В гостях у FUZZ Tv побывал Радик Тюлюш, музыкант и популяризатор тувинского горлового пения. В эти дни Радик проводит мастер-классы, на которых, как он обещает, все чему-нибудь обязательно научатся. Видео интервью с вокальными примерами здесь.
FUZZ: Что такое хоомэй?
Радик Тюлюш: Хоомэй — это название тувинского горлового пения и еще это название одного из стилей тувинского горлового пения.
FUZZ: В чем особенность горлового пения?
Радик Тюлюш: Уникальность в том, что человек может извлекать от двух и больше тонов одновременно. Происходит расщепление звука — основной тон, бурдон, и сверху мелодический тон, который называется обертоном. Получается многоголосие, которое поет один человек. Поет один, а слышится два тона, а у некоторых мастеров до пяти тонов одновременно.
FUZZ: Вы сказали, что хоомэй — это один из стилей.
Радик Тюлюш: Да, это один из основных стилей. Есть еще два основных стиля. Сыгыт, свист в переводе, а другой — каргыраа.
FUZZ: Как технически получить два, три тона одновременно?
Радик Тюлюш: Есть специальная техника, которая с годами, с практикой развивается. Этому может научиться любой человек, не зависимо от того, где он рожден, какое у него музыкальное образование, мужчина или женщина, ребенок или взрослый человек. Человеческое горло у всех одинаковое. Надо практиковаться, у кого-то учиться или заниматься этим самостоятельно.
FUZZ: В этом пении важно горло, а не грудь?
Радик Тюлюш: Грудь тоже важна. В этом пении задействована диафрагма, грудная клетка, горло, нос, рот, небо, язык — у языка специальное положение во рту. Это все большой комплекс.
FUZZ: Каким образом получается разность регистров?
Радик Тюлюш: Это один звук, который идет струей из грудной клетки и расщепляется в нашем горле в ложных, фальшивых связках. У любого человека есть фальшивые связки. Мы их всю жизнь не трогаем, а при горловом пении они начинают работать. Так возникает такое странное для европейского человека звучание.
FUZZ: Есть связь между тувинским гороловым пением и какими-то ритуальными практиками, обрядами, шаманизмом?
Радик Тюлюш: Конечно, прямой связи нет. Насколько я знаю, это светское искусство. Оно возникло давным-давно, не знаю, в какое время, так как датации нет нет никакой, и я подозреваю, что все-таки связь с религиозными обрядами была, а потом это все перешло в светскую форму. Если перевести тексты песен, которые пою я и другие горловые певцы, то видно, что там нет ничего общего с религией. Есть описание красоты местности, описание красоты стиля горлового пения, описание красоты девушки, стремительности коня, аллегории, любовная лирика и жизненные воззрения кочевника скотовода. Хотя люди видят в этом религиозную подоплеку, потому что сам по себе звук дает повод для фантазий, ну а человек волен рассуждать, как хочет.
FUZZ: Насчет красоты природы. Не связано ли такое звукоизвлечение с имитацией природных звуков?
Радик Тюлюш: Конечно. Это пришло из животного мира, из природы. Представьте себе кочевника, сидящего в юрте или пасущего свой табун — он слышит окружающие звуки и начинает их имитировать. Это выливается в песни. Эти звуки не придуманы, в природе они существуют и поныне, человек просто берет и облекает их в художественную форму.
FUZZ: Если фальшивые связки, с помощью которых вы извлекаете такие звуки, есть у всех людей, то почему горловое пение возникло только в определенных регионах?
Радик Тюлюш: Скорее всего это связано с тем, что человек жил рядом с животными. Скотовод все время находится не внутри избы, а в пути, зимой и летом рядом со своим скотом. Спал рядом с конем в степи, охотился на медведя в тайге — веками все это откладывалось и в результате проявилось в такой песенной форме.
FUZZ: То есть все дело в образе жизни скотоводов кочевников. Хотя в Европе же есть йодль.
Радик Тюлюш: Да, это тоже горловое пение, не такое, как у нас в Туве. У инуитов, индейцев, живущих в Канаде, тоже есть горловое пение. Много где есть горловое пение, но именно в Туве есть двухголосие, если научно говорить, бурдоно-обертоновое пение.
FUZZ: Насколько я представляю, тувинское горловое пение самое известное в мире.
Радик Тюлюш: Да. За счет того, что тувинцы первыми попали в Европе, благодаря исследователям, этнографам таким, как Теодор Левин, которые очень помогли нашим горловикам. Само по себе явление тувинского горлового пения очень яркое, есть много стилей, много субстилей, богатый инструментарий, много мелодических и ритмических песен — все это не дает пройти мимо любому обывателю, этнографу, исследователю.
FUZZ: Интересно, есть ли ноты для горлового пения?
Радик Тюлюш: Есть, конечно. Все это можно нотировать. Был такой композитор, исследователь Аксенов, он нотировал. Хотя это очень трудно — нотировать двухголосие и импровизационные моменты. Можно учиться петь по нотам, но это очень сложно, нужно учиться у самого учителя. Кстати, у меня скоро будут мастер-классы: 5 по 19 апреля в клубе чайной культуры "Море Чая", Реки Фонтанки наб. дом 91
FUZZ: С чего вы начнете урок?
Радик Тюлюш: Наличие минимальных музыкальных знаний приветствуется, конечно. Но если нет знаний, то ничего страшного. Особой подготовки не надо. Нужно надеть свободную одежду и быть готовым внимать и слушать. Я буду подходить к каждому человеку и индивидуально настраивать его голос по тональности. Человек всегда уходит с мастер-класса с каким-то результатом, даже если он вообще ничего не может сделать, то какие-то теоретические знания все-таки останутся.
FUZZ: Цель мастер-класса в том, чтобы человек научился работать с фальшивыми связками, так?
Радик Тюлюш: Да, человек должен научиться максимально задействовать все ресурсы, какие у него есть. Обычно люди уходят, достигнув начального этапа. У начинающих результат будет обязательно. Без результатов — такого никогда не было.
FUZZ: Можно с помощью такой техники исполнять современные песни?
Радик Тюлюш: Есть такой нюанс — нужно научиться петь на тувинском языке. На русском языке, конечно, тоже можно петь, но это будет немного другое. Своим ученикам я всегда даю начальные знания тувинского языка. В тувинском языке есть такие гласные звуки, которых нет в русском языке. Соответственно какие-то обертона в пении получаются за счет этих гласных звуков. То есть язык играет важную роль в горловом пении.
FUZZ: Значит русский язык фонетически не подходит для горлового пения?
Радик Тюлюш: Подходит, но тогда человека нужно специально учить некоторым звукам, которых нет в русском языке.
FUZZ: А без этих гласных нельзя петь?
Радик Тюлюш: Можно, но это будет не аутентичное тувинское горловое пение, а европейское горловое пение.
FUZZ: Это правда, что в Туве почти все умеют петь горловым пением?
Радик Тюлюш: Если даже не умеют, то каждый второй мужчина может объяснить теоретически, как это делается. Объяснит элементарно, не как профессионал горловик, но объяснит.
FUZZ: Это мужское искусство?
Радик Тюлюш: Я думаю, что это мужское искусство. В древности для женщин это было табу. Сейчас девушки поют, но я лично думаю, что это все-таки мужское занятие. По тембру мужской голос богаче, ниже, плюс еще у мужчин диафрагма сильнее.
FUZZ: Горло не болит после горлового пения?
Радик Тюлюш: Не болит. Как я говорил, это фальшивые связки, мы не используем обычные связки во время горлового пения, это совсем другая сторона горла. В начале когда человек только начинает петь, только начинает затрагивать эти мышцы, он кашляет, чихает. Это как у человека, который никогда не занимался спортом, у него сразу начнут болеть нетренированные мышцы. Для начинающего, да — это будет чуть-чуть тяжеловато.
FUZZ: Что вы думаете о современных коллективах, которые используют горловое пение? Уместно ли использование современных инструментов, современной аранжировки или лучше оставлять голос как он есть, не пытаясь модернизировать звучание?
Радик Тюлюш: Человек волен делать то, что ему хочется. Но горловое пение все-таки надо выделять. Когда поешь в большом коллективе, где есть гитара, бас, барабаны, человеческий голос забивается инструментами. Я рекомендую людям, которые поют в таких коллективах, подавать голос отдельной линией, показывать, что это человеческий голос, что он уникален, не сродни никаким синтезаторам. Но это очень интересное творческое поле и такие эксперименты я только приветствую.
FUZZ: А если без инструментов, только соло? Существуют дуэты, трио, хор?
Радик Тюлюш: Есть люди, в их числе наши тувинские горловики, которые экспериментируют с этим. Трио, дуэт — там песня раскладывается по голосам в хоровом варианте. Получается так, что трио звучит, как если бы пело десять человек, потому что каждый человек извлекает две или три ноты.
FUZZ: Вы исполняете только традиционные песни или сами сочиняете?
Радик Тюлюш: Пою и свои песни. Сейчас пытаюсь дописать свой следующий сольный альбом, надеюсь, что летом получится его выпустить. На нем все инструменты и голоса прописаны мной плюс еще задействую своих друзей и получится полноценный студийный альбом.