народный писатель Республики Тыва Екатерина Туктуг-ооловна (статья «Достойный сын своего времени», историко-краеведческийальманах Национального музея Тувы, 2011 год – прим. авт.).
Седип-оол Токпак-оолович родился 13 декабря 1901 года в семье бедного арата, в местечке Морзуктуг Дзун-Хемчикского района. Окончил школу младших офицеров Тувинской народно-революционной армии, передавал знания юным бойцам. Учился в Москве, в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Молодого энергичного специалиста приметили и избрали членом Политбюро ТНРП и председателем правления Тувценкоопа. Главной его задачей было налаживание торговли с Советским Союзом.
Закономерным стало назначение Седип-оола Танова на пост посла ТНР в СССР в 1931 году. В этой роли он сделал многое для подготовки кадров в Москве и других городах. В 1935 году Седип-оол Токпак-оолович стал министром культуры ТНР. Именно в бытность Танова в должности министра культуры ТНР был создан Национальный театр, с его легкой руки в Туве звучат новые имена и зажигаются звезды – Монгальби, Кара-Кыс, Намдара, Олзей-оол, Чыргал-оол и другие.
Следующей вехой культурной революции в Туве стало создание тувинского радиовещания. Открыл первый эфир радиостанции сам Танов словами: «Говорит Кызыл! Сегодня у нас в республике большой праздник – начало работать Тувинское радио».
Седип-оол Танов был наставником молодежи, выступая перед школьниками, студентами, делился воспоминаниями о том, как старшее поколение боролось за новую жизнь. Даже на пенсии он продолжал трудиться. Для родных Седип-оол Танов всегда был примерным семьянином, уделял внимание и дарил заботу каждому члену своей семьи.
– Для меня он – дедушка, который остался в моей памяти добрым, образованным, порядочным, интеллигентным и трудолюбивым человеком, – вспоминает внучка Седип-оола Токпак-ооловича, Айлана Танова.
И на аржаанах, и в отдаленных районах Тувы на летних каникулах любимая внучка всегда была «хвостиком» известного политического деятеля. Удивительные рассказы дедушки – истории из жизни, мудрые наблюдения маленькая девочка впитывала в себя словно губка, редко задавала вопросы. Талант Седип-оола Танова – говорить просто и доступно о сложных вещах.
Уже в шестилетнем возрасте Айлана Танова имела представление о революции 1917 года, знала о семье Ульяновых, о Сталине, о поездке дедушки в Австрию, о вожде Монгольской народной революции Сухэ-Баторе. И даже в коллекционном альбоме марок был экземпляр с изображением Сухэ-Батора – самая ценная марка для Айланы.
Рассказы о великих полководцах – Суворове, Кутузове, Чингисхане, о таинственном захоронении монгольского политика повлияли на девочку настолько, что в будущем она видела себя археологом. Но родители не хотели ее отпускать учиться в другой город, и в итоге семейным советом была выбрана профессия педагога.
– Несмотря на то, что дедушка был в преклонном возрасте, он не переставал работать, – вспоминает Айлана Танова. – На его рабочем столе всегда были свежие газеты «Тувинская правда», «Шын», документы, книги. Один из его постоянных трудов – перевод исторических материалов. Помню, однажды меня заинтересовали «кудрявые буковки» – латинская письменность. Дед отвлекся от работы и подробно рассказал – почему буквы не русские, а латинские, и все же слова звучат как на тувинском языке. Рассказал, что хочет, чтобы люди знали свою историю, потому и занимается переводом. Рядом на столе лежал сверток, аккуратно завернутый в газету. Это был первый букварь на тувинском языке «Чаа орук». Ему персонально было поручено создать первый тувинский учебник. Те листы навсегда остались в памяти Айланы Тановой, и сейчас, спустя многие годы, заходя в Национальный музей республики, она видит знакомый ей первый тувинский букварь. Возможно, именно его она и держала в своих детских руках.
Заслуг у Седип-оола Токпак-ооловича много, есть и награды, для Тановых они особая реликвия. С детства Айлана запомнила присвоенный деду орден ТНР – красивый, величественный.
– Я брала его в руки, внимательно рассматривала очертания, с благоговением убирала обратно в шкаф, – рассказывает она.
Седип-оол Токпак-оолович был также награжден орденом Красного знамени, Трудового Красного знамени, медалью «За доблестный труд». В 1972 году Танову было присвоено звание «Почетный гражданин города Кызыла». Его выдающимися заслугами гордятся не только кызылчане, но и все жители Тувы.