Недавно в Национальном музее им. Алдан-Маадыр РТ открылась персональная выставка выдающегося камнереза Тувы, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, народного художника Тувинской АССР, лауреата Государственной премии Тувинской АССР Хертека Коштайевича Тойбухаа, посвященная 95-летию со дня его рождения. В экспозиции представлено 56 лучших камнерезных произведений, две скульптуры из гранита, дипломы, грамоты, фотографии – мгновения из жизни народного мастера.
Тойбухаа по праву считается одним из основоположников современного камнерезного искусства Тувы, многие его произведения стали классическими шедеврами народного искусства нашей республики.
Хертек Тойбухаа родился 1 января 1917 года в местечке Коп-Сок Бай-Тайгинского хошуна в многодетной семье простого арата-скотовода. В детстве он видел, как работают старые народные мастера над изделиями из дерева и чонар-даша (агальматолита). По совету народного мастера Кужугета Дуктуг-оола маленький Тойбухаа стал учиться вырезать фигурки животных: сначала из коры тополя и мягкого дерева, затем из камня – агальматолита.
Трудолюбие – это главное качество сельского труженика, оно всегда сопутствовало и помогало в жизненном и творческом пути начинающего народного мастера, резчика Тойбухаа, работавшего тогда разнорабочим, столяром, стекольщиком. Только в 1936 году Хертек Тойбухаа закончил месячные курсы фельдшера-ветеринара в поселке Кызыл-Мажалыке и стал работать в Кызыл-Даге ветеринарным санитаром. И все молодые годы он не бросал любимого занятия – резьбы из камня фигурок животных, игрушек и шахмат, которые были выполнены с незаурядным мастерством.
Хертек Тойбухаа более 30 лет проработал ветеринаром в Кызыл-Даге, избирался председателем Кызыл-Дагского сельского совета. С 1949 года стал участвовать в областных художественных выставках. В 1964-ом его приняли в члены Союза художников СССР. Как человек большой энергии, широкой культуры, Хертек Тойбухаа стал одним из организаторов создания Союза художников Тувинской АССР как отдельной творческой организации.
Первые работы молодой мастер изготовлял по частным заказам, которые за давностью лет не сохранились, поэтому трудно судить о его первоначальном стиле моделировки, технике вырезания скульптур. Но круг сюжетов и тем Хертека Тойбухаа остался традиционным, как у многих народных мастеров – это кони, горные козлы, верблюды, сарлыки, овцы, быки, мифические арзланы и тувинские шахматы.
Рано занявшись творчеством, молодой резчик стал ощущать необходимость повышения профессионального уровня. В этом отношении большую роль в становлении камнерезного искусства в Туве сыграл Дом народного творчества, созданный в 1948 году писателем С. Пюрбю и художником В. Деминым, который находил старых резчиков, приглашал их участвовать в выставках, проводить семинары по обмену опытом и мастерством.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов Хертек Тойбухаа ищет новые композиционные приемы, усложняет сюжетные постановки, придает фигурам определенное движение, тем самым как бы оживляя скульптурные группы. С этим новаторским приемом выполнены многие его работы, среди которых выделяются «Тувинец и тувинка» (1956), «Чабан-женщина на лошади» (1960), «Сакманщица» (1961). В это же время он создает замечательную этнографическую серию из жизни аратов-скотоводов. Примером тому служат композиции «Тува до 1945 года» (1959), «На санях» (1952), «Дойка сарлыка» (1959), «Пастушки» (1962). Как художник-оформитель, Х.К. Тойбухаа выполнил скульптурные композиции для диорам: «Разведчики 60-ти богатырей» (1959) и «Тувинская юрта» (1959), находившиеся в постоянной экспозиции в здании старого музея.
Как потомственный скотовод и опытный охотник, как ветеринар Хертек Коштайевич знал пластику движений, анатомию, повадки домашних и диких животных. В 1960-е годы он создает много пластических изображений верблюдов, горных козлов, сарлыков, коней, мифических драконов, архаров. А еще – скульптурные композиции: «Танец» (1969), «Бой быков» (1960), «Укрощение коня» (1971), «Коза с козленком» (1962). Среди них выделяется работа «Маралуха с теленком» (1963), раскрывающая тему материнства. Молодая олениха кормит детеныша, повернув голову, чутко вслушивается в звуки таежного пространства.
Позднее эта анималистическая композиция была исполнена из бетона в увеличенном монументальном виде на автотрассе Кызыл –Абакан возле въезда в столицу нашей республики. Автор этих строк высказал идею о значительной реконструкции этой скульптуры к 100-летию г. Кызыла и установления протектората России над Тувой в 2014 году. Она поддержана художниками, камнерезами и сыном Хертека Тойбухаа, Дондуком Хертековичем Дойбухаа, заслуженным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии России.
Хертек Тойбухаа, первый из народных мастеров-прикладников, еще с 1957 года стал вести кружок камнерезного искусства при средней школе села Кызыл-Даг. Позднее его примеру последовали другие известные мастера Тувы.
В 1970-е годы Хертек Тойбухаа продолжает плодотворно работать, создавая малые скульптуры животных, всадников, буддийских бурганов, пограничника и даже бюст С.К. Тока, поражающий своей схожестью и жизненным реализмом. Также он, первый из народных мастеров, стал ваять из гранита станковые скульптуры: «Лежащий козерог» (1971), «Портрет добровольца Салчака Данзын-оола» (1971–1973), «Портрет С.К. Тока» (1977).
Лучшие камнерезные произведения Х. К. Тойбухаа экспонировались на крупнейших художественных смотрах. Таких, как «Сибирь социалистическая», «Советская Россия», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм». А еще – в зарубежных странах: Чехословакии, Румынии, Монголии.
За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Х.К. Тойбухаа было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР» (1970), «Народный художник Тувинской АССР» (1977), в 1971,1972 годах соответственно присуждены Государственные премии Тувинской АССР и РСФСР им И.Е. Репина.
Талантливый мастер, в совершенстве владея пластическим искусством резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучил своих сыновей Дондука, Александра и множество молодых камнерезов, многие из которых стали известными резчиками, членами Союза художников России со своим индивидуальным творческим почерком. Среди его учеников выделялись Когел Саая, Сергей Ооржак, Олчат-оол Серен-чимит, Чечен-оол Байыр-оол, Владимир Салчак, Киров Хунан и другие.
Хертек Тойбухаа в конце жизни стал замечательным мастером пластической композиции, применяя к ней принципы станковой скульптуры, то есть необходимость в круговом обзоре. Его четкая, уверенная резьба, пластическая обработка фигур близка к реалистической трактовке, без излишнего декора, с применением только тонкой моделировки отдельных объемов малых скульптур.
Пластическое искусство Хертека Тойбухаа – это зарождение и становление яркого самобытного творчества народного мастера-камнереза. Человека, создавшего лучшие качества традиционной тувинской скульптуры и развившего новые темы, сюжеты в современной скульптурной композиции Тувы. Его имя присвоено одной из лучших художественных школ в республике – ДХШ в селе Тээли, центре Бай-Тайгинского района. Его именем была названа Государственная премия Председателя Правительства РТ в области декоративно-прикладного и народного искусства.
В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ хранится более 100 скульптурных произведений Хертека Тойбухаа, выполненных из дерева, кости, гранита и агальматолита. Все эти произведения составляют народную сокровищницу классического камнерезного искусства Республики Тува. Память о выдающемся народном мастере, камнерезе Хертеке Коштайевиче Тойбухаа, как о многогранной и творческой личности и общественном деятеле навсегда останется в сердцах и душах большинства жителей и гостей нашего региона. Возможно, через несколько лет будет издана монография о жизни и творчестве этого выдающегося камнереза.
Фото Виктории Лачугиной