Одно из самых необычных и увлекательных занятий - это поиски курганов. С одной стороны, найти курган в Туве очень легко - иди в любую сторону, не сворачивая, и рано или поздно натолкнешься на какой-нибудь курган. Но не все так просто. Дзун-Хемчик раскрывает свои секреты благодаря «фанатке».
«Фанатка»
Именно так называют Зою Кертик-ооловну Балчыырак, директора Центра культурного наследия.
То, что культурное наследие надо сохранять, теоретически знают все. Но многие ли активно этим занимаются? Хорошо, что в каждом районе есть люди, которые посвящают истории культуры всю свою жизнь. В Туране это - Татьяна Верещагина, в Кызыл-Мажалыке - Биче-оол Майны. А в Чадане - Зоя Балчыырак - дипломант Международных фестивалей и конкурсов, Заслуженный работник культуры Тувы.
Она - не ученый, не историк. Но интерес к культурным традициям возник в то время, когда она была клубным работником. А может быть, гораздо раньше, еще когда бабушка рассказывала ей волшебные сказки.
Как бы то ни было, но, работая в клубе, она стала собирать материалы по народным обычаям, проводить мероприятия по традиционным обрядам. В советские времена это не приветствовалось. Может, кого другого это и остановило бы, но не Зою Кертик-ооловну.
Так получилось, что она на два года покинула клуб, стала работать в школе. Вернулась - нет ее наработок, ее методических материалов. Сказали: «выкинули все старье». Ничего, и это пережила. Стала все собирать заново.
Потом многое было. Одна реорганизация сети домов культуры чего стоила. И с этим разобрались. В 2002 году сделали макеты всех сельских домов культуры - вот такая интересная коллекция получилась. Собирали истории жизни выдающихся людей, а их в Дзун-Хемчике много, это и Матпа Хомушку, и Кенин-Лопсан Монгуш, и семья Шойгу, и Чылгычы Ондар. И, конечно, Монгуш Буян-Бадыргы.
Защитница Буяна-Бадыргы
Это сейчас кажется смешным: от кого и как защищать Буяна-Бадыргы. А в то время, когда он еще не был реабилитирован, это было совсем не смешно. Но Зоя Кертик-ооловна вместе с Викторией Пюрюна создали районный музей и добились, чтобы музей получил имя Даа-нойона в 1991 году, хотя Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован только в 1994 году (окончательно - в 2007).
И она же стала проводить экскурсии в Устуу-Хурээ задолго до рождения фестиваля «Устуу-Хурээ». Просто потому, что именно здесь получал образование будущий гун-нойон.
Сейчас Центр культурного наследия сотрудничает и с музеем имени Буяна-Бадыргы и с Устуу-Хурээ. А у Зои Балчыырак появляются новые идеи. Например, на зимней и летней стоянке нояна поставить субурганы. Или памятники в виде коновязи. Коновязь имеет сакральный характер в жизни народа. А места стоянок надо как-то обозначить, чтобы туристы видели нечто конкретное.
Есть у нее и другие идеи - например, рядом с «визитной карточкой» города поставить знак - 1873. Это год возникновения Чадана. Хотя в разных источниках упоминаются разные даты. Надо проводить дополнительные исследования.
А еще - возродить праздник коновязи. Такой праздник как-то проводили лет двадцать назад. Она считает, что праздник коновязи должен быть обязательным компонентом Наадыма, перед скачками.
Со всеми этими идеями она выходит и к городским властям и к районным, в общем - не дает им скучать, за что ее и зовут «фанаткой».
Археология или не археология?
Много внимания Центр уделяет современному бытованию обрядов. Особенно Зою Балчыырак возмущает то, как порой искажается их смысл. Например, во время обряда первой стрижки ребенка на столы выставляется много араки, водки. А ведь это - неправильно! Тут и о ребенке вовсе забыть можно! На самом деле, это праздник именно ребенка, когда он становится собственником некоторого количества скота, вливается в социум. Разумеется, это праздник и для всей родни. Но на столе должна быть белая еда, может быть, и немного араки - чисто символически, в красивом национальном сосуде.
Сотрудники Центра собирают старинные вещи, проводят встречи со стариками, выясняют, уточняют у них детали народных обычаев, народных традиций и быта.
Относительно недавно, как она говорит, ее стала интересовать археология. Это произошло после знакомства с Омаком Ондаром, сотрудником Службы охраны памятников культурного наследия.
На самом деле, вот здесь она не совсем права. Да, теперь она, кроме всего прочего, узнает у стариков, у всех, с кем общается, не видели ли они каких-либо археологических памятников - наскальных рисунков, изваяний, курганов. Но интерес - совсем не археологического плана: их раскапывать никто не собирается - главное: учесть и взять под защиту.
Нужно немного пообщаться с хранителями старины, чтобы вдруг осознать: не надо раскапывать курганы! Стоят - и пусть стоят. Крайне редко там находят что-то действительно новое, способное перевернуть историю. А сами курганы давно стали неотъемлемой частью тувинского пейзажа.
Квадратные курганы и личины
Итак, именно Зоя Балчыыр повела сотрудников Службы по охране памятников на родовые земли Буяна-Бадыргы. Во-первых, потому что эти места тоже своего рода памятник истории, а во-вторых, потому что там есть курганы.
Земли оказались не только историческими, но и неправдоподобно красивыми. А курганов на одной долине оказалось очень много. Поросшие кустарником и высокой травой, они были не всегда видны, и раскрывались перед нами постепенно. Курганы были разные - некоторые очень ранние, так называемой монгун-тайгинской культуры - IX-X век до нашей эры, доскифские. Такие курганы были и круглой и квадратной формы. В них, как правило, не бывает никаких предметов быта. Здесь же были и скифские курганы, и захоронения древних кыргызов. Все курганы достаточно большие. Создается впечатление, что из века в век именно сюда приходили хоронить представители разных культур, разных эпох. Может быть, здесь отправляли в последний путь наиболее выдающихся представителей народа? Точнее, народов. Тогда, вполне возможно, что здесь - новая Долина Царей.
Зоя Балчыыр провела обряд освящения, сотрудники Службы курганы обмеряли, фотографировали, определяли положение с помощью GPS-навигатора. Не успевали обмерить один, как уже видели другой, потом на склоне холма - еще и еще. Всего было найдено и описано более 35 новых, до сих пор неучтенных, а значит, и неохраняемых курганов.
А потом поехали еще в одно местечко, где были не только курганы, но и петроглифы, а на курганах камни с изображением личин.
Перестраховка?
Для чего надо учитывать курганы? Разве так уж важно точно знать, сколько их всего, если их в Туве тысячи? Оказывается, важно. Хотя тувинцы никогда по своей воле не будут их вскрывать, случиться может всякое. И «черного археолога» нельзя будет привлечь к ответственности, если курган не стоит под охраной Службы по охране памятников истории и культуры.
А если в этих местах уж очень понадобится что-то строить, как, например, железную дорогу «Кызыл-Курагино», или будет Кызыл увеличиваться, и нужны будут земли на правом берегу, то всегда можно заранее принять меры для спасения памятников.
Дзун-Хемчикские курганы, вроде, уже все и «пересчитаны». Хотя, не исключено, что есть и еще.
Обнаружить их можно будет только с помощью местного населения. А «на очереди» курганы других районов. В августе, например, будет инвентаризация памятников истории и культуры в Тере-Холе, там, где знаменитый Пор-Бажын.
О Пор-Бажыне известно уже многое, но сколько удивительных памятников удается находить дополнительно сотрудникам Службы по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)!