В начале 80-х Анатолий СЕРЕН стал самым молодым министром культуры Советского Союза, где в лидерах и руководстве страны в основном преобладали престарелые чиновники. А судьба его родителей может стать основой для любого сценария.
Отец - первый секретарь обкома комсомола, мать - учащаяся сельхозтехникума и учительница, дочь бывшего бая. Когда до руководства региона дошла эта информация, комсомольского вожака сняли с должности, а байскую дочку исключили из комсомола и отстранили от учёбы и преподавания. Кое-кому и этого показалось мало, вынуждали официально развестись. Но жить вместе, любить и растить детей никто не мог запретить. К счастью, все эти превратности судьбы не отразятся на карьере сына Анатолия.
Национальный вопрос
«АиФ на Енисее»: - Анатолий Сергеевич, вы прошли серьёзный путь по карьерной лестнице, и проблемы республики вам хорошо известны. Как думаете, сегодня Республика Тыва переживает взлёт или падение?
Анатолий Серен: - Если слушать нашего руководителя, то у нас взлёт. А на самом деле… Национальная республика - сложное явление. Пришёл я на спектакль-антрепризу Натальи Варлей в театр и оказался единственным тувинцем, остальные зрители - русские. Через два дня проходит хуреш - национальная борьба. И на стадионе всего трое русских - спортивный обозреватель и два милиционера.
«АиФ на Енисее»: - Что за этим скрывается: неприятие другой культуры?
А.С.: - Раньше в Кызыле русских всегда было больше, тувинцы в большинстве своём жили в сельской местности. А сейчас русских в республиканской столице мало, а в районах практически нет. Когда была Тувинская Народная Республика, все русские очень хорошо говорили по-тувински. А сейчас они не знают и не хотят учить язык.
«АиФ на Енисее»: - Но были же события 90-х, когда русские из республики массово уезжали, потому что их выживали… Корни межнационального конфликта откуда?
А.С.: - Тувинцы были угнетаемы в течение всей человеческой цивилизации: уйгурами, кыргызами, чингизидами, во времена правления Цинской династии, затем в годы протектората Тувы Россией. А революционные события 1917 года сказались на выборе дальнейшего пути развития Тану-Тувы. В 30-е годы народ пережил репрессии против духовенства, скотоводов, причисленных к классу феодалов. А в 40-е годы, когда открыли границу после вступления Тувы в состав Советского Союза и стали прибывать незажиточные русские, за слова «аштаан орус» (голодный русак) давали 25 лет. Всё это копилось и привело к событиям 90-х годов… И тувинцы стали вести себя так, как они хотели. Без перегибов не обошлось: сказался недостаток культуры поведения и общения. Сегодня таких перегибов уже нет.
«АиФ на Енисее»: - Раньше в Туве занимались скотоводством. Сегодня, похоже, экономика республики держится на федеральных дотациях?
А.С.: - К сожалению, у нас нет прежнего сельского хозяйства и промышленности. Республика действительно дотационная. И это тоже сыграло плохую службу. Теперь в основном ждут, когда центр даст денег. Людей отучивают работать.
«АиФ на Енисее»: - Издержки советского периода?
А.С.: - Развал произошёл во времена так называемых «демократических преобразований» 90-х годов. Маленькая республика - всего 300 тысяч населения. И самое мешающее в жизни населения, интеллигенции - развитость землячества и клановости. И на всё это смотрят сверху сквозь пальцы.
Показуха вчера и сегодня
«АиФ на Енисее»: - Тем не менее вы же тоже были в той системе…
А.С.: - Так получилось, что почти всю сознательную жизнь я был руководителем. Меня, совсем молодого, ещё при Брежневе, в 1981 году назначили министром культуры. Поэтому все положительные и отрицательные явления в правительстве на протяжении тридцати лет происходили на моих глазах. Были, конечно, на меня нападки. Но наше министерство культуры считалось одним из лучших в РСФСР, и Ю. Мелентьев, тогдашний министр российской культуры, в обиду не дал бы. И когда я рассуждаю о взаимоотношениях тувинцев и русских, мне легче, потому что у меня интернациональная семья, и сам я получил европейское образование, думаю и говорю, учу студентов по-русски и по-тувински. Я был сценаристом, главным режиссёром, ведущим основных общественно-политических и театрализованных мероприятий в Туве, включая приезды Далай-Ламы XIV и Ельцина.
«АиФ на Енисее»: - Говорят, чтобы показать Ельцину, что в республике занимаются животноводством, пригнали всю деревенскую живность…
А.С.: - Показушность, согласитесь, была и при советской власти, и при Ельцине, да и сейчас есть. А тогда, в 1994-м, действительно бывший президент республики приказал согнать тувинский скот со многих районов к озеру Чагытай - верблюдов, лошадей, свиней, сарлыков, чтобы продемонстрировать обилие живности. А потом глава государства пьяный пришёл на встречу с рабочими овчинно-шубной фабрики. Но, что удивительно, через 40 минут на встрече с творческой интеллигенцией республики он был абсолютно трезв. Один из министров России признался, что Ельцину под лопатку ставят какой-то укол, и он сразу трезвеет. Какое надо было иметь здоровье! Но, видимо, даже он не выдержал такой нагрузки.
«АиФ на Енисее»: - У вас в республике ещё одна большая проблема - гектары конопли… Несколько лет назад Нарусова, будучи сенатором от Тувы, предлагала легализовать её производство.
А.С.: - Да, конопли много. Ребятня голышом бегает там, а взрослые потом с них пыльцу собирают. Борьбой с этим злом должны заниматься специальные структуры. А государство - обеспечить людям нормальный уровень жизни и прежде всего дать им работу.
Меня волнует сегодняшняя культура. Не могу молчать, когда сносят исторические памятники. Например, здание краеведческого музея. Его надо было реставрировать, а вместо этого построили новый двухэтажный дом, якобы похожий на тот, что разрушили. Это то же самое, что взяли бы полотно Сурикова, порвали и по-новому его «нарисовали». Или вот в Кызыле огромную божескую статую устанавливают. Неужели больше проблем у нас нет?
«АиФ на Енисее»: - Считаете, это показушная демонстрация веры?
А.С.: - Нет, это болезнь. Вы знаете, человек может в огне не сгореть, в воде не утонуть, но всё равно он попадёт под медные трубы. Но самая страшная болезнь - власть. Когда последнего президента Тувы освобождали от должности, он до самого последнего цеплялся за кресло и не верил, что его отправят в отставку. В религии что-то подобное происходит. Но людей понять можно, они были вообще от веры отлучены. Ведь когда рушили храмы, в Бурятии, Хакасии, на Алтае кое-что осталось, а в Туве - ничего. И даже моя покойная мама, когда разговаривала со мной о вере, говорила шёпотом. Этот страх сидит в генах людей ещё со времён исторического угнетения и массовых репрессий. Надо не одно поколение вырастить, чтобы он исчез.
«АиФ на Енисее»: - А чем гордятся тувинцы?
А.С.: - Горловым пением - это уникальное искусство, у нас каждый четвёртый умеет петь. Ещё мы гордимся резьбой по агальматолиту, борьбой хуреш, своим Мунзуком, сыгравшим роль Дерсу Узалы, артистом цирка Оскал-оолом, объездившим со своей группой весь мир… Ведь тувинцы - сами по себе яркий народ, открытый и гостеприимный.
«АиФ на Енисее»: - Какое-то время вы жили и работали в Москве, например в «Ленкоме» у известного режиссёра Марка Захарова. Но всё-таки вернулись на родину. Почему?
А.С.: - Я счастливый человек - столько интересных людей меня по жизни окружало. С Захаровым я был рядом, когда он ставил спектакль-фантазию «Плач палача» с Александром Абдуловым в главной роли. С известным московским режиссёром Владимиром Дёминым подготовил массовое театрализованное представление «Победа первая», посвящённое 60-летию битвы под Москвой. Был постановщиком первого духовного праздника в Подмосковье «Москва златоглавая». …
Почему вернулся? Я тувинец, это земля моих предков, а теперь и моих детей и внука. А уехал тогда, потому что ситуация в Туве была непростая, у меня не складывались отношения с бывшим президентом республики. Но скучал и искал любую возможность вернуться.
СПРАВКА:
Анатолий СЕРЕН родился в 1948 году в г. Кызыле (Республика Тыва), окончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, университет марксизма-ленинизма МГК КПСС и Госкино СССР, аспирантуру ГИТИСа, институт телевидения и радиовещания, академию искусств и культуры. Режиссёр, журналист, культпросветработник, киновед, театровед, заслуженный деятель искусств Республики Тыва. Работал на государственной службе, телевидении, в театрах, преподаёт в вузах.