(Начало см.) История - удивительная штука. Вроде и знаем мы историю, а на самом деле мы знаем только ту историю, которую нам разрешили знать. Кобдо. Что мы знаем о Кобдинском сражении? Опять, вроде бы и все. На самом деле - очень мало.
Считаем тувинцев
История - это наука, и она основывается на точных фактах, а не на предположениях. И историки, как правило, очень обижаются, когда слышат, что может быть несколько разных мнений на счет одного события. То, о чем сейчас говорят потомки героев Кобдинской битвы, у них часто вызывает сомнения. Начнем с самого простого - количества участников битвы.
В одном учебнике истории Тувы говорится о том, что тувинцев в Кобдинском сражении было немногим менее 600. В другом - около 700. Чооду Кара-Куске говорит о тысячах. Может ли такое быть?
Для начала определимся, кого считать... тувинцем. Тех ли, кто жил на территории, которая сейчас называется Республикой Тува? Или любого, кто по национальности является тувинцем?
17-й век. «Тувинские племена, находившиеся под владычеством Алдын-ханов, кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, а восточнее до озера Косогол», - так, по крайней мере, написано в «Истории Тувы».
В конце 17 века джунгарский хан Галдан захватил низовья Кобдо. Понятно, в этих случаях речь идет о реке Кобдо, никакого города там еще не было. А вот тувинцы - были, и отошли они от низовьев Кобдо очень недалеко.
А во второй половине 18 века китайцы учредили управления тувинцами и монголами в Улясутае и в Кобдо. Из Кобдо управляли и тувинскими хошунами, кочевавшими в Монгольском Алтае, а монгольским князьям принадлежали хошуны Бейсэ, Мады, Шалык и Нибазы, население которых жило на Улуг-Хеме и Хемчике. Одним словом, к 19 веку нельзя было проложить четкую грань между землями монголов и тувинцев. И очень много тувинцев жило в северной Монголии.
Потому вполне естественно, что тувинцы и монголы вместе воевали против внешних захватчиков и вместе, в том числе, штурмовали Кобдо. Вот если бы там тувинцев вообще не было, или их были только единицы, - вот это действительно было бы удивительно.
Штурм Кобдо или Кобдинская война?
Национально-освободительное движение принимало широкие размеры. Штурм Кобдо - всего лишь эпизод войны. Говоря о тысячах участников, Чооду Кара-Куске имеет в виду всех, кто был причастен к победе над маньчжурами. Это и те, например, кто остановил большой китайский отряд, не дав ему присоединиться к осажденным в крепости, и те, кто добывал оружие, те, кто не пропускал обозы с продовольствием в Кобдо.
Можно посчитать, что название «Кобдинская война» - некоторое поэтическое преувеличение. Но под этим термином писатель подразумевает целый период освобождения от иностранного порабощения.
Крепость Кобдо была хорошо защищена. Утверждают, что стены достигали в ширину пять метров, что по ним могли проехать в ряд две кареты. Но те, кто бывал в Кобдо недавно, говорят, что стены в ширину не более трех метров, и две кареты по ним вряд ли могут проехать - «разве что два рикши». Сейчас монголы, из уважения к истории, делают попытки реконструировать крепость. В самой крепости было более тысячи солдат, при штурме погибло примерно 550, и взято в плен около 600. У защитников крепости было много оружия, в том числе и пушки. У осаждающих - только ружья и огромное желание освободиться от векового гнета.
Описывая штурм города, М. Кузминский отмечал, что «Город и крепость, опоясанные рвом и окопами, открыли очень сильный, хотя не причинявший большого вреда огонь из пушек и винтовок по всем направлениям.... монголам удалось войти в город, здания, откуда раздавались выстрелы оборонявшихся китайцев, немедленно поджигались».
Штурм начался в ночь с 6 на 7 августа. К 7 часам утра город был взят, китайцы, засевшие в крепости, капитулировали.
Город был разрушен до основания. Но, опять же по словам тех, кто посещал Кобдо в недавние времена, деревья на территории города сохранились, хотя некоторые уже засохли.
Год российской истории
В Центре традиционной культуры состоялось торжественное открытие Года российской истории в Туве. 2012-й объявлен Годом российской истории соответствующим указом, который подписал президент Дмитрий Медведев. Хотя некоторые мероприятия в рамках этого Года уже состоялись, тем не менее, церемония открытия тоже была необходима. Хотя бы для того, чтобы определить приоритеты, обозначить значение.
В России 2012 год: 1150-летие со дня образования российской государственности; 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, 300 лет со дня переноса столицы России из Москвы в Санкт-Петербург, 200-летие Бородинского сражения, 90-летие образования СССР, 70 лет назад началась битва под Сталинградом, 55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли и др.
В Туве 2012 год: 1460 лет с момента образования Тюркского каганата, 1450 лет древнетюркской рунической письменности, 150 лет со дня рождения тюрколога Николая Катанова, 120 лет со дня рождения Буян-Бадыргы, 100 лет со дня рождения воина-добровольца, гвардии старшего лейтенанта, командира взвода добровольческого «Ровенского» эскадрона Бурзекея Сата, 100 лет со времени Кобдинского сражения и освобождения от маньчжурского ига и др.
Есть что отмечать!
И есть к чему стремиться.
Выступая на открытии Шолбан Кара-оол призывал ученых сделать исторические знания достоянием не только узкого круга специалистов, но и широкой общественности.
Историки должны более широко представлять населению результаты своих исследований, используя для этого различные формы. Например, Минобраз могло бы издавать научно-популярный исторический журнал. Можно использовать возможности Интернета, разрабатывать мультимедийные сайты, посвященные страницам истории республики.
Глава правительства Тувы считает, что пора создать республиканское объединение, ассоциацию историков - ученых и преподавателей истории. Главной целью такого объединения должно стать продвижение научных знаний в широкие слои населения.
В любом случае имеет смысл действительно и серьезно обратить внимание на историю родины.
И тогда, может быть, забытые герои Кобдо перестанут быть забытыми...
Благодарность за помощь Чооду Кунзековичу Кара-Куске, Санаа Шондаановичу Баяну, Седипу Кыргысовичу Шойжулчапу и Таш-оолу Бууевичу Кунгаа.