Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 17 ноября 2024 г.
15 мая 2012 Тува. Общество

Ловцы душ в Туве

Ловцы душ в ТувеНедавно ко мне в дверь постучали. Открываю – в подъезде молоденькие девчушки-тувинки: здравствуйте, мы свидетели Иеговы… Спасибо, говорю, не интересуюсь. Да нет, говорят девчушки, вы нам и не нужны. Нам нужны только тувинцы. Вы подскажите, пожалуйста, в каких квартирах здесь тувинцы живут?

Понятно, что действовали они в соответствие с заданием, обозначенным их руководителями. У свидетелей Иеговы, как организации международной, нет и не может быть каких-либо расовых или национальных предпочтений при вовлечении человека в свою церковь (или секту, с точки зрения православия). Почему же им «нужны только тувинцы»? В 2002 году я в рамках исследовательского проекта Института археологии и этнографии СО РАН проводил в районах республики полевые исследования деятельности протестантских церквей (американских и корейских) среди тувинского населения*.

Ситуация с тех пор не слишком изменилась... И проблема агрессивного распространения чуждых для тувинского народа форм религиозного мировоззрения остается по-прежнему актуальной.

КАК И ПОЧЕМУ ПОПАДАЮТ В СЕКТУ?

По данным Ольги Хомушку, почти половина опрошенных тувинцев негативно относится к распространению в Туве нетрадиционных конфессий, и только около 15 процентов – положительно оценивают это явление. Мои наблюдения также подтверждают такой настрой тувинского населения. Однако число новообращенных протестантов-тувинцев год от года не уменьшается. Точных данных на этот счет нет, но можно предположить, что оно неуклонно растет. В чем же основные причины этого явления? И является ли оно специфичным для Тувы?

Есть общие причины, приводящие человека в секту. Прежде всего – духовный кризис, отсутствие ощущения осмысленности жизни, недовольство своим социальным положением. Если на этом фоне у человека серьезные материальные проблемы и, особенно, проблемы с зависимостью от наркотических веществ (чаще всего – от алкоголя) – это готовый «клиент» для любой секты. Именно с таким контингентом и работают «миссионеры».

Вовлечение новых членов в западных по происхождению сектах поставлено на «научную» основу, как в крупных коммерческих и политических организациях. «Ловцы душ» используют разнообразные технологии воздействия на сознание человека с использованием НЛП, приемов, характерных для сетевого маркетинга, и т.п. Во многих сектах рядовым членам общины ставится задание: каждый должен за месяц обойти столько-то квартир, привести столько-то человек на церковное собрание. В крупных компаниях существуют программы «удержания клиента», «повышения лояльности целевой аудитории». Подобные программы существуют и в сектах.

Но надо отметить один немаловажный факт. Для того, чтобы народ пошел в секты массово, необходимо еще несколько условий: слабость государственной идеологии, недостаточность или отсутствие программ психологической и материальной помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, недостаточная активность представителей традиционных конфессий.

Представим себе, что человек переживает личностный кризис, потерял работу, семью, злоупотребляет алкоголем. Он хочет начать новую жизнь, но собственных сил у него не хватает.

Куда же он может пойти, к кому обратиться? Кто его бесплатно будет лечить от алкоголизма и сопутствующих заболеваний? Кто поможет с поисками работы? И, главное, кто даст ему почувствовать себя человеком, равным среди равных, нужным другим и ценным для них? Надо признать, что соответствующие государственные программы если и существуют, то малоэффективны и охватывают лишь очень незначительную часть проблемного контингента. Фактически человек оказывается один на один со своей бедой, а существующее социальное окружение обычно вполне соответствующее: такие же проблемные люди, от которых помощи не дождешься.

Вот и получается, что когда он попадает в мир секты, где сразу становится нужным, где ему уделяют внимание и помогают решить его проблемы, он чувствует за это благодарность и ему нет никакого дела до того, традиционная это конфессия или нетрадиционная. Он видит простой факт: пришел в секту, и жизнь стала налаживаться. Я лично знаю немало подобных примеров, и в Кызыле, и в районах, когда, казалось бы, совсем уже пропащие люди после попадания в секту преображались и жизнь их радикально менялась в лучшую сторону. Думаю, что и читатель может вспомнить подобные примеры.

Итак, механизм попадания человека в секту ясен. Однако почему сектантам нужны именно тувинцы? Об этом – в следующей части.

 

*Мышлявцев Б.А., Юша Ж.М. (2002) Протестантизм и его влияние на этнические процессы в современной Туве (2002 г.) // Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. Новосибирск. с. 96–105. (В Интернете статью легко найти по запросу «Протестантизм в Туве»).

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта