Я поддерживаю тех людей, которые написали статью в вашу газету о том, что «шестьдесят богатырей» на самом деле являются скотокрадами и преступниками, и не нужно их возвеличивать. Если обратиться к истории кочевых народов Центральной Азии, то видно, что это явление порицалось, а виновные жестоко наказывались.
Ордынцы, которые издревле вели междоусобные войны, истребляли себя в борьбе за богатства и пастбища. Люди этих племен не знали законов, обычаев. Поэтому среди них были воры, лжецы, разбойники.
Этим людям в собственном жилище не «являлось солнце». Лошади их не имели отдыха и неизбежно погибали. Таково было это племя – без порядка, без смысла.
Чтобы держать их под контролем, Чингисхан имел в своем распоряжении военную организацию, основу которой составляли заслуженные ветераны. Он издал Ясу (или джасак), которая была сводом законов, которым все должны были следовать. Яса предписывала любить друг друга, почитать старших и нищих, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не предавать. За нарушения полагалась смертная казнь.
«Чингисхан стал управлять примкнувшими племенами посредством твердо установленного ясака. Умных назначил беками (начальниками) войска. Проворных и ловких – табунщиками. Глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингисхана) возрастало день ото дня, от неба нисходила победоносная помощь, летние кочевки его стали местом ликованья и пированья», – сообщалось в исторических источниках.
Его законы были жесткими: тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан был возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей: «если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана».
«Степень их повиновения своему господину несравненно выше, чем в любом другом обществе, – отмечал отважный брат Карпини (священник, посланник Папы Римского), – и он выказывал им свое огромное уважение и никогда не обманывал их ни словом, ни делом. Они редко ссорятся и скандалят, а нанесения друг другу ранений, а тем более, убийств друг друга у них почти не бывает. Нигде не встретишь у них воров и грабителей, поэтому они никогда не запирают свои дома и кибитки, где лежат их вещи и драгоценности. Нашедший домашнее животное не забирает его себе, а, как правило, отгоняет к десятнику, ведающему такими пропажами. В общении друг с другом они учтивы и при всей скудности провианта охотно им делятся. Они очень терпеливо переносят лишения и даже, если приходится, могут голодать день-другой».
Эти законы стараются соблюдать и в современной Монголии. По статданным 2009 года, на 2 млн. 600 тыс. жителей приходится 44 млн. голов всех видов скота.
В дореволюционной Туве, когда всевозможные налоги довели народ до нищеты, появились кайгалы, которые крали скот. Некоторые шайки скотокрадов организовывали нойоны. Когда эти шайки стали угонять целыми стадами скот с территории Монголии, монгольские нойоны пожаловались китайскому наместнику на беспредел скотокрадов с тувинской стороны. Впоследствии была организована карательная экспедиция для поимки скотокрадов, которые убежали в горы. Их поймали и казнили как бунтовщиков.
В советское время их назвали «шестьюдесятью богатырями». По китайским же законам, они были опасными преступниками и подлежали смертной казни. Китайские законы исполнялись в крайних случаях. После показательных казней в Урянхае (где соблюдалось обычное право тувинцев) уменьшились кражи скота.
Предлагаю вниманию читателей отдельные главы уголовной части Уложения китайской палаты внешних отношений (маньчжурские законы, действовавшие в Туве с 1818 до 1911 года).
Глава 2. Постановления против разбоев и грабежей. Ежели кто из монгольских чиновников или простолюдинов один или двое, или же несколько человек, собравшись вместе, будут производить разбои и грабежи, причем лишать еще жизни ими ограбленных; то, не разбирая ни зачинщика, ни его сообщников, предать всех смертной казни отсечением голов, которые выставить при том на показ народу; а все движимое и недвижимое их имение отобрать и отдать семействам погибших от рук сих злодеев.
36. Ежели кто воровским образом отгонит у кого из Монголии более 30 скотин, то не разбирая ни главного вора, ни его сообщников, приговорить всех к удавлению. Тех же, кто не был при отгоне чужого скота, но вошел в раздел полученной корысти, освободить от позорной смерти, сослать в дальние губернии, чтобы употребить на тяжелые работы.
37. Ежели количество скота будет не более 30 и не менее 20 приговорить всех к удавлению.
38. …от 10 до 20 голов — то главного вора приговорить к удавлению, остальных участников – в ссылку.
39. …от 6 до 9 голов, то зачинщика отправляют в ссылку.
40. …от 3 до 5 — главного отправляют в ссылку, кто не был при отгоне скота, того наказывают плетью по 100 ударов и потом отпускают.
41. …ежели не превзойдет 2 голов, то главного преступника сослать в ссылку, а сообщников наказать плетью по 100 ударов.
42. Четырех баранов считать по цене одним быком, лошадью, верблюдом. Украли менее 4 овец — главарю 100 ударов, 80 сообщникам.
44. Если кто украдет собаку или свинью, курицу, гуся и утку, то за первых двух взыскать с преступника один пяток скотин, за последних трех по одному быку 3-х лет, а сверх сего непременно отобрать у вора и все похищенное им.
49. Если похищенные вещи будут стоить от 120 лан серебра, то главного вора приговорить к удавлению, сообщников приговорить к ссылке в дальние губернии на тяжелые работы.
В ТНР постановлением председателя правительства Монгуша Буяна-Бадыргы было разрешено ловить главарей группировок скотокрадов, сдавать их властям или убивать их безнаказанно. Так жестоко боролись со скотокрадами в ТНР. Скот раздали беднякам, и каждая семья должна была обеспечивать себя сама. Все трудились, не покладая рук. У кого не было скота, нанимались рабочими в разные мастерские. В газетах изредка упоминалось о краже одной коровы. Перед войной общее количество скота всех видов достигало 1 млн. 200 тыс. голов.
Законы о скотокрадстве ТНР были такие, как Уголовный закон ТНР 1934 года. Вот выдержки из его Особенной части.
121. Тайное, а равно открытое похищение лошадей и другого крупного скота, принадлежащего государственным, кооперативным или общественным учреждениям и организациям, влечет за собой лишение свободы на срок не ниже одного года. Те же действия, совершенные в отношении мелкого скота и молодняка крупного скота, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
127. Хищнический убой или умышленное изувечение скота, а также иные злостные действия, повлекшие за собой гибель или порчу скота, принадлежащего государственным, кооперативным или общественным учреждениям и организациям, влечет за собой лишение свободы на срок от одного года до 8 лет.
128. Преступно-небрежное обращение со скотом…, если при этом имели место гибель или порча отдельных голов скота, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 2-х лет или исправительные работы на срок до 1 года. В тех случаях, когда эти действия имели систематический характер или повлекли за собой потерю значительного количества голов скота, лишение свободы на срок от 2-х до 5 лет.
131. Тайное, а равно открытое похищение лошадей и другого крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения, а также и у отдельных граждан, влечет за собой лишение свободы на срок до 7 лет. Те же действия, совершенные в отношении мелкого скота или молодняка крупного скота – лишение свободы на срок до 2-х лет. Всякая кража скота, совершенная повторно или по предварительному сговору с другими лицами, – лишение свободы на срок до 10 лет.
141. Хищнический убой или умышленное изувечение скота, а также иные злостные действия, повлекшие за собой гибель или порчу скота, принадлежащего отдельным гражданам, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Обратимся к нашей действительности. Кража скота приобрела характер национального бедствия в 90-е годы прошлого столетия. Крали последнюю корову у пенсионера и целые стада у чабанов. Такая же картина наблюдается и в наши дни. А все потому, что наши законы очень снисходительны к пойманным ворам, их, как правило, осуждают на незначительные сроки. Вот пример. 6 марта 2012 года Верховный суд РТ осудил двух скотокрадов, угнавших 18 лошадей с территории Монголии. От табуна осталось 6 лошадей, остальных они успели реализовать. Суд посчитал, что исправление и перевоспитание преступников возможно и без изоляции от общества, и приговорил их к условному сроку наказания. Монгольский чабан подал исковое заявление о возмещении причиненного ему материального ущерба за дюжину невозвращенных ему лошадей.
Если суд будет принимать такие решения, то кайгалы будут стадами красть скот у граждан Тувы и Монголии. Существуют устойчивые воровские группировки скотокрадов, а наказание отбывают только единицы. Нужно всем народом осуждать этих преступников и ужесточать меры их наказания.
Явлению «Шестидесяти богатырей» необходимо дать правильную оценку.
Иллюстрировано кадром из фильма "Шестьдесят беглецов" (1991)