Немного осталось кызыльчан, которые помнят, каким был наш город, когда уже появились первые дома. Сейчас им за 80-сят и больше лет. Поэтому рубрика еженедельника «Кызыльские истории» открыта, прежде всего, для тех читателей, которые по крупинкам собирают историю столицы, изучая различные материалы из газет или других источников. Мы уже публиковали материалы кызыльчанина Владимира Ивановича Сластенова. Сегодня - продолжение собранных им историй.
«До середины 20-х годов Кызыл имел разные наименования: среди тувинцев он был больше известен как Хем-Белдир или Кызыл-Хото, а среди русского населения бытовало иное название - Красный Город или Городок. Хотя изначально планировалось назвать новый город Белоцарском - в честь Николая II. Но, судя по всему, среди населения это имя не прижилось. Даже само название Тувинской Народной Республики (ТНР) воспринималось не всеми. По старой традиции жители продолжали именовать республику по-разному: Урянхай, Урянхайский край, Танну-Тува, Танды-Тува или просто Тыва.
Учитывая, что ТНР и ее столица имели по существу различные наименования, партбюро ЦК ТНР 24 декабря 1925 года по этому вопросу принимает специальное постановление, которым за столицей официально закрепляется наименование Кызыл - столица Тувинской Народной Республики.
Если говорить о здании правительства, то с марта 1922 года чиновники размещались в шести юртах, доставленных из Ээрбекского сумона. Затем исполком ремонтирует и предоставляет Совмину ТНР здание, в котором еще в наши дни размещалась редакция газеты «Шын» по ул. Щетинкина и Кравченко, 3 (сейчас в нем располагается городская прокуратура). А с 1924 года правительство ТНР опять переезжает в соседнее здание на этой же улице, только под №5. Местное население называло этот дом Хүрең-Бажың. Через несколько лет это здание было снесено.
В этот период правительство ТНР также не имело своего жилого фонда, поэтому все министры и служащие жили в юртах, расположенных вблизи правительственного здания. Поэтому в Кызыле в начале 20-х годов стояло больше юрт, чем домов. Благоустройству улиц города до 1930 года почти не уделялось внимания. Ведь город рождался в степи, пыльные бури носили по городу мусор, траву, которую все называли «перекати-поле».
Кроме небольшой рощи на устье Малого Енисея, город совершенно был лишен растительности. Если смотреть издали - ровная степь пепельно-зеленого цвета целиком поглощает все дома и землянки.
Городской парк культуры и отдыха официально был открыт в 1929 году. Тогда же в парке был построены летний кинотеатр, ресторан, а в 1930 году - появилась и танцплощадка. Кроме танцплощадки, сегодня в парке нет ни ресторана, ни кинотеатра.
Что же касается благоустройства города, то первое постановление правительства ТНР было принято 5 октября 1931 года. Совет Министров республики обязывал административные, хозяйственные, общественные организации и частных домовладельцев произвести на занимаемых им участках посадку деревьев. Так, постепенно, город и озеленялся».