Недавно в конференц-зале Национального музея им. Алдан-Маадыр прошел день памяти художника В.Ф. Демина, заслуженного деятеля искусств Тувы. Встречу посвятили 100-летию со дня его рождения. В мероприятии участвовали знакомые художника, студенты Кызылского колледжа искусств, преподаватели и другие приглашенные.
Тут же были выставлены несколько живописных произведений, включая портреты художника В.Л. Тас-оола (1942), командира минометного расчета А. Шумова (1944), писателя С.А. Сарыг-оола (1944), камнереза М.Х. Черзи (1960), натюрморт с овощами, живописные этюды тувинской семьи.
Автор этих строк рассказал о творческом пути и жизненной судьбе русского художника с Рязанщины, который всю свою жизнь фактически отдал на благо и процветание Тувы. Василий Демин летом 1941 года с группой специалистов приехал в Тувинскую Народную Республику по направлению Комитета по делам искусств СССР для помощи в развитии и станов¬лении профессиональных форм искусств и остался здесь почти на всю жизнь.
Фактически Демин стал одним из основоположников современного изобразительного искусства Тувы. Он создал изостудию, в которой стал обучать талантливую молодежь живописи, рисунку, композиции. Посетителям были показаны многочисленные слайды с его агитационных плакатов периода Великой Отечественной войны, разнообразных портретов передовиков сельского хозяйства, деятелей культуры и искусства, ученых, государственных руководителей, аратов-чабанов, различные сюжетно-тематические картины, пейзажи гор, степей и новых строек.
Участвуя в современной жизни Тувы, Василий Фадеевич становится свидетелем вхождения Тувы в состав Советского Союза в 1944 году. Как гражданин большого Совет¬ского государства и житель Тувин¬ской автономной области РСФСР Демин осознал значи¬мость этого великого со¬бытия и впервые создал сложную многофигурную работу «На¬родный Хурал. Обсуждение Декларации о вхождении ТНР в состав СССР» (1946, репродукция внизу). Круговая композиция изображает собрание аратов под открытым небом среди юрт на фоне синеющих гор. Светлый солнечный день, ярко звучащие краски, обилие красных оттенков придают картине радостное состояние народного праздника.
Особое место в творчестве Василия Демина занимают его монументальные работы, дополняющие градостроительный облик Кызыла. Для памятника красным партизанам, погиб¬шим в Белоцарском бою в 1919 году, он лепит и отливает из бетона скульптурный рельеф, изображающий группу вооруженных русских революционеров.
Наиболее выдающееся творение Демина – обелиск «Центр Азии», сооруженный к 20-летию Советской Тувы в 1964 году. Сама его форма традиционна, она исходит от гранитных обелисков Древнего Египта, была использована для возвеличивания императоров нового времени. Василий Фадеевич придает обелиску другое звучание – это торжественное утверждение географического центра Азии, органично выписав в основание вертикального трех¬гранного обелиска круглую сферу земного шара с рельефным контуром границ СССР и Тувинской АССР.
Василий Демин чисто по-человечески был артистом в душе и нередко язвительно подшучивал над коллегами по цеху. Доставалось даже С.К. Ланзы, который вообще не обижался на колкости старшего товарища. Младшие художники Демина любили и уважали, за глаза его называли Василий «злодеевич». А он вместе с Сер¬геем Ланзы стал организатором самостоятельной творческой организации – Союза художников Тувы (1965).
Народный писатель Тувы А.А. Даржай также с большой теплотой вспоминал о Василии Демине, о некоторых встречах с ним, о дружбе Демина с писателем С.А. Сарыг-оолом. Преподаватель Кызылского колледжа искусств Т. Намай рассказала несколько занимательных историй о Демине, его семье, родственниках. Многим было интересно услышать о юбиляре: как он творил, писал картины, общался со многими коллегами, артистами, писателями.
Судьба Василия Фадеевича Демина неразрывно связана с историческим путем республики, его значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Тувы останется на века в памяти народа и послужит примером яркой самоотдачи и служения искусству.
В конце встречи А. Даржай подчеркнул, что таких людей надо помнить всегда и высказал идею увековечить его имя на обелиске «Центр Азии». Но лучше мемориальную доску с портретом В.Ф. Демина установить на северной стене спортивного комплекса им. Ивана Ярыгина, где стоял его небольшой дом, в котором художник работал и жил почти всю жизнь на второй родине, Туве.
Тут же были выставлены несколько живописных произведений, включая портреты художника В.Л. Тас-оола (1942), командира минометного расчета А. Шумова (1944), писателя С.А. Сарыг-оола (1944), камнереза М.Х. Черзи (1960), натюрморт с овощами, живописные этюды тувинской семьи.
Автор этих строк рассказал о творческом пути и жизненной судьбе русского художника с Рязанщины, который всю свою жизнь фактически отдал на благо и процветание Тувы. Василий Демин летом 1941 года с группой специалистов приехал в Тувинскую Народную Республику по направлению Комитета по делам искусств СССР для помощи в развитии и станов¬лении профессиональных форм искусств и остался здесь почти на всю жизнь.
Фактически Демин стал одним из основоположников современного изобразительного искусства Тувы. Он создал изостудию, в которой стал обучать талантливую молодежь живописи, рисунку, композиции. Посетителям были показаны многочисленные слайды с его агитационных плакатов периода Великой Отечественной войны, разнообразных портретов передовиков сельского хозяйства, деятелей культуры и искусства, ученых, государственных руководителей, аратов-чабанов, различные сюжетно-тематические картины, пейзажи гор, степей и новых строек.
Участвуя в современной жизни Тувы, Василий Фадеевич становится свидетелем вхождения Тувы в состав Советского Союза в 1944 году. Как гражданин большого Совет¬ского государства и житель Тувин¬ской автономной области РСФСР Демин осознал значи¬мость этого великого со¬бытия и впервые создал сложную многофигурную работу «На¬родный Хурал. Обсуждение Декларации о вхождении ТНР в состав СССР» (1946, репродукция внизу). Круговая композиция изображает собрание аратов под открытым небом среди юрт на фоне синеющих гор. Светлый солнечный день, ярко звучащие краски, обилие красных оттенков придают картине радостное состояние народного праздника.
Особое место в творчестве Василия Демина занимают его монументальные работы, дополняющие градостроительный облик Кызыла. Для памятника красным партизанам, погиб¬шим в Белоцарском бою в 1919 году, он лепит и отливает из бетона скульптурный рельеф, изображающий группу вооруженных русских революционеров.
Наиболее выдающееся творение Демина – обелиск «Центр Азии», сооруженный к 20-летию Советской Тувы в 1964 году. Сама его форма традиционна, она исходит от гранитных обелисков Древнего Египта, была использована для возвеличивания императоров нового времени. Василий Фадеевич придает обелиску другое звучание – это торжественное утверждение географического центра Азии, органично выписав в основание вертикального трех¬гранного обелиска круглую сферу земного шара с рельефным контуром границ СССР и Тувинской АССР.
Василий Демин чисто по-человечески был артистом в душе и нередко язвительно подшучивал над коллегами по цеху. Доставалось даже С.К. Ланзы, который вообще не обижался на колкости старшего товарища. Младшие художники Демина любили и уважали, за глаза его называли Василий «злодеевич». А он вместе с Сер¬геем Ланзы стал организатором самостоятельной творческой организации – Союза художников Тувы (1965).
Народный писатель Тувы А.А. Даржай также с большой теплотой вспоминал о Василии Демине, о некоторых встречах с ним, о дружбе Демина с писателем С.А. Сарыг-оолом. Преподаватель Кызылского колледжа искусств Т. Намай рассказала несколько занимательных историй о Демине, его семье, родственниках. Многим было интересно услышать о юбиляре: как он творил, писал картины, общался со многими коллегами, артистами, писателями.
Судьба Василия Фадеевича Демина неразрывно связана с историческим путем республики, его значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Тувы останется на века в памяти народа и послужит примером яркой самоотдачи и служения искусству.
В конце встречи А. Даржай подчеркнул, что таких людей надо помнить всегда и высказал идею увековечить его имя на обелиске «Центр Азии». Но лучше мемориальную доску с портретом В.Ф. Демина установить на северной стене спортивного комплекса им. Ивана Ярыгина, где стоял его небольшой дом, в котором художник работал и жил почти всю жизнь на второй родине, Туве.