Коллектив тувинских ученых-религиоведов, буддологов и культурологов подготовил первое научное учебно-методическое пособие по Северному буддизму махаяны в Туве.
Пособие – результат многолетних исследований доктора исторических наук, академика АСН и Нью-Йоркской академии информатизации, почетного доктора буддийской философии Института буддизма Традиционной сангхи России, заслуженного деятеля науки РТ, известного российского буддолога Николая Абаева, доктора философских наук, проректора ТувГУ Ольги Хомушку и доктора религиоведения (Ph. D), руководителя Службы по охране объектов культурного наследия, памятников истории и культуры РТ Ульяны Бичелдей.
Как пояснил Николай Абаев, главное отличие этой фундаментальной работы в том, что она основана на всестороннем изучении тувинского буддизма не только как народной религии, но и весьма сложной философской системы, которая одновременно базируется на очень своеобразной экологической культуре «кочевой» цивилизации тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Этот удивительный синтез архаических народных традиций и изощренной метафизики, а также глубокой культуры психической деятельности, и обусловил в действительности все особенности менталитета, народной бытовой обрядности, религиозного и социального поведения не только тувинцев, но и бурят, монголов, калмыков, алтайцев и др.
Именно такая нераздельная целостность религиозной культуры буддизма в самом сердце евразийской цивилизации обусловила необходимость привлечения к написанию этого труда авторов, обладающих профессиональными знаниями в области буддийской философии, психологии и этики, а также опытом конкретно-этнологического изучения и популяризации реальной буддийской этноконфессиональной традиции, сохранившейся в Туве, и в настоящее время переживающей процесс бурного Ренессанса. Поэтому-то и надо иметь о ней адекватное представление, чтобы знать, что именно необходимо возрождать.
– Я сам уже в течение сорока десятков лет занимаюсь изучением буддийской философии и психологии, экологической культуры и боевых искусств Восточной Азии, но в то же время более 15 лет преподаю курс по истории буддизма, основам его учения и духовной культуры в вузах Тувы, – поясняет Николай Абаев. – Этот многолетний опыт преподавания и явился основой для разработки программы учебных курсов по буддийской философии, которая и легла в основу нашего совместного труда.
Доктор философских наук Ольга Хомушку известна в России как автор целого ряда работ, раскрывающих систему религиозного синкретизма народов Саяно-Алтая. Вместе с тем она ведет большую научно-организационную работу по развитию буддологических исследований в ТувГУ, при котором по ее инициативе создан Центр буддологии и тибетологии. Кстати, о востребованности и популярности этого научного центра свидетельствует то, что его работу высоко оценил известный американский популяризатор буддийской философии, профессор Колумбийского университета Роберт Турман, довольно любопытное интервью с которым было опубликовано в одном из субботних номеров «Тувинской правды».
Огромную работу по охране и изучению памятников культуры, связанных с буддийско-тэнгрианским культом священных гор (оваа), ведет и доктор религиоведения (Ph. D) Ульяна Бичелдей, которая впервые в истории российской буддологии защитила докторскую диссертацию на монгольском языке в Улан-Баторе. Оригинальность ее диссертации многие монгольские ученые видят в том, что российский религиовед сумела показать глубинные истоки тэнгрианско-буддийского синтеза.
Авторы пособия как раз и отвечают требованиям комплексного, всестороннего подхода к столь сложному феномену евразийско-буддийской цивилизации. Они обладают необходимыми знаниями буддийских философских трактатов на тибетском, древнекитайском, монгольском, японском и других языках. Авторы пособия не просто изучили, но и критически освоили современную буддологическую литературу на английском, немецком, итальянском языках. В частности, один из авторов получил мировую известность своими переводами буддийских текстов с китайского и японского языков.
В пособии раскрываются духовно-культурные основы этноэкологических традиций народов Саяно-Алтая, выявляется роль этноконфессиональных традиций в формировании и развитии экологической культуры всей тэнгрианско-буддийской цивилизации Евразии. Это фундаментальное комплексное исследование представляет интерес как для ученых-религиоведов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин, в том числе и для школьных учителей, ведущих курсы «Основы религиозных культур и светской этики», так и для всех, кто интересуется историей и культурой нашей республики и региона.
По мнению авторов, знакомство с фундаментальными принципами буддийской морали и нравственности позволит лучше понять как повседневную, так и социально-политическую жизнь и мотивацию поведения людей в тех странах, где исповедовался буддизм. В пособии подробно рассматривается процесс проникновения и распространения буддийского учения в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Но особое внимание, как уже подчеркивалось, уделяется истории буддизма в Тибете, Монголии и Туве. Именно осмысление сакрального опыта тувинского народа поможет молодым людям сформировать свои нравственные ценности и идеалы. А знакомство с выдающимися памятниками буддийской культуры – архитектуры, скульптуры, живописи, литературы – позволит лучше понять и оценить традиционную культуру тувинского народа.
Напомним, что поручением об изучении возможностей для введения в школах республики истории и основы культуры буддизма глава Тувы Шолбан Кара-оол озадачил региональное минобразования после посещения Далай-Ламы XIV в конце 2011 года. «Нашему министерству образования необходимо изучить региональную практику, разработать соответствующие программы, организовать переподготовку учителей с тем, чтобы задействовать в образовательном процессе воспитательный и мировоззренческий потенциал мировых религий», – подчеркнул премьер. По мнению главы Тувы, невозможно представить движение вперёд без чёткой программы развития патриотической составляющей, духовно-нравственных аспектов, без всего того, что несёт религиозное чувство.