Духовой оркестр Правительства Республики Тыва по приглашению президента международной оркестровой конференции «Taiwan Clinic» и Азиатского чемпионата марширующих оркестров, эксперта-консультанта Всемирной ассоциации духовых оркестров, директора «ART-CANON» господина Кенон Хуанг принял участие в Международном оркестровом фестивале Chiayi Сity-2012 («Chiayi City International Band Festival»), который проходил с 21 декабря 2012 по 1 января 2013 года в провинции Дзяи Китайской республики Тайвань в составе 35 музыкантов оркестра и заслуженного коневода Республики Тыва Геннадия Монгуша, опытного коневода-консультанта Алима Ондара, главного дирижера Абаканского духового оркестра Андрея Штарка. Официальную делегацию Тувы на фестивале возглавлял депутат Верховного Хурала Тувы Юрий Кара-оол.
Приглашение и участие Духового оркестра Правительства Республики Тыва с конным дефиле в престижном музыкальном форуме мирового значения является результатом резолюции приглашенных мировых экспертов духовой музыки Международного фестиваля духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии», состоявшемся в сентябре 2012 года в Кызыле, и где в качестве почетного гостя приезжал в Туву господин Кенон Хуанг. Он был впечатлен выступлениями музыкантов, особенно конным дефиле, состоявшимся в степи недалеко от села Бурен-Хем Каа-Хемского района при непосредственном участии местного самоуправления и депутата ВХ РТ Юрия Кара-оола.. Также, в мае месяце в Тайвани, с целью изучения лошадей, их повадок и концертных площадок, побывали художественный руководитель оркестра Тимур Дулуш и коневод Геннадий Монгуш, в результате чего, был достигнут договор о совместной реализации конного проекта Тувы и Тайвани.
Международный оркестровый фестиваль Chiayi Сity – ключевой музыкальный многоуровневый профессиональный фестиваль, проводится в течение 20 лет и является одним из ведущих музыкальных событий во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе (Тайвань, Китай, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Корея, Япония, Австралия), и в целом, в мире (США, Европа, Россия), где с декабря до начала января каждого года во всех концертных площадках города Chiayi Сity (Дзяи Сити) выступают около 50 оркестров высокого уровня со всех стран мира. В этом году фестиваль проводился 21 раз, приняли участие 38 оркестра: Духовой оркестр Ханасаки Токухару высшей школы, дирижер — Томоко Кавагучи (Япония), Духовой оркестр высшей школы Уравакуин, дирижер – Таку Шинтани (Япония), Духовой оркестр республиканского политехнического университета, дирижер – Мухамед Июсри Бин Мохамед Али (Сингапур), Духовой оркестр национального университета Чунгнам, дирижер – Йонг Дае Йо (Корея), Духовой оркестр высшей школы Хенг Ии (Гон Конг), Концертный оркестр средней школы Киан Кок (Малайзия), Симфонический оркестр средней лютеранской школы Фэнлинг (Малайзия), от школьных до профессиональных духовых оркестров разных провинций Тайвани. Россию представляли два коллектива: Московский квинтет саксофонистов под руководством Владимира Зарембы и Духовой оркестр Правительства Республики Тыва под руководством Тимура Дулуша, последний, который стал безусловным украшением и главными хедлайнерами фестиваля.
На период проведения фестиваля весь город Дзяи Сити был обвешан рекламными баннерами фестиваля с изображением Духового оркестра Правительства Республики Тыва на лошадях и самой губернаторши Дзяи провинции госпожи Минг-Хуи Хуанг, принявшей очень тепло тувинскую делегацию в официальном губернаторском приеме.
Конное дефиле Духового оркестра Правительства Республики Тыва – уникальное достояние культуры и искусства Республики Тыва, которому аналогов сегодня в мире нет. А конное дефиле тувинского правительственного оркестра с привлечением тайваньских (чужих) лошадей – беспрецедентный проект в мировой практике. Во время приучения тайваньских лошадей состоялись мастер-классы, и происходило это зрелище вкратце, примерно, следующим образом: сначала на ипподроме города Тайнань на берегу Тихого океана духовики просто играли тувинские и русские марши, проверяя реакцию лошадей на музыку, отбирали самых стойких лошадей. После, каждый музыкант, оседлав отобранного коня, воспроизводил звуки, приучая конкретно на своем тембре инструмента. Затем музицировали всем оркестром стоя на одном месте. Только потом выходили на открытое место для проделывания схем.
Благодаря консультациям опытных тувинских коневодов, после 6-ти часовой репетиции тувинские оркестранты, продемонстрировав навыки истинных тувинцев-лошадников, показали конное дефиле на тайваньских лошадях, которые, тайваньцы, впервые увидели конное дефиле вообще.
В параде 29 декабря Духовой оркестр Правительства Республики Тыва на лошадях возглавил колонну из 34 оркестров по Центральным улицам города Дзяи Сити под флагами России и Тувы, исполняя знаменитые: «Славянку», «Марш Преображенского полка» и тувинские марши – «Тувинский марш» С. Кайдана-Дешкина, «Тулчуушкунче!»1 («На бой!») Л. Израйлевича. Протяженность маршрута составило около трех километров, продолжительность парада – полтора часа, восторженные тысячи зрители, движение машин не перекрывали, на перекрестках светофоры… В завершении парада каждый оркестр перед трибуной почетных гостей выступил с минутным дефиле. Вечером этого же дня на городском стадионе Дзяи Сити проходил показ марширующих оркестров участников фестиваля – это красивое и сложное зрелище, в котором музыканты не только играют различного рода музыку (духовой классический репертуар, мировые джазовые стандарты, вечная классика – Симфония №5, «Ода Радости» Л.Бетховена и т.д.), но и одновременно перемещаются по площадке, выполняя различные аппликации и формы с использованием флагов, карабинов. Тувинский оркестр завершил грандиозное красочное шоу 10-ти минутным конным дефиле.
30 декабря в Концертном зале Дзяи Сити, славящемся безупречной акустикой и занавесом, который представляет собой художественный шедевр, расписанным вручную знаменитым китайским художником Лин Ву Шаном, и 31 декабря на сцене знаменитого Парка Культуры Чанг Ченг, где выступали известные мировые составы, Духовой оркестр Правительства Республики Тыва представил свою концертную программу на полтора часа.
Безусловно, для музыкального фестиваля главным является качественное музыкальное составляющее — репертуар, программа, создающие индивидуальный почерк коллектива. Представленная тайваньскому зрителю программа оркестра многогранна: это, вершина тувинской классической музыки «Таежная симфония» Владимира Токи, в которой живописно слышна первозданная таежная природа Тувы2; «Танцы воинов» из оперы «Монге аялга»3 («Вечная мелодия») Буян-Маадыра Тулуша с жесткими воинственными ритмами, ангемитоновыми кварто-квинтовыми позывными с внедрением тувинского фольклорного горлового пения: хоомей, сыгыт, каргыраа4; «Каламбур» Анатолия Кролла – искусной попурри популярной мировой музыки; «Полицейский участок» Куинси Джонс – джазовый стандарт, предоставляющий бесконечные импровизации почти для всех участников оркестра; мистерия «ЦАМ» — стилизованное шествие масок буддийской мистерии – действо в масках ЦАМ с использованием подлинной мелодии тибетской мантры и храмовых музыкальных инструментов — бурээ1, бушкуур2, шан3, тун4, и, элементов джазовой импровизации – в совокупности, образующийся фри-джаз; «Иду на Вы…», «Устуу-Хурээ» Орлана Дары-Сюрюна – хип-хоповые композиции с рэпом; «Аазаашкын» («Обещание») Александра Саржат-оола — со социальным жестким текстом, обличающим чиновников, с роковыми риффами композиция; «Хондергейим» («Мой Хондергей») и «Алдын дашка» («Золотая чаша») Александра Лаптана – последняя, песня-вальс времен 1945 года, аранжированная И. Дулушом в свинговой манере; «Кара-Даг» («Черная гора») тувинская народная песня. Специально для Тайвани аранжированы Петром Казимиром песня «Дагларым» («Мои горы») Ростислава Кенденбиля для чанзы5, шоор6, игил7 с оркестром, и «Адажио» из балета «Кодур-оол и Биче-кыс» Владимира Токи для флейты соло с оркестром, буквально, премьеры, которые состоялись на фестивале. Ранее эти два лирические произведения исполнялись в камерном варианте — в переложении для флейты соло и фортепиано. И наконец, конное дефилирование, как отдельное шоу-представление.
Полярное разнообразие стилей и жанров репертуара, их своебразная трактовка, креативные методы сценической подачи с использованием средств инструментального театра и шоу-представления – драматургическое построение концертных номеров и сценического движения, танцевальные композиции одновременно с оркестровой игрой, коллективное пение, сольное пение, применение тувинских фольклорных традиций — разных стилей горлового пения, традиционных музыкальных инструментов – создает неповторимый имидж данного коллектива с одной стороны, и, с другой стороны, расширяет границы жанра духового исполнительства, в целом. Через общемировое направление, как духовое исполнительство – а именно, через творческое самовыражение Духового оркестра Правительства Республики Тыва происходит интеграция тувинской музыки в полистилистическое современное музыкальное пространство с одной стороны, а с другой стороны, — сохранение лучших национальных музыкальных традиций.
Следует отметить еще один важный момент в творчестве оркестра — понимание и умение подавать правильно звуковой материал и работа со зрителями в плане энергетического взаимообмена, где главным достижением является – эмоциональная реакция зрителей. И на этот раз тувинский оркестр остался верен своим принципам: «пробивал» эмоционально сдержанных тайваньцев на всех площадках – зрители двигались, кричали, потом брали автографы и фотографировались на память.
На обратном пути в Туву оркестр дал концерты в столицах двух стран: Китая и Монголии – в Пекине 3 января в Центральной пекинской консерватории и в Улан-Баторе 4 января в Доме офицеров с программой на 1 час 15 минут.
В двух залах зрителей составляли исключительно специалисты духовой музыки: от крупных дирижеров Китая, почетных гостей: Президента Союза духовиков Монголии, директора военно-музыкального училища Монголии, главного военного дирижера оркестра Армии Монголии до студентов консерватории, музыкальных училищ, которых трудно чем-либо удивить. Но после концертов «профессиональные зрители» выражали свой восторг и благодарность, и, сожаление о том, что ранее не знали, не слышали о существовании тувинского конного оркестра, и что, по новому открыли возможности духового исполнительства Тувы, России.В целом, получилась невероятно интересная поездка: мужской состав оркестра выехал из Кызыла в Тайбей в ночь с 21 по 22 декабря, в -47 С мороза автобусом через Монголию. По дороге в автобусе сломалась печка, еле восстановили поломки. А музыканты успевали заниматься рукодельным оформлением первого официального СД альбома оркестра и вести коллективный дневник путешествия. А из Улан-Батора в Пекин вылетели самолетом, где и воссоединились с женским составом оркестра, которые, 24 декабря через Красноярск вылетели в Пекин. Обратно весь состав оркестра с Улан-Батора до Кызыла добирались автобусом.
За 18 дней поездки тувинские оркестранты побывали в трех разных цивилизациях: высокая организованность во всех делах, чистота, небосребы, хай-тек, еще и Новый год по григорианскому календарю встретили впервые за границей. К полуночи 31 декабря с тувинским флагом пробрались к самому высокому небоскребу Тайбея, где собрались миллионы людей, в основном молодежь, на грандиозный салют; древняя «миллиардная поднебесная», где, тувинцы первыми из 45 стран воспользовались новым законодательством КНР о пересечении границы без виз на срок до 72 часов; юрты, средневековье; разные люди, публика; высшее по логистике международный аэропорт Пекина, долгая трехсуточная дорога на «пазике» по белоснежным степям Монголии с остановками в придорожных юртах.
Преодолевая бытовые, жизненные и творческие трудности, оркестранты открыли мировой «мекке» духовой музыки — фестивалю Дзяи Сити и всему Азиатско-Тихоокеанскому региону достояние культуры народов Тувы и России — удивительной красоты тувинскую музыку, традиции конного оркестра, и, показали о существовании и развитии на высоком уровне общемирового направления, как духовое исполнительство в Туве.