Он предложил обсудить следующие вопросы: какая ситуация в регионе сейчас? Почему он не развивается так, как бы этого хотелось? Что мешает этому развитию? Что возможно, по мнению присутствующих, сделать на региональном уровне, а в каких моментах требуется федеральная поддержка? Может ли федеральный проект закона развития макрорегиона Сибири и Дальнего Востока кардинально изменить ситуацию в Туве?
По мнению Владимира Лебедева, Тува сегодня остается регионом непривлекательным для потенциальных инвесторов. Причины этого: недостаточная экономическая развитость региона, и, как следствие, ряд социальных проблем – низкий уровень доходов, невысокая занятость населения и так далее. С целью повышения уровня социально-экономического развития в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе в Туве, в последнее десятилетие на федеральном уровне был разработан ряд стратегий развития регионов. Однако, согласно аналитическому докладу Счётной Палаты, практически все стратегические документы развития не коррелируют между собой, носят скорее декларативный, нежели прикладной характер и имеют низкий уровень проработки. Подобная ситуация сложилась в силу отсутствия надрегиональной структуры, которая бы отслеживала необходимость всех пунктов, прописанных в стратегиях развития, совпадение этих стратегий и их должное исполнение.
Общественность республики возлагает большие надежды на строительство железной дороги Кызыл – Курагино. Ее появление может стать мощным импульсом для развития добывающей промышленности, что особенно актуально в условиях возможной конкуренции за рынки сбыта с Монголией, которая известна на весь мир угольными запасами (Таван, Толгой). Пока соседи Тувы не готовы предложить инвесторам прозрачные механизмы инвестирования, и это – возможность для нашей республики.
– По моему личному мнению, перспективы развития – в формировании эффективной транспортной инфраструктуры, – выразил общую позицию Владимир Лебедев. – Лучше было бы, чтобы трасса прошла через всю Туву, связала нас с Монголией. Для этого нужны и политические решения, и законодательные инициативы.
Его поддержал директор Тувинского филиала Сибирского университета потребительской кооперации, профессор ТГУ, кандидат экономических наук Дозур-оол Тинмей:
– Когда речь заходит о перспективах экономического развития Тувы, стоит оглянуться назад, проанализировать, как раньше разрешались подобные проблемы. В апреле 1985 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ускорении социально-экономического развития Тувы. Оно находилось на особом контроле. В мае 1986 года в Кызыле прошло совещание по выполнению этого постановления. Пятилетний план по жилищному строительству был выполнен за два с половиной года на 101,4 процента. Было построено четыре школы, три корпуса вузов, детские садики. Были объединены усилия многих сибирских регионов. Хорошо поработали челябинские, иркутские, московские, ленинградские строители.
Позже тоже принимались постановления по развитию производительных сил: в 1996 году за подписью Черномырдина, в 1999 – за подписью Путина. Но они провалены на 90 процентов, потому что не было контроля.
Из объектов промышленности надо изучить возможности возрождения Ак-Довуракского и Хову-Аксынского комбинатов, цементного завода, домостроительного комбината. Надо предусматривать строительство каскада малых ГЭС.
– При советской власти Тува ощущала поддержку. Но сегодня мы живем в другой формации. И то, что появится закон и, возможно, Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока – своевременно, – подытожил Дозур-оол Тинмей.
Вице-президент Союза предпринимателей Тувы Роман Добровольский побывал во многих странах с развитой экономикой, где общался с предпринимателями, изучал их опыт.
– Я сделал для себя такой вывод: чтобы эффективно заниматься экономикой, нужны эффективные люди. В Туве такие люди – в большом дефиците. Как коренному жителю мне бы не хотелось, чтобы в Туву постоянно заходили внешние фирмы и не платили налоги. Мы и сами можем более эффективно работать. Просто люди «расслаблены» демократией. Они хорошо знают свои права, а об обязанностях зачастую забывают. Надо больше обращаться к духовности, к религии. Это вырабатывает желание служить обществу.
Доктор исторических наук, профессор ТГУ Николай Абаев убежден, что толчок экономическому развитию Тувы может дать экотуризм. Для этого необходимо, чтобы представители бизнеса заинтересовались этой глобальной проблемой.
– Поучиться в этом плане можно у монголов, которые сделали себе рекламу только на том, что заявили, что они – гунны. А у Тувы в этом плане больше возможностей. Дело в том, что Тува является регионом, входящим в монгольский и одновременно в более громадный тюркский мир, где 66 этносов. Элитные гуннские этносы вышли именно из территории современной Тувы. Тува – прародина тюркских этносов и гуннов. Тува – колыбель земледельческой цивилизации. Через ее территорию проходил Великий шелковый путь. Сколько дивидендов заработал на этом Китай? А тувинская общественность к этому почему-то равнодушна.
Якуты предлагают масштабный проект: создать якутско-бурятский этнокультурный центр на озере Байкал. Почему нельзя присоединиться к этому проекту Туве? Можно. Просто нет интереса со стороны властей и бизнеса.
В этой связи Владимир Лебедев напомнил, что для развития экотуризма нужны крупные капиталовложения. По нашим подсчетам, чтобы Туву посещали в год около 300 тысяч туристов, надо вложить половину от той суммы, которая запланирована на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино».
Оказывается, идею экотуризма давно уже вынашивают тоджинские оленеводы. Об этом рассказала президент Ассоциации общин коренного малочисленного народа Сибири тувинцев-тоджинцев «Тос-Чадыр», член Общественной палаты РТ Светлана Демкина:
– Я лично хотела бы заняться экотуризмом. Для этого есть все условия: уникальная природа, уникальные олени, оленеводы, готовые принимать гостей. Они могли бы сопровождать их к нашим знаменитым аржаанам. Но для этого, действительно, нужны капиталовложения. У оленеводов нет средств даже для того, чтобы соорудить чумы. Нет нормальных дорог. Вообще необходимо изменить отношение властей к малочисленным народностям. Должна быть отдельная государственная программа по их поддержке. Тоджинский этнос вымирает. Проблема поддержки малочисленных народностей очень важна для программы развития Сибири и Дальнего Востока.
По словам Светланы Демкиной, в настоящее время на выпасе у кочевников меньше 1 тысячи оленей. Без финансовой поддержки оленеводы не выживут. 1200 рублей дотаций не спасают положения.
По статистическим данным, численность тувинцев-тоджинцев в Туве составляет порядка 4 тысяч 400 человек. По последней переписи – 1556 тувинцев-тоджинцев. Столько их теперь в государственном реестре. Люди не вымерли, но в реестре их меньше, а значит, денег поступает меньше. Некоторые законы не работают. Оленеводы, в основном, проживают на оленеводческих базах верховья Бедий, в местечках Аг-Суг, Кызыл-Даштыг, Одуген. Несмотря на то, что в МУПе «Одуген» получают на одного животного полторы тысячи рублей из федерального и республиканского бюджетов (в ЛПХ – по 1200 рублей), средств этих явно не хватает. Нужно поднять общественный статус оленеводов, приравняв их к чабанам-тысячникам.
Заместитель руководителя Совета регионального отделения ВОО «Деловая Россия» Олег Саая убежден, что оказываемая оленеводам помощь со стороны дислоцированных в Тоджинском районе компаний – не панацея.
– Зачастую не только малый бизнес, но и сами крупные компании нуждаются в поддержке региональных властей. В том же Тоджинском районе, где ведет разведку Голевская горнорудная компания, нет дорог, электричества, развитой инфраструктуры. Мы подготовили программу развития электроэнергетики Тувы, в которой предусмотрели строительство ЛЭП-220 , охватывающей все тоджинские села: Тоора-Хем, Ырбан, Сыстыг-Хем. Просили, чтобы ее включили в федеральную программу. Это должны были делать региональные власти. Ведь мы просто одни из инвесторов, которые заинтересованы в развитии региона. Региональным властям надо не только требовать выполнять социальные обязательства с компаний, которые по большому счету еще на ноги не встали, и не надо губить ту курицу, которая будет нести золотые яйца.
Предприниматель Эрес Кара-Сал тоже убежден в том, что региональные власти должны поработать над инвестиционной привлекательностью Тувы.
– Нужно объединять усилия регионов. Но я не уверен, что нужно создавать госкомпанию. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится 70 процентов запасов полезных ископаемых, 60 процентов фондов. Концентрация таких ресурсов в одних руках – вещь опасная.
– Есть в истории и положительные примеры, – возразил предпринимателю главный редактор газеты «Тувинская правда» Роман Тас-оол. – Это опыт корпорации по развитию юга США. Она создавалась лет сорок назад как временная структура, а эффективно действует до сих пор. Похожий пример есть и в Австралии. Надо исходить из того, что мы вошли в рынок с разными стартовыми условиями. Эта пестрота сохраняется и сегодня, через двадцать лет рыночных реформ. Один регион по одному показателю стоит на первом месте, по другому – на двенадцатом, а в целом, по валовому региональному продукту разница между лидерами и аутсайдерами не сокращается, а растет. Почему? Потому что нужен более тонкий механизм настройки экономики. Простой пример. Сколько стоит электроэнергия в Хакасии и в Туве? Кто будет при такой разнице в стоимости энергии размещать в Кызыле свое производство, тем более энергоёмкое, высокотехнологичное. ФОРЭМ этой проблемы не решил. Это чисто рыночная структура, и ей никакого дела до социальной стороны вопроса нет. Она руководствуется законом о защите конкуренции. Есть и такая структура, как аппарат полномочного представителя президента в Сибири. Но ни прав, ни возможностей у нее нет. А идея Шойгу о создании госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока действительно актуальна. Да, госкомпания ни в коем случае не должна быть очередной кормушкой для чиновников. Значит, надо выстраивать ее так, чтобы изначально обеспечить иммунитетом от известных нам болезней. А это решаемая задача.