Творчество — одно из самых удивительных таинств, присущее человеческой природе. Умение же сочинять музыку подвластно не каждому. Всего семь нот, а какое неисчерпаемое многообразие мелодий, какая полифония звуков!
Тува славится музыкальными талантами далеко за своими пределами. Совсем недавно, 1 октября, в Концертном зале Президентского симфонического оркестра в городе Анкара (Турция) состоялся концерт, посвященный празднованию 20-летия Международной организации тюркской культуры — ТЮРКСОЙ. Республику Тува представила молодой композитор Чойгана Комбу-Самдан, которая специально для этого мероприятия написала песню «Тывам» на стихи А. Комбу. Произведение прозвучало в исполнении Дамырак Монгуш (сопрано), Монгун-оола Ондара (хоомей, игил) и Президентского симфонического оркестра Турции под управлением Евгения Хохлова.
В связи с этим событием мы встретились с композитором, и она поделилась некоторыми секретами своего творчества.
— Чойгана Валерьевна, ваши произведения неоднократно звучали в Москве на съездах Союза композиторов России (членом которого вы являетесь с 2001 года), в Красноярске. За пределами России ваша музыка исполнилась впервые?
— Это большая честь для меня представлять музыкальное искусство Тувы за рубежами России. Однако мое произведение «Аттынган кавайымны» уже звучало ранее на турецкой земле во время пребывания там руководителя Тувинского национального оркестра Аяны Монгуш, которая дирижировала ансамблем тюркской музыки в феврале. Так что получается, что моя музыка за рубежом исполняется не впервые.
— Вы неоднократно в вокальном творчестве обращались к стихам своей мамы — Алдын-кыс Комбу. В 2012 году вышел сборник песен на её стихи, и на музыку многие из них положены именно вами. Какой необычайно редкий и плодотворный творческий союз!
— Да, я давно для себя отметила, что на стихи моей мамы музыка рождается сама собой, без особых усилий. Мне они кажутся очень музыкальными, тем более что мама сама пишет музыку к своим стихам. Песня «Тывам» тоже написана на стихи Алдын-кыс Комбу.
— Создавать музыку — задача не- простая, требуется много времени и сил. Вы же, помимо сочинительства, занимаетесь педагогической работой в Кызылском колледже искусств. А еще семья, дети... Это не отвлекает от творческого процесса?
— Конечно, времени для творчества остаётся немного. Работа преподавателя — очень большой труд. Это, прежде всего, ответственность. Но она доставляет удовольствие, когда есть хоть небольшие достижения. Кроме того, приятно наблюдать, когда на твоих глазах растет будущее музыкальной Тувы. Например, Монгуш Дамырак, начинающая певица, подающая большие надежды, исполнительница моей песни на концерте «Звёзды тюркского мира», совсем недавно окончила колледж искусств, сейчас обучается в Новосибирской консерватории. Именно она предложила мне идею создания песни специально для этого события. Так что работа педагога, кроме всего прочего, дает возможность творческого взаимодействия с будущими исполнителями произведений композиторов Тувы.
— В вашем творческом портфеле немало различных произведений — для симфонического оркестра, разнообразных инструментов (фортепиано, флейты, скрипки, игила, кларнета и т.д.), для хора. Вы принимали активное участие в совместных творческих проектах молодых тувинских композиторов — в создании оперы «Монге аялга» и балета «Шыяан ам». Какая музыка привлекает вас больше всего и почему?
— Мне кажется, немаловажным жанром моего творчества является песня. Во-первых, песня востребована и демократична, близка народу. Хотя сочиняя песню специально для юбилейной даты — 20-летия Международной тюркской организации, для симфонического оркестра, я поняла, что писать для этого состава огромное удовольствие — от предвкушения звучания симфонического пространства. Это так здорово! Очень жаль, что мы, композиторы Тувы, лишены этого из-за отсутствия симфонического оркестра. Отмечу, что академическая музыка за рубежом звучит не так уж часто, и этот пласт тувинской культуры практически не знаком, ведь признанным брендом тувинской музыки давно является хоомей.
— Кстати, а как возникла идея использовать в аранжировке для турецкого симфонического оркестра хоомей?
— Так как сочинить музыку для такого ответственного мероприятия надо было в максимально сжатые сроки (всего за три недели), я взяла уже ранее сочинённую песню «Тывам». А Дамырак Монгуш предложила включить хоомей в ее симфоническую партитуру. Вот тут и возникла сложность — как это записать в нотах? Ведь дирижёр должен показывать исполнителю, где вступать, а хоомейжи должен петь в удобной для него тональности! В процессе работы стихи пришлось изменить,(благо, что с поэтом не возникло проблем, автор позволила свободно располагать стихотворным текстом, и песня преобразилась в абсолютно новое произведение.
Композитору Чойгане Комбу-Самдан хочется пожелать дальнейших успехов. Она доказывает всем своим творчеством, что есть в Туве талантливая молодежь, которая способна представить тувинскую академическую музыку на любом уровне.