Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 16 ноября 2024 г.
24 марта 2013 Тува. Общество

Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?

Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?Этот вопрос не так прост, как кажется. Амыр-Санаа – человек из легенд и в то же время реальный исторический деятель. Многие герои саг и легенд обещают вернуться, когда их отечество будет в опасности. Они ждут своего часа в глубоких пещерах. Естественно нет их могил – они ведь живы! Но в случае с Амыр-Саной все иначе.

В Службу по охране объектов культурного наследия Республики Тува пришло письмо из Бурятии из Гуннского фонда. Да гуннов уже тоже нет, как и Амыр-Саны, но председатель Гуннского фонда Олег Булутов считает, что кровь гуннов есть в каждом из нас. По крайней мере, в каждом из бурят. В письме говорится, что стало известно место предполагаемого захоронения тела Амыр-Саны. И, по их сведениям,  оно не так-то уж и далеко от Улан-Удэ, в Селенгинском районе. 

Сейчас Фонд возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» предлагает сотрудничество по следующим направлениям:

1. Изучение материалов, связанных с предполагаемым местом захоронения Амурсаны в Селенгинском районе Республики Бурятия;

2. Создание Мемориала в честь Амурсаны совместно с ойратскими, бурятскими и монгольскими коллегами.

То есть, материалы уже практически выявлены. Но есть определенная трудность именно в определении места захоронения. Прах собираются перезахоронить, и на этом новом месте создать мемориал.

Вряд ли все это будет в Туве. Скорее всего, буряты не согласятся отдать такую реликвию. Но памятник Амур-Сане уже есть. В Монголии, в городе Ховд. Там не стали ждать, когда прах будет обнаружен. В 1966 году в Ховд, ему установили памятник (скульптор Ч. Дашзэвэг) – витязь в средневековых доспехах сидит на коне.

А в центре Хубсугульского аймака есть памятник соратнику Амыр-Саны -  Чингунчапу (Чингунжав, Цэнгунджав).

Будем ли мы участвовать в поисках захоронения Амыр-Саны – сложно сказать – это ведь вопрос денег. Но, по крайней мере,  с Гуннским фондом Служба по охране объектов культурного наследия сейчас ведет переписку, и уже представлены рекомендации правительству Тувы по сотрудничеству.

 

Амыр–Санаа – легенды

Много легенд об Амыр-Сане было сложено у разных народов. Казахи, алтайцы, калмыки, монголы и многие другие рассказывают свои варианты героических деяний Амурсаны – Амирсаны – Амырсаны - Амыр-Саны. А вот что рассказывают о нем в Туве.

Лет 300 тому назад трое людей разных национальностей – Амыр-Санаа – улет, Шадырван (Шидарван) – монгол, У-Дзяндзунь (У-Нойон) – манчжур – решили выйти из-под власти китайского богдыхана, объединенными силами сбросить монгольское иго. (Реальные имена восставших: Амыр-Санаа, Чингунчап, Хуралмай. У-Дзяндзунь, очевидно, Цянь лун – китайский император).

Все трое были необыкновенными людьми, они могли передавать друг другу голыми руками раскаленную докрасна наковальню, класть ее за пазуху – и ничего им не делается. Они были образованными людьми. Амыр-Санаа учился в Пекине, потом был направлен в Кобдо чиновником. У-Нойон был чиновником в Улясутае.

У-Нойон оказался подателем, он сообщил о заговоре письмом в Пекин богдыхану. Оттуда пришел приказ – поймать обоих и доставить в Пекин. Амыр-Санаа случайно наткнулся на гонца, везущего этот указ, и, воспользовавшись тем, что гонец не знал его в лицо, прочитал бумагу. Он послал своего гонца предупредить Шадырвана об измене, а сам скрылся в России. Шадырван тоже собрался пробраться в страну Ак-Хана (Белого царя), но по дороге был пойман и доставлен в Пекин, где ему отрубили голову.

Но прежде чем попасть в Россию, Амыр-Санаа со своим войском пересек Туву. В долине Убсу-Нура была на него засада. Чтобы уйти от погони, он ночью заморозил озеро и ушел от преследования. В страну русских Амыр-Санаа ушел через перевал, на котором он поставил деревянное изваяние («ыяш-кожээ») и поклялся вернуться, «когда еще не совсем сгниет деревянное изваяние, когда ледник еще не покроет всю Монгун-Тайгу». Так говорят в Монгун-Тайге.

Есть в Монгун-Тайге и перевал Саадак – Колчан. Когда Амыр-Санаа, скрываясь от китайцев, переходил через Туву, здесь, на вырубке, он забыл свой колчан.

А в Сут-Холе срок возвращения Амыр-Саны указывается иначе: «когда заячьи уши целиком почернеют, когда хвост горностая весь станет черным, когда Хем-Белдир превратится в крупное поселение».

В Чаа-Холе есть «Ступени Амыр-Саны». Он вырубил их в скале за одну ночь, чтобы сделать дорогу проходимой для лошадей.

Говорят, что в том месте, где лошадь Амыр-Саны потеряла подкову, – появился медный рудник.

 

Амыр–Санаа – реальная история

Амыр-Санаа – не только персонаж легенд и сказок. Это – военачальник и политический деятель, совершавший хорошие и плохие поступки. В народной памяти он остался как борец за независимость, как человек, который хотел уничтожить власть китайцев. Но что же было на самом деле?

В первой половине XVII в. в западной части Монголии сложилось могущественное Ойратское ханство, возникшее в результате длительной и острой борьбы ойратских князей против маньчжурских завоевателей, имеющее в русских исторических актах название – Джунгария, что значит левое крыло, левая рука.

Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?Начиная с 30-ых гг. XVII в. до конца 1760 года Тува (Урянхай) административно управлялась ойратскими князями, которые в исторической литературе известны под титулом Алтын-Ханов. Но Цинское правительство уже готовится к войне, намереваясь захватить Джунгарское ханство.

С 1746 г. на арене Джунгарской политики, как возможный преемник на Ойратский ханский трон появляется харизматический молодой человек, родившийся в 1721 г. – Амыр-Санаа.

Август 1754 г. - Амыр-Санаа с 20 тыс. воинов прибыл в Халху. Удостоился беседы с богдыханом Цяньлунем.

Весна 1755 г. - китайско-монгольское вторжение в Джунгарию. Авангард армии вторжения во главе с Амыр-Саной вступил в долину реки Текес, Потерь нет. Узнав, что с войском идёт Амыр-Санаа, многие ойраты переходили на сторону цинской армии.

19 июля 1755 г. Издан императорский «Указ о триумфальном окончании западной компании и включении Джунгарии в карту нашей империи», введен китайский календарь. Однако Амыр-Санаа вёл себя независимо. Не пользовался китайской печатью, не носил китайский костюм.

Осень 1755 г. Амыр-Санаа напал на маньчжурские войска, охранявшие границу, и разбил их. Амыр-Санаа начал антиманьчжурское освободительное движение в Монголии. Имея небольшое число воинов и действуя в союзе с некоторыми халхаскими военачальниками, вёл боевые действия против маньчжур.

В 1755 г. он был провозглашен ханом. Зная его авторитет среди народа и его харизматические данные, а также смелость и героизм, против войска Амыр-Саны маньчжурский император Цянь лун направил хорошо подготовленную многотысячную армию.

Амыр-Санаа использовал зимние месяцы 1755/56 г. для организации своих сил, склоняя других ойратских и урянхайских князей присоединиться к нему, чтобы изгнать с родной земли маньчжурских завоевателей и восстановить независимость Ойратского ханства, в состав которого всегда входил и Урянхай.

Март 1756 г. - маньчжуро-китайское вторжение. Соотношение сил - 5:1. Ойраты вырезались поголовно. Летом 1756 г. в районе Хубсугула в своем родовом владении, князь хотогойтов Чингунчап поднял восстание. На территории самой Тувы также владетельный урянхайский князь Хуралмай стал собирать вокруг себя войско против маньчжурского императора. Одновременно они вдвоем вступают в контакт с ойратскими антиманьчжурскими силами и с Амыр-Саной.

Весной и летом 1757 года отряды ойратов общей численностью в 10 тысяч воинов, руководимые Амыр-Саной и его единомышленниками, развернули активные операции против цинской армии. Эти отряды не смогли противостоять многократно превышавшей их численностью и оснащением цинской армии.

17 января 1757 г. на территории Танды маньчжуры захватили Чингунчапа, увезли вместе с двумя сыновьями в Пекин и предали казни.

Январь 1757 г. Амыр-Санаа отправил послов с письмом на имя русской императрицы Елизаветы.

В 31 июля 1757 г. он прибыл в Тобольск. Ему было отведено место в окрестностях Тобольска. Он ожидал возвращения из Петербурга своего посла Даваа, который уехал с письмом к русской императрице. Но 15 сентября 1757 г. славный хан ойратских и урянхайских народов Амыр-Санаа, заболел и через 6 дней скончался в возрасте 35 лет.

Состоявший при нем поручик Захаров в своей докладной записке писал: «Сего дня, 21 сентября, года 1757, от оспы скончался зенгорский нойон Амурсана. Годов от рождения 35».

В Пекине не могли поверить в его смерть. Император Хун-ли настойчиво требовал: «Известное дело, что тело его сгнило, но сгнить не могли кости его, кои по обычаю Китайского государства, у таких плутов и изменников на показание всему народу ломают на разные части. По сему ведайте, что мы... кости Амурсаны... непременно взять от вас намерены». Российская Коллегия иностранных дел рассмотрела этот вопрос. Ответная грамота российского Сената от 13 июля 1760 года гласит: «Со всем тем, за пристойное изобретаем мы при сем случае дружеским образом увещеваем вас, дабы соизволили вы впредь так, как приятели, а не неприятели наши в переписках с нами умеренно поступать и воздерживаться от всяких грубых и досадных слов и угроз, которые между независимыми (государствами) отнюдь не уместны». Сенат лишь позволил китайским эмиссарам дважды освидетельствовать останки, но выдать их отказался.

13 марта 1758 г. в Кяхту прибыли представители маньчжурских властей – несколько халхаских князей и чиновников, которым была дана возможность удостовериться, что Амыр-Санаа действительно мертв. Известно, что его тело опознавал Ринпэлдорж-гун, т.к. из тех цинских князей, кто воевал в Джунгарии, он один хорошо знал в лицо Амурсану к моменту его опознания.

28 марта 1758 г. пекинское правительство направило русским властям новое письмо, в котором опять настаивало на выдаче трупа. Решительное отклонение русским правительством этого требования послужило толчком к резкому ухудшению русско-маньчжурских отношений.

Жена Амыр-Саны - Битей, дочь Галдан-Цэрэна, укрылась в Калмыкии, потом переехала в Петербург, где умерла в 1761. Ее сын от первого брака, Пунцук, крестился.

В газете XVIII века «Санкт-Петербургские Ведомости» в разделе о награждениях и крещениях было сообщение: «Пунцук, в крещении Дмитрий, калмык, сын дочери Галдан-Цэрэна и Иши Данжина, принявший православие. Кокои Екатерина, калмычка, принявшая православие, родственница Пунцука (Дмитрия)».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта