Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 3 декабря 2024 г.
16 января 2013 Тува. Общество

Путешествие между мирами или зачем Тимур Дулуш ездил на Тайвань

Путешествие между мирами или зачем Тимур Дулуш ездил на ТайваньКонный духовой оркестр Правительства Тувы под управлением Заслуженного артиста Тимура Дулуша, конечно, не мог поехать на Тайвань в полном составе. Тувинские кони, разу­меется, остались в Туве. Зато сам оркестр укрепили: Эртине Монгуш (саксофон), Шоран Очур (гобой), певец-хоомеист Начын Чореве и Аяна Дулуш (чанзы). И отправились в большое-большое путешествие.


Три мира

На пресс-конференции Тимур Дулуш говорил, что во время своей поездки они словно посетили три разных мира, настолько Монголия, Пекин и остров Тайвань отличаются друг от друга. Заснеженные степи Монголии, конечно, не пойдут ни в какое сравнение с прекрасной Формозой, так испанцы называли Тайвань. Ну а Китай – это вообще другой мир, другая цивилизация.

Добираться было трудно. И недешево. Миллион дало правительство Тувы, за что оркестр очень благодарен. 600 тысяч заработали сами.

А когда в Монголии сломалась печка в автобусе, в то время, когда мороз стоял под пятьдесят, наверное, некоторые и засомневались: а надо ли было ехать. Чуть ли не полколлектива на Тайване оказались простуженными. Впрочем, этого никто и не заметил. 

Монголы очень гостеприимны. Но хозяев пришлось огорчить. Точнее, они сами огорчились. Они, как и тувинцы, очень трепетно относятся к лошадям. Их используют на самых важных мероприятиях и церемониях. Но вот до конного оркестра они не додумались. А с другой стороны – это и хорошо. Теперь они, наверное, тоже создадут что-то подобное. Можно будет обмениваться опытом, соревноваться.

На каком языке разговаривать с лошадьми?

В языках разных народов есть свои слова для того, чтобы передавать информацию лошадям. Тувинских лошадей оставили дома, а как общаться с китайскими? Это было нелегко, особенно если учесть, что у «незнакомых» лошадей уже были определенные навыки. Подходящих лошадей собирали со всего острова. Потом Геннадий Монгуш «объяснял» им, что от них требуется. Пришлось выучить китайские слова, чтобы давать им команды. 

А ведь это еще не все проблемы. Чтобы ехать и играть одновременно, нужно управлять лошадью одной рукой. Тувинские кони это воспринимают нормально, для них такое управление в порядке вещей. А вот тамошние кони к этому были непривычны.

Путешествие между мирами или зачем Тимур Дулуш ездил на ТайваньСильно подозреваю, что Геннадий Сендижапович, Заслуженный коневод Тувы, знает еще какие-то «лошажьи» секреты, что позволяет ему договариваться с любыми лошадьми, независимо от «национальности» и предварительной выучки.

Зато он и смотрелся великолепно, когда ехал в национальной одежде с флагом Тувы в руках, возглавляя не только тувинский оркестр, но и всю колонну всех оркестров, приехавших на фестиваль.

Наверняка это было потрясающее зрелище – оркестров было 34. Число музыкантов в некоторых исчислялось сотнями.

В Китае огромное количество человек. Какой-нибудь город легко может себе позволить, например, создать оркестр, который состоит из 200 девочек 12-13 лет. В Туве это вряд ли получится. Но, как известно, побеждать надо не числом, а умением. И до, пусть небольшого, но конного оркестра, в Азии пока никто не додумался.

На конференции прозвучал вопрос, а не будут ли теперь на Тайване и в других местах создаваться конные оркестры? Может, и будут. Но они еще не знают всех секретов, как обучить коней. И у них нет нашего  Геннадия Сендижаповича. А там – пусть попробуют.

Удивили

Действительно удивили тайванцев. Это – очень дисциплинированный, сдержанный народ. То, что они во время выступления начинали прыгать и кричать, самыми бурными способами выражать свои эмоции, - заслуга только наших артистов.

У них брали автографы, фотографировались на память. Те, кто не успел сфотографироваться, тоже не горевали – на острове была выпущена партия футболок с изображениями музыкантов на конях, сувениры, плакаты, буклеты, флажки. А вот в Туве этого пока нет. Но, может, со временем мы и своих гостей сможем порадовать такими флажками-футболками.

С помощью господина Кенона, который летом был в Туве и уже видел конный оркестр, смогли оформить выпуск аудио- и видеодисков выступлений для продажи.

Оркестр показал не только выступление на лошадях. 30 декабря в огромном концертном зале наш оркестр тоже представил свою программу. В ней были номера, многие из которых неизвестны широкой публике, потому что тувинская музыка не столь известна в мире. По крайней мере, до сих пор. Но после выступлений духового оркестра под управлением Тимура Дулуша, она становится узнаваемой. Прозвучали «Таежная симфония» Владимира Токи, «Танцы воинов» из оперы «Монге аялга» («Вечная мелодия») Буян-Маадыра Тулуша, мистерия «Цам», «Каламбур» Анатолия Крола. Также в тайваньском репертуаре – «Дагларым» («Мои горы») Ростислава Кенденбиля и адажио из балета «Кодур-оол и Биче-кыс» Владимира Токи.

Благодарности, похвалы, бронзовый Петушок – символ фестиваля. Не закружилась ли голова от триумфа? Вообще-то, нет. Во-первых, Тимур Дулуш считает, что все это не собственно их заслуга, а в успехе «повинен» весь народ Тувы и правительство. А во-вторых – он на фестивале увидел многое, чему надо бы научиться.

Научились

И это не удивляет. Не раз уже было замечено, что Тимур Дулуш ездит не столько с целью себя показать, сколько – других посмотреть.

Из Чикаго он привез идеи коллективизма, которые были утрачены у нас с развалом страны Советов. На Тайване он обратил внимание на другое. Ключевое слово – дисциплина. Многим музыкантам кажется, что понятия «дисциплина» и «творчество» не очень соотносятся. 

Но в оркестре без дисциплины нельзя. Когда тот же оркестр из двухсот девочек-подростков стоял по стойке смирно практически часами, и лишь иногда пробегали ассистенты, вытирая им лица, понимаешь, насколько сильны у этих юных музыкантов чувство ответственности и дисциплина. Нам до этого еще далеко.

Явно будут какие-то изменения в работе школы искусств. Может быть, как раз и будет произведен особый упор на дисциплину.

А дальше что?

Нового года у артистов почти и не было. И это тоже интересно – такое вот необычное празднование. Только к вечеру 31 декабря добрались до Тайбэя. А Азия – на то и Азия, чтобы праздновать азиатский Новый год. А 31 декабря и 1 января – обычные рабочие дни. Только, может быть, молодежь отмечает Новый год, устраивает большой фейерверк. Немногим повезло, как нам, и Новый год отмечаем, и Шагаа.

А вот дальше что? И в новом году, и потом. Они открыли дверь. Но куда идти дальше? Это сейчас самый главный вопрос у Тимура Дулуша.

Он делает открытия, он идет вперед, расширяет горизонты. А вот что ждет его там, за горизонтом? Какие открытия он еще сделает? Это интересно и всем нам. Поживем – увидим.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта