Ничто и никто не уходит с этой земли бесследно. Ученые предсказывают наступление времени, когда любой старый предмет, тем более, с богатой историей, можно будет заставить рассказать о себе. Информация обо всем происходившем и происходящем на Земле не исчезает во времени... Она записывается на всем, что нас окружает. Ученые уже научились разговаривать с водой и делают успешные попытки «разговорить» более осязаемые предметы...
Вполне может быть. Исторические загадки, ставшие уже легендами, окружают нас повсюду, и тема эта поистине неисчерпаема. В частности, существующая до сих пор литературная разноголосица в отношении исторической личности Бориса Годунова. Над «палаткою» (склепом) Годуновых в Троицкой лавре риторически восклицал еще Карамзин: «Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести: все безмолвствуют вокруг древнего гроба!.. Что если мы клевещем на сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летописях бессмыслием или враждою?».
До сих пор не утихают споры и вокруг большого исторического события, потрясшего Туву в 1883–1886 годах. Тогда в Хемчикской долине поднялись бедняки и стали отнимать скот у тех, кто имел его в излишке. Отнимали и отдавали таким же, как и они сами, бедным аратам.
В ХХ веке после вхождения Тувы в СССР мятеж стали называть восстанием и даже народным движением. Вот что пишут составители сборника «Алдан-Маадыр. Памяти предков», выпущенного издательством «Новости Тувы» в 1997 году: «О народном движении, вошедшем в историю под названием «Восстание шестидесяти богатырей», много сказано. Ему посвятили свои работы историки, писатели, композиторы, художники. Доктор исторических наук Юрий Аранчын впервые наиболее полно осветил этот вопрос. Драматург Виктор Кок-оол написал пьесу «Самбажык», Степан Сарыг-оол — роман «Шестьдесят беглецов». Героизм и драматизм этого движения отражены в стихотворном творчестве Сергея Пюрбю, в «Героической симфонии» Алексея Чыргал-оола, на полотнах Сергея Ланзы. Создана скульптурная композиция неподалеку от места, где повстанцы обосновались лагерем. Их свободолюбивые песни звучат по сей день в клубах и театрах…».
Ореол народных заступников и в более позднее время не смогли затмить попытки некоторых современных авторов описать восстание как набеги организованной банды воришек-скотокрадов. Попытки эти вызвали волну возмущения общественности Сут-Холя, ветеранов-коммунистов, для которых Самбажык был тувинским символом классовой борьбы. В итоге новая интерпретация восстания официально не прижилась, но сомнения заронила. Я поехала в Сут-Холь, чтобы определить не для науки, а для себя, кто же больше прав?..
Сут-Хольский район — район необычный по многим параметрам. Только здесь, в самых неожиданных пустынных местах, можно увидеть то один рукотворный памятник, то другой… Вот на одном из перевалов — арат, скачущий во весь опор, — металлическое изваяние, автор которого — алдан-маадырский газосварщик, заслуженный работник культуры РТ Ортун-оол Сарыглар. В легендарной, воспетой в стихах и песнях степи Оргу-Шол стоит другой памятник тувинским робин-гудам. Все имена и фамилии на нем тоже из металла, и он тоже изготовлен местными умельцами.
Каменным кольцом обступили долину горы, над которыми до сих пор возвышается вершина Кара-Даг, ставшая природной крепостью для горстки смельчаков, в отношении которых до сих пор не утихают споры. И к этому месту не зарастает народная тропа… Памятник «лошадиной голове» (см. № 87 от 10 августа т.г., материал «Хозяин аржаана» ) соорудил здесь другой житель села Алдын-Маадыр Орлан Монгуш.
Памятник, установленный в местечке Чес-Булун, не о восстании, но тоже посвящен богатырям. На постаменте два громадных валуна. На сверкающем черными бликами мраморе надпись о силачах, поднявших эти каменюки. Чемпионом, рекорд которого еще никто не «побил», оказался Шойдан Ондар, поднявший, как утверждает табличка на мраморе, валун весом 427 килограммов. Теперь на эту площадку, огороженную белыми камнями поменьше, приезжают все, кто хочет поиграть собственными бицепсами, а камни разного веса называются кодурер даш. Так что на богатырей эта земля была щедра всегда. И на отчаянных храбрецов — тоже.
В одной исторической хронике прочитала историю Садыяажика Монгуша, которого поймали последним из беглецов. Точнее, взяли его беременную жену, а он сам пришел к карателям. Вместе с товарищами его увезли в монгольский город Улясутай. Там их казнили. Отрубив головы, выставили на шестах на перевалах Тувы для устрашения народа. Но головы Садыяажика на шесте не оказалось. В ночь перед казнью (ноги бунтарей были закованы в колодки, которые цепью крепились к шее) ему удалось освободиться и спрятаться под верблюжье седло. Ногандыктар (как звали карателей) искали его даже на территории сегодняшнего Сут-Хольского района, но не нашли. Беглец пролежал под седлом двое суток. Потом, когда все утихло, взгромоздил одно седло на другое, перемахнул через забор и ушел в степь. Дорогу в Туву ему указывали звезды... Два с половиной года ему пришлось скрываться в тайге. В устье Хемчика подружился с хакасами-торговцами, жил у них. Вернулся на родину, когда дело уже было закрыто, поселился в местечке Оргу-Шол возле Кара-Дага, где жили его братья. Получил прозвище Сарылдыг (Смышленный)... Добрую память об отце сохранил его сын, охотник Ашак Садыяажикович Монгуш, юрта которого стояла в местечке Булун-Терек в двухстах метрах от Хемчика. Чолдак-Ашак построил первый дом в селе Алдан-Маадар и мог часами рассказывать об отце, который тоже был прекрасным охотником. Особенно запомнились такие моменты: убив на охоте, например, марала, мясо делили между всеми юртами аала. По очереди резали домашних животных и опять же делились со всеми. Так что понятия сравделивости, взаимовыручки прививались здесь с молоком матери, а, может, передавались в генах?
Добрым словом вспоминают односельчане председателя Алдан-Маадырского сельского совета Серота Дажы-Намчаловича Ооржака, потомка повстанца Комбулдая. В девяностые годы на одном из сельских турниров по хурешу потомок еще одного из 60-ти богатырей, Маадыр Монгуш, получив за победу в этом честном единоборстве скакуна, отдал коня многодетной вдове. Первым в Туве начал издавать календари, плакаты с портретами прославленных борцов, а вырученные деньги отдавать на развитие борьбы еще один энтузиаст — Владимир Кара-Монгуш. Спонсор многих соревнований, помогал он и ветеранам войны. Очень скромная женщина, библиотекарь Валентина Канчыр-ооловна Оюн на собственные небольшие деньги ежегодно проводит шахматные турниры памяти своего мужа, замечательного шахматиста…
Точно знаю, что эту тему можно продолжать до бесконечности. Не перевелись на земле тувинской добрые и щедрые люди, которых сейчас называют модным иностранным словом «спонсоры». Здесь, в Сут-Холе, их особенно много, если считать на тысячу населения.
В эту командировку вопрос о том, кем же были мятежные араты, я задавала в Сут-Холе и чабанам, у которых всего-то под сотню овец и коз, и тем, кого в советское время назвали бы «баем» или «ханом». И те, и другие без сомнений считают кара-дагских робин гудов героями, борцами за социальную справедливость. Они взялись за оружие, чтобы отстоять свое понимание добра и общежития: имеешь лишнее, можешь поддержать того, кто испытывает лишение, — делись. Мы ведь — один народ.
Интересную версию изложил и начальник управления сельского хозяйства Сут-Хольского района Виктор Доржу: «Только в нашем западном крае было возможно такое выступление. Наши предки отличались большим свободолюбием еще и потому, что в наших краях было меньше монгольских и китайских феодалов. В южной части Тувы, непосредственно граничащей с территорией Монголии, Китая, любое неповиновение властям было бы немедленно и жестоко наказано. Ведь почему так много появилось повстанцев и почему они поднялись на местных нойонов? Небольшая горстка аратов начала забирать «лишний» скот у богатеев, чтобы раздавать его беднякам. Где этот скот держать? Они договорились с другими состоятельными, но лояльными к робин гудам скотовладельцам о том, что экспроприированная живность временно будет пастись в их отарах, а они (кайгалы) по мере необходимости будут забирать животных для тех, кто нуждается в пище. Но богачам, увидевшим у себя бесплатное прибавление, стало жалко отдавать скот… Араты тогда начали его забирать силой… Вы обязательно напишите, — напутствует меня Виктор Тюлюшевич, — что это восстание — событие не одного нашего района. Поэтому провести его юбилей на достойном уровне должны нам помочь и соседние районы…».
В эти дни Сут-Холь живет в предвкушении очередного юбилея восстания 60-ти богатырей. Закончен ремонт моста через Хемчик, в сентябре состоится научно-практическая конференция «Общественно-политическое значение исторических событий 1883–1885 гг.» В планах — издание очередной монографии.
Администрация Алдан-Маадырского поселения и местный ФАП получили по автомашине, компьютерную технику, набор офисной мебели. Реконструировано под детский сад здание бывшей начальной школы. Отремонтированы административное здание села, Дом культуры имени Самбажыка, здание историко-краеведческого филиала Национального музея, обновлены и отреставрированы экспонаты. Центральным экспонатом по-прежнему является диорама «Алдан-Маадыр» Хертека Тойбухааа, которую тоже реставрировали. Обновлена вся историческая экспозиция.
В дни юбилея будет открыт памятник одному из руководителей восстания Самбажыку. Автор, член Союза художников РФ, известный в Туве скульптор Александр Ойдуп рассказал, что скульптура имеет высоту два метра, изготовлена из искусственного камня, тонированного под бронзу. Установлена будет у нового моста через Хемчик перед въездом в Суг-Аксы. Самбажик стоит с саблей и старенькой берданкой, словно прислушиваясь к чему-то в ожидании то ли нападения нойоновских слуг, то ли возвращения из разведки товарищей ….
Уезжала я из Сут-Холя уверенной в неправоте тех, кто считает восстание разгулом шайки скотокрадов. Будь так, их имена уже давно стерлись бы из памяти народной. А она их хранит бережно и цепко. Чтобы убедиться в этом, нужно просто побывать в Сут-Холе и погостить у потомков 60-ти богатырей.