Группа "Ят-ха" — один из первых постсоветских ансамблей, получивших признание за границей: в 1996-м радиостанция Би-би-си присудила музыкантам гран-при в номинации "World music", причем награду вручал лично Брайан Ино. В те же годы постоянным участником группы стал ветеран панк-рока, бас-гитарист Лу Десмонд, известный по таким проектам, как The Damned и Public Image Ltd. — в "Ят-хе" его прозвали Акимом Западником. С тех самых пор у "Ят-хи" непременно многонациональный состав: сейчас, например, в него, помимо бессменного лидера Альберта Кувезина, входят двое этнических тувинцев, русский барабанщик-старовер, благодаря которому в репертуаре есть несколько старообрядческих песен, и темнокожий басист с красивым именем Теодоре Сципио. Все это предопределило специфическую гастрольную географию ансамбля: Лондон и Париж (а с другой стороны — Кызыл и Абакан) в ее графиках встречаются значительно чаще Москвы.
Между тем посмотреть здесь всегда было на что. Например, на то, как стопроцентная рок-музыка — жесткая, драйвовая и техничная — исполняется на инструменте под названием игил: деревянный короб и две тугие струны из конского волоса, "мужская" и "женская", согласно дальневосточной символике. Или на то, как из-под привычных гитарно-басовых риффов внезапно проступает какой-то хтонический шаманский транс: это Альберт Кувезин демонстрирует свои навыки традиционного тувинского горлового пения. Особенно любопытно это звучит на диком и гениальном диске "Re-Covers", где музыканты перекладывают на свой манер классику западной поп-музыки в диапазоне от Rolling Stones до Joy Division; вспоминаются также и ранние электронно-индустриальные опыты, которые Кувезин проводил в компании Ивана Соколовского из "Ночного проспекта" (дебютный диск группы сравнивали с Coil и Psychic TV). Конечно, "Ят-ха" — в чистом виде продукт глобализации: аутентичная тувинская ритмика и сонорика здесь монтируется с хард-роком, "альтернативой" и прочими космополитическими жанрами. Но, с другой стороны, в данном случае этот микс санкционирован — да и претворен в жизнь — не нахальными западными колонизаторами, а самими носителями культуры. И это, как ни крути, полностью его легитимизирует: шаман, получается, дал добро.