Небольшого роста. Худенькая. Хрупкая. Сколько лет знаю – не меняется. Большие бездонные умные черные глаза. В них когда-то, в студенческие годы, тогда еще в Ленинграде, «утонул» наш Чингисхан - Эдуард Ондар.
По-разному испытывало время супругов после развала страны СССР. Но они до сих пор вместе. И наверняка не ошибусь, если скажу, что во многом - благодаря женской мудрости Светланы Ондар-Беловой. Дочка Каролина, школьница, уже переросла маму. Светлану это радует: солиднее будет смотреться. Ее саму до сих пор часто принимают за школьницу...
А в девочке из чувашской деревни был – и есть! – надежный стержень. С детства влюблена в чудо лицедейства, потому и стала профессиональной актрисой, получив азы творческих наук в одном из лучших вузов страны. А еще решила стать и режиссером, это уже упорная учеба в Ярославле. Напитываться знаниями, постоянно, при любой возможности, не закисать в привычных буднях – это Светлана Георгиевна.
К сожалению, уже выросло поколение зрителей, которое не знает представителей русской труппы театра. Смею заверить: Белова органично смотрелась в создаваемых образах в редких в постперестроечное время спектаклях. Столько лет прошло, а я помню ее героинь на сцене. Значит, «зацепило», смогла запасть в душу игрой. Это ли не самая высокая оценка для творчества артиста?..
И она, можно сказать, единственная, кто живет заботами родного коллектива по сей день. Активно участвует в работе всех творческих лабораторий, что случаются тут, когда приезжают мэтры на мастер-классы. С удовольствием с мужем побывали в январе на постановке московской антрепризы «Не будите спящую собаку»: учиться, тем более, у звезд сцены, нужно всегда. Это своеобразный тренинг в любимом деле. Олимпиады спортивные на природе, театрализованные представления на стадионе – Светлана Ондар-Белова участвует обязательно. И минувшей осенью в представлении в честь 75-летия театра она была единственной из «осколков» русской группы… Молодец, голову держит высоко, а спину – прямой.
Не секрет, материально труд актеров у нас оценивается очень низко. Приходится искать дополнительные заработки. Светлана Георгиевна – не исключение. Чтобы везде успевать, научилась водить машину. И когда глава семьи в отъезде, сама за рулем.
С удовольствием четвертый год ведет театральную студию «Догээ» в ТГУ. Три занятия в неделю. Приходят ребята с разных факультетов, всех курсов только по желанию. Конечно, есть и отсев, не все выдерживают заданный темп. Каждый учебный год появляются новички. Занимаются актерским мастерством, речью. Ораторское искусство нужно сегодня в любой профессии. Сейчас у нее 20 студийцев. Иногда на занятиях сценического движения помогает супруг.
Воспитанники Светланы Георгиевны участвуют и в «Студенческой весне» регулярно, это путешествия в другие города, ездили и на фестиваль «Белый слон». В декабре в Кемерово вместе с «Депо» подготовили на фестиваль хореографический музыкально-пластический спектакль «Легенда о Туве». Так что постоянно выносят на суд зрителей плоды занятий.
В конце прошлого года узнали про российский фестиваль студенческих театров в Екатеринбурге (Свердловск) «Театральные встречи-2012». Может, показаться? Посоветовались с проректором по внеучебной работе и соцработе Аленой Стороженко, нашли поддержку. Алена Александровна сама человек творческий, хорошо понимает людей увлеченных. В вузе нашли средства, отправили шесть лучших «актеров» и их руководителя на Урал поездом в апреле.
Готовились месяца три. Белова решила вспомнить свою режиссерскую работу в театре, это «Газетные герои Шекспира». Музыкально-пластический спектакль, идет 45 минут. Такое синтетическое искусство. Как бы из старых газет «рождаются» герои «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Гамлета». Студенты сами и кукол мастерили для постановки. А наставница вразумляла: если вы частицу себя вложите в это существо, оно потом вас отблагодарит. Так и получилось в Екатеринбурге.
Дни с 16 по 22 апреля запомнились теплой погодой, душевным отношением уральцев, от города – в восторге. Оказались там впервые. Хорошо гостей устроили в плане быта. Мало спали, даже по ночам пели под гитару, бродили по улицам.
Статистика такова: из 47 заявленных коллективов собрались в 22-й раз 17 лучших, отобранных организаторами из разных мест России и даже из-за границы, из Еревана. Армяне на русском языке выступали. Царила атмосфера творчества. Объективное и доброжелательное жюри во главе с профессором из ГИТИСа Михаилом Чумаченко подобралось.
Наши юные земляки волновались: выступали почти в конце, предпоследние, пришлось понервничать-попереживать в томительном ожидании своего выхода. Но и на других смотрели. Это по три спектакля в день. Были мастер-классы по режиссуре, актерскому мастерству, сценическому движению. Так что с трудом на обед успевали. Побороли страх, эмоции обуздали – и здорово показались. Им аплодировали стоя!
Член жюри Наталья Решетникова, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, посоветовала даже поехать на профессиональный кукольный фестиваль. И зрители, и специалисты больше хвалили. Голосование шло анкетированием, традиционных мест не делили. Оценивали по номинациям. Отметили театр-студию «Галерка» из Екатеринбурга с «Гупешкой». Из Санкт-Петербурга выделили «Прощание в июле» по Вампилову. И вместе с ними триумфаторами стали наши земляки, на них все обратили внимание, много говорили, восхищались. Их диплом – «Расширение жанровой палитры фестиваля», самая высокая оценка. Еще на память – статуэтка, где маски Трагедии и Комедии. Ее торжественно вручали на сцене. Хранятся реликвии в ТГУ.
Светлана Георгиевна в эти дни принимает много поздравлений. Приятно. И уже занимается подготовкой ребят к поездке в мае в Челябинск. На очередную «Студенческую весну». А еще у режиссера мечта: показать Шекспира на большую аудиторию. Может, случится?..
Светлана Ондар-Белова всегда верит в лучшее. Может, потому и надежды, чаяния сбываются. Не может не окупиться огромный труд.
Фото из семейного архива Ондаров