Есть в одном из сел Тувы необычный памятник, к которому в День памяти жертв политических репрессий каждый год идут люди с цветами. На монументе изображен конь - самый быстрый жеребец в истории республики. Черный ворон - так звали коня - в тридцатые годы прошлого столетия тоже стал жертвой политических репрессий, после того, как осудили его хозяина.
Как закончилась жизнь Черного ворона - доподлинно неизвестно. Но судьба жеребца до того момента, пока его не сняли с соревнований по политическим соображениям, была описана племянником его владельца, одним из самых популярных писателей республики Кара-Куске Чооду. И на сегодня эта история стала бережно хранимой местными жителями легендой.
За хозяина ответил и конь
Род Чооду очень сильно пострадал от политических репрессий. Среди 17 родственников писателя, которых причислили к "врагам народа", был его отец и дядя Соян Санданмаа вместе со своим конем. В 1939 году несчастное животное тоже неожиданно стало "контрреволюционером".
"Санданмаа арестовали из-за доноса, по которому он в составе контрреволюционной группы хотел захватить пограничную заставу, для чего были заказаны из-за рубежа десять флаконов яда, чтобы отравить активистов одного из сел республики", - говорит Чооду. Дядю арестовали в марте 1939 года, а летом расстреляли.
У Санданмаа был самый быстрый скакун в Туве по прозвищу Эзир-Кара (Черный ворон), который с 1934 по 1936 годы становился победителем республиканских скачек, за что получил это имя. Потом жеребец еще два года никому не проигрывал. Таких результатов в регионе до сих пор не может показать ни один конь.
"Как говорят очевидцы, Эзир-Кара добирался на скачки из тайги через сыпучие пески долины Больших озер и каменистые хребты гор, проходя более 500 километров", - рассказывает писатель.
После расстрела Санданмаа коня передали в Народно-революционную Армию Тувинской Народной республики, но вскоре должны были состоятся конные состязания. И старшина Куулар Орус привел скакуна.
"Рассказывали, что Эзир-Кара в день состязаний начал вставать на дыбы у привязи. Его попытались успокоить, но тут начальник штаба армии, который увидел эту картину, сразу дал указание. Он сказал, что все знают этого скакуна, как коня расстрелянного на днях Санданмаа. По политическим мотивам скакуна нельзя пускать на скачки. И приказал развязать и отпустить жеребца", - говорит Чооду.
По свидетельствам очевидцев, которые собрал писатель, тогда весь стадион зашумел, люди начали возмущаться и требовать вернуть своего любимца. "Увидев всеобщее недовольство, начальник штаба начал угрожать тюрьмой всем без разбора. И наступила тишина. Никто не дышал. Было очень страшно. Вот так бедному животному навсегда запретили участвовать в скачках", - говорит собеседник.
Дальнейшая судьба скакуна - тайна. Никто с точностью не может сказать, что случилось с Эзир-Кара. Одни рассказывают, что его отправили обратно на службу в Красную Армию, другие - что лошадь продали в Хакасию, третьи и вовсе уверяют, что бедного скакуна сразу же расстреляли.
"Один человек, хорошо знавший судьбу и историю Черного ворона, мне поведал, что коня использовали в работе до истощения и оставили в лесу. Он был очень худой и с трудом стоял на ногах, животное даже на мясо нельзя было употребить", - рассказывает писатель.
Ходят слухи, что череп Эзир-Кара по сей день висит в лесу Межегея на дереве. "Это необыкновенно большой череп, который очень давно там находится... Я не от одного человека слышал, что это действительно останки быстроногого скакуна", - отмечает Чооду. Он на протяжении всей жизни пытается узнать, что стало с опальным конем. А судьба самого писателя оказалась очень непростой.
Судьба хранителя истории
"В первый класс я пошел в 1943 году. Для меня и еще нескольких ребят не нашлось юрты, пришлось неделю жить рядом со школой под открытым небом, после чего мать забрала нас домой. На следующий год заболел и снова не смог учиться", - вспоминает Чооду.
После выздоровления без дела он не сидел. "Всю зиму пас скот. А весной в моей школе показывали фильм "Пугачев". Любопытство погнало меня туда. Я посмотрел картину, собирался ехать обратно, но был пойман учителем и месяц сидел за партой. Этого оказалось достаточно, чтобы в 1945 году получить документ об окончании первого класса", - говорит писатель.
Затем для мальчика настали очень тяжелые времена. Сильно заболела, а затем умерла мать. А в 1949 году арестовали его отца за "антисоветсткие националистические" высказывания. Самого мальчика выгнали из школы-интерната. Причем сделал это сотрудник КГБ: просто за руку вывел из школы и велел больше здесь не появляться. А как позже выяснилось, никаких официальных распоряжений о его отчислении не было.
"Спустя несколько недель после этого руководитель школы нашел меня с охапкой дров на улице и отвел в один из домов. Там я стал жить. После этого начался второй этап моей учебы. Семь классов я окончил в 1954 году", - рассказывает Чооду.
Затем он поступил в сельхозтехникум и окончил его. Работал сначала чабаном, потом был трактористом и даже главным агрономом колхоза. Стал студентом пединститута. Еще тогда постоянно приносил в местные газеты свои небольшие заметки и фотографии. Это не осталось незамеченным. "Когда я должен был переходить на второй курс пединститута в Кызыле, мне предложили работу в детской газете. Перешел на заочную форму обучения. А уже в 1977 году партия отправила создавать районную газету. Больше полугода вместе с рабочими строил здание редакции и типографии", - вспоминает Чооду.
В разных газетах он проработал на протяжении 33 лет, написал не одну книгу, а 1998 году вышел на пенсию, стал свободным журналистом и продолжил писательскую деятельность. В преддверии празднования 90-летия Тувинской Народной республики в 2011 году Чооду написал книгу "Репрессированный конь", посвященную не только скакуну, но и многим "врагам народа", среди которых были его отец и дядя - владелец жеребца.
Сегодня бывший бродяга, сын врага народа - популярный в Туве писатель, журналист, почетный гражданина Кызыла и лауреат Государственной премии по литературе.
По обе стороны закона
В ответ на просьбу рассказать о своем отце Чооду на несколько секунд закрыл глаза, как будто выбирая из большого потока информации, самые важные и ценные факты и детали.
"Арестовали моего отца, Кунзека Чооду, летом 1949 года. Поводом для этого послужили его, якобы, высказывания, которые он произнес на крестинах племянника. Мол, он говорил, что раньше, когда проводили религиозные обряды в Туве, народ жил лучше, чем при Советской власти. А теперь не стали верить в Бога и хурээ (буддистские храмы) поломали", - рассказывает писатель.
Так и получилось, что первый председатель Тес-Хемского районного суда республики в одночасье стал заключенным, приговоренным к 12 годам лагерей. Как отмечает собеседник, "выходит, что он побывал за свою жизнь по обе стороны закона".
"Вышел отец в 1955 году после амнистии. Работал чабаном. Спустя 19 лет его не стало. Лагеря серьезно пошатнули здоровье, ведь там заключенные во время работ в Ангару даже под лед ныряли, в итоге, болезнь взяла свое", - вспоминает Чооду и глаза его наполняются слезами. Спустя 20 лет после смерти отец был реабилитирован и признан жертвой политических репрессий.
Черный ворон как символ
Более 70 лет прошло с тех пор, как исчез самый быстрый жеребец в истории Тувы. Но, несмотря на такой давний срок, жители республики не забыли Черного Ворона. "В южных районах республики с 1993 года начали проводить праздник в честь этого скакуна. Проводятся спортивные соревнования и, конечно скачки", - рассказывает Чооду.
В селе Ак-Эрик открылся памятник коню. На его мемориальной доске высечены имена 23 репрессированных из этого поселка, среди которых есть и отец писателя.
"В Туве также есть объединение художников под названием "Эзир-Кара", - делится Чооду.
Созданы и несколько скульптур, на которых изображен репрессированный конь. "Одна из них вылита в Свердловске из бронзы и чугуна, есть его работа из мрамора. В одном из городов скульптор создал Эзир-Кара изо льда", - говорит собеседник РИА Новости.
Это еще не все. Написана песня, посвященная "Черному ворону", и даже поставлен танец.
"Их исполняет знаменитый тувинский ансамбль "Саяны". А это многого стоит, ведь коллектив является многократным дипломантом всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов", - рассказывает писатель.
Быстроногий жеребец изображен даже на эмблеме Эрзинского района Тувы. А в 2011 году одну из улиц в столице республики - Кызыле назвали в честь Эзир-Кара.
Все это создано и делается при непосредственном участии Кара-Куске Чооду. История Эзир-Кара идет с ним по жизни. И он гордится этим...
...И ни о чем в своей жизни не жалеет. Писатель прожил тяжелую, сложную, но ту жизнь, которую согласен прожить и еще раз. "Если бы мне предложили вернуть время вспять и поменять, что захочу в своей судьбе, то я бы оставил все как есть. Это моя жизнь, и я ее прожил именно так, как предначертано. О чем не жалею", - говорит Чооду.
Сейчас у него одна заветная мечта. "Хочу, чтобы в Кызыле был установлен памятник Эзир-Кару. Сейчас мы с единомышленниками собираем деньги на его установку. Если все у нас получится, то памятник откроется уже в 2013 году весной", - сообщил о своих планах писатель, отметив, что этот монумент будет всегда напоминать о судьбе легендарного Черного ворона, символизирующей рок, который постиг многих невинных.