Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 декабря 2024 г.
17 июня 2013 Тува. Общество

Итоги VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»

По инф. пресс-службы Правительства РТ

Итоги VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»Монгун-оол Ондар - получил второе Гран-при

Гран-При VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», завершившего вчера свою работу в Кызыле, завоевал Народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар. Это его вторая высшая награда международного форума горлового пения. Первый Гран-При он взял 20 лет назад на Первом симпозиуме. Ему тогда было только 16 лет. В числе лауреатов сольного исполнительства хоомея – Аян-оол Сам (1-е место), Игорь Кошкендей (2-е), Бады-Доржу Ондар (3-е). Игорь Кошкендей и Бады-Доржу Ондар, артисты ансамбля «Алаш», получившего на этот раз Гран-При в состязании ансамблей, были лауреатами Гран-При и в сольном исполнении – в 1998 и 2008 году соответственно.

Награду обладателям Гран-При вручил глава республики Шолбан Кара-оол. В своем обращении к участникам и ученым он выразил благодарность за постоянный интерес к древнему искусству тувинской земли. «Хоомей – это неразгаданная тайна души тувинского народа, которую мы получили как великое наследие. Наши предки говорили: «Хоомейимни кагбас – ла мен, хомге суккаш, чуктеп аар мен…» – «Хоомей свой я никогда не оставлю, буду носить его всегда с собой». Такое трепетное отношение позволило сохранить это искусство на многие века. Каждый симпозиум, уже шестой, – это шаг к разгадке тайны волшебного звукоизвлечения, - сказал глава региона. – Как сын своей родины, я горжусь тем, что за последние годы тувинское горловое пение достигло всемирного признания. И сегодня мы стоим на пороге открытия Академии Хоомея, которая станет поистине уникальным культурно-образовательным учреждением России и всего мира».

В этом году форум горлового пения собрал ученых и исполнителей хоомея из десяти регионов России – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Якутии, Шории, Чукотки, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска; из 17 стран, в том числе США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, Монголии, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Норвегии, Испании, Греции, Китая. В конкурсной программе приняло участие более ста исполнителей, в том числе – 16 ансамблей (11 – тувинских, 5 – зарубежных). Еще одна важная деталь, характеризующая уровень развития хоомея на его родине: тувинские горловики, прежде чем попасть на конкурс, прошли отборочные туры в районах.

Итоги VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»Обладателями Гран-При Международного симпозиума по хоомею в индивидуальном исполнении в разные годы становились: Монгун-оол Ондар (1992), Радион Мунзук (1995), Игорь Кошкендей (1998), Алдын-оол Севек (2003), Бады-Доржу Ондар (2008). В 2008 году была предпринята попытка организовать самый большой в мире хор исполнителей хоомея. На ступеньках муздрамтеатра после репетиций на базе курорта «Чедер» выступили около 100 музыкантов, среди которых было и много зарубежных исполнителей.

В следующем году внеочередной выездной симпозиум горлового пения пройдет в городе Хух-Хото. С этим предложением к властям Тувы обратилось руководство района Внутренняя Монголия (Китай), представители которого приняли участие в нынешнем симпозиуме.

Пресс-конференция

«Главный итог VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» – это признание научным сообществом того факта, что родиной хоомея является Тува», – такое заявление сделал министр культуры республики Вячеслав Донгак на пресс-конференции, которая состоялась 15 июня в Кызыле, в Центре традиционной тувинской культуры и ремесел. По мнению главы культурного ведомства, это налагает особую ответственность на регион за сохранение и развитие древнейшего искусства.

На вопросы журналистов СМИ Тувы, Прибалтики, Испании, Китая отвечали организаторы, участники и гости симпозиума. Обсуждались различные аспекты важнейшего события в культурной жизни региона в 2013 году, в том числе научные и социально-культурные. Отмечалось, что за 21 год, прошедший с момента проведения первого симпозиума, он превратился в событие международного значения, стал мощным стимулом для развития национальной Итоги VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»культуры не только Тувы, но и других регионов России, важным фактором объединения людей, проживающих в разных странах и на разных континентах.

Интерес к тувинскому горловому пению растет год от года. Достаточно сказать, что нынче в Кызыл съехались ученые и исполнители хоомея из десяти регионов России – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Якутии, Шории, Чукотки, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска; из 17 стран, в том числе США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Казахстана, Киргызстана, Беларуси, Монголии, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Норвегии, Испании, Греции, Китая.

Особый интерес представителей СМИ взывали итоги работы одной из секций научной конференции – «Акустика хоомея» и участие в ней ученых-генетиков. Как пояснила доктор биологических наук, профессор Тувинского госуниверситет Урана Кавай-оол, в изучении горлового пения проделан огромный путь и все данные говорят о том, что пора «перейти на уровень генетики». Важную деталь отметила доктор культурологии Валентина Сузукей: в Туве уже трое ученых, изучающих хоомей, защитили докторские диссертации. Это означает, что в республике создана серьезная научная база по изучению горлового пения. 

Зарубежные гости заявили, что впечатлены тем, какое внимание власти республики уделяют сохранению и развитию искусства и народных традиций. Журналист из Прибалтики Улдис Тиронс сказал, что 20 лет назад он слушал хоомей в юртах чабанов, а сейчас он звучит со сцены главного театра республики в исполнении музыкантов национального оркестра – это огромный прогресс. По мнению Теодора Левина, профессора музыки, доктора философии из Бостона (США), «в Туве нашли очень хороший баланс между государственной поддержкой культуры и общественным интересом к ней».

Итоги VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» Награда Теду Левину

Доктор наук, многолетний исследователь тувинского горлового пения, профессор в колледже Дартмаут (США) Теодор Крейг Левин (Theodore Craig Levin), открывший миру музыку ансамбля «Хун-Хурту», удостоен медали «За доблестный труд». Высокую награду республики члену жюри Шестого Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» вручил глава Тувы Шолбан Кара-оол. Он отметил огромный вклад американского этномузыковеда в изучение и пропаганду хоомея как одного из важнейших достояний самобытной культуры тувинского народа.

Вот, что пишет в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина "Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами" (в английском варианте «Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006) музыкальный критик Нина Карпинская. «В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music. И у этой сенсации есть крестный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе. Во многом именно благодаря ему маленькая республика, затерявшаяся в самом центре огромного азиатского континента, стала известна сегодня любителям музыкальной экзотики далеко за пределами России.

Тед Левин, основатель Гармонического хора, совершил в 1987 году поездку по Туве с целью записать на пленку пение хоомей. Феномен хоомея Левин рассматривает с чисто научной точки зрения, но с большим интересом. Вот что пишет он в примечаниях к созданному им музыкальному альбому «Тува — голоса из сердца Азии» (Ted Levin. Tuva — voices from the Center of Asia):

«Эти стили, вероятнее всего, представляют собой остаточные элементы протомузыкальной звуковой системы, в которой человек путем подражания стремился наладить контакт с наиболее значимыми для него силами и существами. В случае тувинцев речь идет о домашних животных, окружающем ландшафте — горах и пастбищах, стихиях — ветре, воде, свете.

В традиционной звуковой системе Тувы наших дней горловое пение по-прежнему тесно связано с природой... Очевидно, горловое пение издревле служило средством выражения восторга, экзальтации, порожденной красотами окружающего мира. Шагая в одиночестве через луга, пастухи затягивали свои напевы не в расчете на слушателей, а лишь для самих себя, для гор и бескрайней степи».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта