Реконструкция Набережной Енисея в Кызыле не ограничится банальным благоустройством. Об этом глава Тувы Шолбан Кара-оол заявил на круглом столе с участием известного в России и за рубежом скульптора Даши Намдакова, который побывал в республике на минувшей неделе по приглашению премьера.
С участием депутатов парламента, ученых, архитекторов и художников Тувы в Правительстве состоялось открытое обсуждение того, какой должна стать Набережная Енисея в Кызыле к юбилейному 2014 году.
Глава республики подчеркнул, что реконструкция объекта не должна ограничиться берегоукрепительными работами и банальным благоустройством.
«Мы должны создать на нашей Набережной мировой «азиатский бренд». Это должен быть фундаментальный объект, по-новому символизирующий географический центр Азии, - сказал Шолбан Кара-оол. – Каким образом, это будет выглядеть: где и как? Об этом мы должны подумать и решить вместе».
Глава республики сообщил участникам встречи, что для этого специально пригласил талантливого мастера Даши Намдакова, тема Центральной Азии для которого имеет особое значение. «Пока он просто приехал к нам, чтобы познакомиться с местностью, с людьми. Но я верю, что наш земляк по крови, духу и предкам согласится поработать с нами и сделает свой вклад в дело пропаганды необычной достопримечательности Тувы».
В свою очередь, сам Даши Намдаков рассказал, что давно мечтал посетить республику, поэтому был очень рад приглашению. Он с интересом изучил Набережную Енисея, увидел знаменитый обелиск «Центр Азии» и признался, что это место ему очень понравилось.
Первым делом, он заметил место слияния Большого и Малого Енисея. «Сюда само собой что-то напрашивается», - сказал художник.
Первая мысль, и которая, по его мнению, никогда не подводит, на Набережную Енисея напрашивается языческий символ, некий тотемный образ с использованием красивой тувинской пластики, которую он заметил в фигурах животных, находящихся в ансамбле городского фонтана на Площади Арата.
Вместе с тем, Даши Намдаков подчеркнул, что невозможно поставить перед собой задачу сделать шедевр. «Это просто удача, либо она есть, либо ее нет. Как правило, когда такую задачу ставишь, она не получается. Тема Азии – она моя. Мне это безумно интересно. Но я понимаю, какая это огромнейшая ответственность и гиперсложная задача. Удастся ли найти идею, о которой Вы говорите – это не простой вопрос», - сказал Даши Намдаков.
Идей, кстати, было озвучено множество. И непременное условие – памятник должен стать общим энергетическим символом всех кочевых народов мира. Все участники круглого стола единогласно поддержали инициативу по созданию нового бренда центра Азии.
Новый символ, по мнению директора ТИКОПР СО РАН Владимира Лебедева, может расположиться в любой точке. И, возможно, поскольку слово Азия женского рода, это должен быть женский символический образ».
По мнению депутата Верховного Хурала Ирины Самойленко, важно не уподобляться соседней Монголии, прославившейся своими мощными скульптурами, которые посвящены великим завоевателям. «Может быть, это должен быть многоярусный памятник, символизирующий сущность всех азиатских народов».
Председатель Ассамблеи народов Республики Тыва Вера Лапшакова предположила, что в будущем произведении искусства можно отразить духовность. Также, по ее мнению, здесь уместен образ птицы - орла, либо мудрого старца с мальчиком.
Музыкант Алдар Тамдын попросил обратить внимание на такие понятия как тувинское горловое пение – визитку республики.
Известный общественный деятель Игорь Дулуш откровенно заявил, что перед Даши Намдаковым стоит тяжелая задача – понять сущность центра Азии и древней тувинской земли. «Тува - это древняя земля вокруг, которой бушует торнадо - мир вокруг нас стремительно меняется, а на тувинской земле сохраняется таинственность». Игорь Дулуш напомнил о значении 9-ки – сакральном числе в буддизме и сознании тувинцев. Девять небес, девять видов скота, девять перевалов, девять видов наказаний, которые присутствуют в фольклоре тувинского народа.
Тувинский скульптор Хеймер-оол Донгак тоже поддержал идеею создания нового символа, олицетворяющего центр Азии. По его словам, разговоры ведутся с 80-х годов. Но всегда не хватает либо воли, либо финансов. Вот и в 1984 году ограничились реконструкцией постамента и самой площадки. Хотя многие признанные в СССР художники отмечали, что земной шар на памятнике пронизан шпилем, что несовсем хорошо воспринимается.
Также в ходе обсуждений, прозвучали предложения, что новым памятником должен стать конь – символ кочевников.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол, подытоживая высказанные мнения, отметил: «Нам важно реализовать этот проект к 100-летнему юбилею единения Тувы и России, который Указом Президента будет отмечаться в 2014 году. И по итогам сегодняшнего обсуждения, Набережная Енисея в Кызыле должна по-новому передать духовный символ Азии, который будет объединять самые разные народы. Мы эту задачу обязаны выполнить».
Известный сегодня обелиск был создан художником Василием Деминым в 1964 году, к 20-летию вхождения Тувы и России. Он должен быть обязательно сохранен для будущих поколений, было отмечено участниками встречи, состоявшейся в Правительстве под руководством премьера Шолбана Кара-оола. Но необходимо создавать и новые образы, которые несут в себе «суть, пуповину Азии», которые будут центром притяжения людей. Одно из главных пожеланий, чтобы новый образ Азии эмоционально трогал людей вплоть «до мурашек по спине», чтобы люди снова и снова возвращались к нему.
Даши Намдаков еще раз отметил сложность и ответственность поставленной задачи. «Мне нужно время все переосмыслить», - сказал художник. Скульптор побывал в Национальном музее Тувы, где особенно внимательно осмотрел зал шаманизма, «Скифского золота», коллекцию камнерезных работ выдающихся мастеров республики. Также по поручению главы республики Шолбана Кара-оола, министр культуры Тувы Вячеслав Донгак должен проработать вопрос о проведении выставки Даши Намдакова в республике.
Справка
Родился Даши Намдаков в Бурятии, сегодня живет и работает в Москве. Если говорить о творчестве мастера, то его работы хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.
Работы Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль.
В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».За цикл выставок в 2009 году Даши Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.