Кызылский театр юного зрителя принимал участие в IX Всероссийском фестивале юношеских и молодежных спектаклей «Синяя птица» и стал его лауреатом.
На суд зрителей и жюри тюзовцы вынесли спектакль «Мой друг – золотой олень», поставленный по мифам и легендам самобытного Тоджинского района.
«Синяя птица» – один из самых престижных национальных конкурсов, собирающий на своей площадке лучшие детские музыкальные театры. Фестиваль проходил в Московском Государственном Академическом Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац под патронатом министерства культуры Российской Федерации, Государственного Российского Дома народного творчества. Жюри было представлено театроведами и режиссерами – профессорами РАТИ. Возглавила его лауреат Государственной премии СССР Наталья Касаткина.
В фестивале приняли участие театры из Белгорода, Перми, Нижневартовска, Братска, Подольска, г. Советского Ханты-Мансийского автономного округа и других городов, прошедшие отборочные туры.
«Мой друг – золотой олень», который привез наш ТЮЗ, – довольно сложная работа хотя бы потому, что выполнена она в синтетическом жанре музыкально-драматического спектакля. Оценили эту работу высоко, звание лауреата означает второе место. Но, признается режиссер театра Айлана Чадамба, сами юные артисты остались собой недовольны. После выступления дети поставили себе «3» с плюсом. Во-первых, из-за технических неполадок. Возможности прорепетировать перед спектаклем, увы, не было. Успели только походить по сцене, которая, к слову, просто огромная в отличие от маленького зала в ДНТ, к размерам которого дети привыкли. Во-вторых, возникли совсем неожиданные проблемы: уже закончил выступление коллектив из Ханты-Мансийского округа, после которого шел ТЮЗ, надо выходить на сцену, а у исполнителей главных ролей Эртине и Ачиты вдруг пошла кровь из носа – видимо, от волнения. Чуть раньше, когда распаковывали декорации, поранил палец Амырга – Олень. Барабан, который по ходу спектакля трансформируется в солнце-бубен, в рыбу, все время разворачивался, и детям приходилось его поддерживать. В общем, победа далась поистине кровью. И звание лауреата можно без натяжки считать успехом.
А гран-при фестиваля среди хореографических коллективов удостоился коллектив из Екатеринбурга, среди музыкальных – из Тамбова с постановкой «Сказка о глупом цыпленке». Личными впечатлениями о фестивале мы попросили поделиться режиссера ТЮЗа Айлану Чадамба.
– Что говорили члены жюри о вашей постановке, о детях как артистах?
– Что они очень активные, и что сами они увидели, каков он, тувинский темперамент, какова тувинская культура. Режиссеры из Орла готовы были всех взять на театральное отделение, дети – просто молодцы, супер, говорили они.
По поводу того, что наши дети были в масках, мнения разделились. Кому-то хотелось, чтобы маска не закрывала чудесные лица, глаза, которые они потом увидели. Что она мешает игре, сдерживает актеров. Другой же сказал, что азиатская культура действительно сдержанная, что он – за маску! И поскольку дети очень живо двигались на сцене, ему показалось, что и маски живые. Театровед тоже поддержала нас: я за то, чтобы и такой театр был, потому что это интересно. Члены жюри признались: мы приготовились смотреть самодеятельность, а увидели настоящий любительский театр, поэтому и оценивали вас, как профессионалов.
– Какие «уроки» фестиваля вынесли дети и вы лично?
– Нашим понравилась «Красная шапочка» (Белгород) и «Глупенький цыпленок» (Тамбов), в котором участвовали 58 детей! Они поняли, как это серьезно, какое это напряжение – участвовать в таких фестивалях. На хорошем уровне была поставлена детская опера «Гуси-лебеди» (Братск, Иркутская область). Все было выполнено чистенько, без промахов, один член жюри даже заметил: настолько все гладко, что хотелось, чтобы кто-нибудь смешался, а то просто роботы.
Конечно, всегда интересны мнения, заключения профессионалов. Например, что не нужно юных артистов прятать в костюмы. В одном спектакле была Гусеница, вся в поролоне, и только маленькое окошечко-лицо, а игры артиста, его пластики не видать. Резонное замечание. Мы намотали его на ус и попробуем отыграть «Моего друга» уже без масок. Кстати, жюри отметило оформление нашего спектакля. Это заслуга художника театра Юрия Минаева.
Сейчас такая тенденция, чтобы этнические, фольклорные направления звучали по-современному. И члены жюри отметили, что тувинский фольклор прозвучал именно таким образом, за счет пластики, танца спектакль был ориентирован на современного молодого зрителя. Одна москвичка поразилась: как выросли детские театры. Разве в наши советские времена было такое возможным? Я бы даже предпочла детские коллективы взрослым, сказала она.
Все спектакли, кроме нашего, шли «живьем», без фонограмм, что было оговорено в положении фестиваля, у всех были свои инструментальные ансамбли. Мы играли под фонограмму из-за того, что дети были в масках. Нам нужны музыканты. Нужен и хореограф. У нас в департаменте по культуре есть специалисты, которые могли бы поставить танцы, но они работают на ключевых чиновничьих постах, им некогда этим заниматься. С кадрами, кстати, вообще везде плохо. Но вопреки всему театры развиваются.
– Главный вопрос: а как приняла вас публика?
– Не могу не сказать, что мы имели особую поддержку зала. Благодаря землякам-москвичам. Когда закончили выступление, услышали голос Ролланды Конгар, которая пришла на спектакль с дочерью Викторией: «Браво!» (обе – бывшие тюзовки, сейчас живут в Москве). В эти дни шел дождь, было холодно. Но, несмотря на непогоду, нас приехали поддержать работники постпредства Тувы в Москве вместе с руководителем Ренатом Ооржаком, студенты, они бурно аплодировали стоя.
Постпредство арендовало для нас автобус, и активисты Московского молодежного тувинского землячества студент 1 курса РНИМУ Танаа-Херел Кенден-Хуурак, студенты 2 курса МГГУ Менги Седипей и Айдыс Ооржак, студент Строительного колледжа Ачыты Хайдып стали нашими гидами. Спасибо им, спасибо всем спонсорам, которые помогли коллективу выехать на фестиваль в Москву. Наша победа – общая.