На прошедшей вчера научно-практической конференции в Тувинском государственном университете "Образование, наука, религия в современном мире: новые подходы" ученые обсудили вопросы религии, образования и науки, их роли в современном мире. Министр образования и науки РТ Каадыр-оол Бичелдей отметил, что религия является одним из «трех китов», на котором строится государство и национальное сознание. Использование новых научных подходов в изучении религиозных основ поможет тувинскому народу осознать свою идентичность. Также на конференции выступил достопочтимый Геше Лхакдор, который отметил роль духовности как пути к адаптации в изменяющемся мире. По его мнению, духовность является ключом для достижения гармонии и счастья. Главной целью научно-практической конференции явилась актуальная тема введения учебного курса по изучению буддистской философии и культуры.
На конференции профессор Николай Абаев дал наставления молодым исследователям буддийского учения.
В своем обращении к начинающим буддологам известный исследователь, внесший большой вклад в развитие востоковедения в целом, тувинской науки в частности, говорил о необходимости анализа историко-культурного контекста, в котором формировалось буддийское учение.
С точки зрения ученого, научное исследование по буддийской теме, должно включать в себя обобщение хорошо проверенных историко-культурных фактов относительно особенностей взаимодействия различных народов, для которых учение Будды послужило путеводной нитью в их судьбе.
Профессор обратил внимание на следующие моменты исследования буддизма в свете исторических взаимосвязей буддийских народностей:
«Молодые, современные ученые, исследующие вопросы возникновения буддизма не всегда учитывают историко-культурный контекст, в котором развивалось учение Будды. В частности, не всегда учитываются более древние и более тесные этнокультурные связи между буддийскими народами. Например, в Центральной Азии обитают такие этносы, исповедующие буддизм в его тибето-монгольской форме (гелукпа), как тувинцы, буряты, монголы, сами тибетцы и др.
В современных исторических исследованиях не освящаются более древние пласты истории этих народов, которые связаны с проникновением буддизма в Центральную Азию. Считается, например, что Северный буддизм Махаяны в традиции школы гелукпа получил распространение только в XVIII веке. Однако, по нашим данным, буддизм начал проникать к предкам, указанных тюрко-монгольских народов, еще в эпоху гуннов-хунну (от слова «хун» — «солнце») (III в.до н.э.), затем в Кушанскую эпоху (II–I в.в. до н.э.), затем в период Северных варварских династий в Китае, в период правления династий Тоба-Вэй (V–VI в. н.э.). При этом важную роль в распространении буддизма в Центральной Азии сыграли наши прямые предки – уйгуры, которые в VII в. н.э. сделали буддизм своей государственной религией.
Особую роль в распространении буддизма среди этих народов сыграли тибетские хоры – особое племя, которое имело тесные связи с хоры-бурятами, хоро-монголами, тувинцами и якутами. Эти родственные связи существенно повлияли на процессы распространения буддизма. Следует также отметить важное значение империи Чингис-Хаана в утверждении и распространении Северного буддизма в Евразии».
Слова профессора Николая Абаева, адресованное молодому поколению исследователей буддийского учения, могут послужить полезным советом, ценной консультацией, мастер-классом.