Они познакомились двадцать семь лет назад: известный музыкант и деревенский мальчишка, не знающий нотной грамоты, но увлеченный музыкой. Послушав, как паренек исполняет на лимби нежную народную мелодию, пожилой человек уверенно сказал родителям: их сын обязательно станет музыкантом.
Этим мальчиком был Шолбан Куулар, ныне преподаватель детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района. А предсказал его будущее трубач духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, один из основателей тувинского духового и национального оркестрового исполнительства Константин Тамдын.
ПРЕДСКАЗАНИЕ СБЫВАЕТСЯ
Маэстро не ошибся. Мальчик из маленького тувинского села Бора-Тайга действительно стал музыкантом. Одним из тех, кто участвует в возрождении в Туве духовой музыки, готовит из сельских мальчишек и девчонок будущих музыкантов-духовиков.
В июне 2011 года ансамбль духовых инструментов детской школы искусств поселка Хову-Аксы Чеди-Хольского района стал лучшим на конкурсе юных духовиков, который проходил в рамках первой республиканской творческой лаборатории, посвященной столетию Константина Тамдына. Руководитель ансамбля Шолбан Куулар был признан лучшим педагогом лаборатории.
Награды – фирменный саксофон-альт юным музыкантам и премию учителю – вручал Алдар Тамдын, младший сын Константина Тамдына, народный мастер Республики Тыва, известный музыкант и мастер по изготовлению тувинских национальных инструментов.
Двое воспитанников Шолбана Куулара получили свои первые личные профессиональные награды: Сайдаш Лама – диплом второй степени, Начын Куулар – третьей. Оба – за сольное исполнение на блокфлейте, первом инструменте, с которого начитается обучение музыканта-духовика.
Церемония награждения была частью торжественного вечера в Тувинской государственной филармонии, посвященного памяти Константина Тамдына. Мероприятие носило название «Путь предка». Открывал его сводный детский духовой оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера духового оркестра правительства Тувы, Заслуженного артиста РТ Тимура Дулуша.
Коллектив, сформированный буквально за неделю из трех десятков мальчишек и девчонок в возрасте от восьми до четырнадцати лет, в том числе – юных музыкантов из Хову-Аксы, исполнял мелодию из репертуара оркестра Тувинской народно-революционной армии «Бистин Тыва» («Наша Тыва»). Шолбан Куулар, не отрываясь, смотрел на своих воспитанников, впервые выступающих на большой сцене.
В этот вечер он действительно поверил, что вернулся к большой музыке.
ИГРА НА СЛУХ
– Шолбан Борбак-оолович, вы помните, что сказали своим ученикам после того, как вашему ансамблю вручили саксофон?
– Я так волновался в тот вечер, мало что запомнил. Слишком много всего случилось. Но самое главное – это даже не церемония награждения. Самое главное – это выступление моих ребят в составе сводного оркестра на сцене филармонии.
То, что я чувствовал тогда – не передать. Я это даже не могу толком сформулировать. Начали играть – я замер просто. Стоял с открытым ртом, и все. Потом пытался фотографировать, мои как раз с правой стороны были, с краю.
Красиво было и необычно. Взрослые музыканты так не сыграют. А вот что сказал детям – не помню.
– Зато я хорошо помню, что на выходе из зала вы сказали им: «Мы теперь составим конкуренцию Республиканской школе искусств!»
– Так и сказал? Придется нам с ребятами очень постараться. Самое главное – у них после такого успеха, после занятий в лаборатории очень большое желание играть и учиться. Они готовы были начинать осваивать саксофон сразу, как только вышли из филармонии: «Башкы, покажите нам, как играть на саксофоне, давайте сейчас начнем учиться!»
Они в себя поверили. Раньше мы ведь только у себя в школе выступали.
Саксофон я очень люблю. У него очень красивый и сильный звук. Саксофон – инструмент с человеческим голосом. Все интонации можно с его помощью передать.
– Откуда в вас такая поэтичность?
– Из Сут-Холя. Это моя малая родина. Я родился 26 августа 1972 года в сказочном местечке Тувы – окруженном высокими горами селе Бора-Тайга Сут-Хольского района.
Сказочном – в прямом смысле этого слова. Многие тувинские сказки начинаются со слов: «Это было давным-давно, когда озеро Сут-Холь было лужей, а гора Сумбер-Уула была горкой».
Сут-Холь – родина многих талантливых людей. Там родились артисты Дарый Монгуш, Дыртык Монгуш,Надежда Наксыл, Станислав Ириль. Родом из Сут-Холя – композитор Александр Ондар, народный хоомейжи, мастер по изготовлению музыкальных инструментов Маржымал Ондар, хормейстер Биче-оол Ондар, народный писатель Тувы Черлиг-оол Куулар.
Игорь Дулуш – человек, который придумал фестиваль «Устуу-Хурээ», его бессменный руководитель, директор Тувинской государственной филармонии – тоже родился в Сут-Холе. Оттуда родом – барабанщик ВИА «Аян» Хуреш Куулар и многие другие известные в республике люди.
– С чего началось ваше увлечение музыкой?
– Мне очень повезло: в школьные годы довелось учиться у прославленного мастера по изготовлению тувинских национальных музыкальных инструментов, народного учителя Тувы, народного хоомейжи, отличника народного образования СССР Маржымала Очуровича Ондара.
Маржимал Очурович работал в Бора-Тайгинской средней школе учителем труда. Как раз в те годы он создал знаменитый детский ансамбль «Сарадак» («Мараленок»). Это был первый фольклорный детский коллектив в Туве. Я играл в этом ансамбле на лимби. Тогда же учился играть и на других тувинских музыкальных инструментах: хомусе, дошпулууре, чадагане. Нот мы не знали, играли на слух.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ МАСТЕРА
– Ваши родители работали в сфере культуры?
– Нет. Отец, Борбак-оол Суур-оолович Куулар, много лет заведовал магазином в селе Бора-Тайга, односельчане звали его Садыгжы Борбак-оол – Продавец Борбак-оол. А начинал он свою трудовую деятельность директором сельского клуба в Бора-Тайге. К сожалению его уже нет с нами.
Мама – Елизавета Санчыевна Куулар, работала продавщицей магазина, потом заведовала школьной библиотекой. Она у нас – активная участница художественной самодеятельности, до сих пор хорошо поет, даже пишет стихи. Сейчас уже на пенсии, по-прежнему живет в нашем родном селе, занимается домашним хозяйством.
Я – третий ребенок в семье. Нас у родителей – шестеро, две дочери четыре сына.
Старшая сестра Чечек живет в Сут-Холе, работает в отделе культуры. Брат Эрес тоже много лет отработал в этой сфере. Сестра Чодураа живет в Кызыле, бухгалтер. Брат Аржаан живет в нашем родном селе, хозяйство там у него. Младший – Айдыс – медбрат, в Кызыле работает.
Родители любили петь и поощряли в нас желание заниматься музыкой. Дома был настоящий праздник, когда моему старшему брату Эресу купили шестиструнную гитару. Он учил меня играть на ней – тоже на слух. И с его легкой руки я в двенадцать лет стал участником школьного вокально-инструментального ансамбля «Хамнаарак» («Жаворонок»).
Подростком вместе с братом и его друзьями играл на гитаре в легендарной группе «Шенне». Мы выступали на танцплощадках, вечерах отдыха, нас даже на свадьбы приглашали. Сын моего школьного учителя Маржимала Очуровича Ондара – Юрий Маржималович Ондар, ныне – Заслуженный работник культуры Республики Тыва, показал первые три аккорда на синтезаторе.
Юрию Маржималовичу обязан еще одним своим увлечением: неплохо разбираюсь в бытовой технике, могу утюг починить, телевизор, пылесос и многое другое. А началось все с того, что он научил меня отличать диод от транзистора.
– А где и как вы встретились с легендарным Константином Тамдыном?
– Это случилось в начале восьмидесятых годов. Многие народные праздники запрещалось тогда проводить, народные традиции не очень-то приветствовались. Любимый праздник Шагаа – наш Новый год – тоже был под запретом. Но люди все равно его отмечали в семейном кругу. Приглашали уважаемых людей – тех, кто изучал буддизм. Эти люди совершали обряды очищения.
Одним из хранителей народных традиций и просветителей был Константин Чульдумович Тамдын. Однажды в канун Шагаа он по приглашению моих родителей приехал в наш дом, чтобы совершить обряд очищения. Я не знал тогда, что наш гость – один из первых тувинских духовиков, который создал оркестры в нескольких районах республики, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
Он попросил меня сыграть на лимби. А потом похвалил, сказал, что стану музыкантом. Значение этой встречи только сейчас понимаю. Очень рад, что мне вместе с учениками довелось принять участие в праздновании столетия Константина Чульдумовича.
ИЗМЕНА И ВОЗВРАЩЕНИЕ
– Когда же в вашей жизни впервые появился саксофон?
– В школьные годы, когда играл в группе «Шенне». Именно тогда после окончания Минусинского музыкального училища вернулся наш односельчанин Семен Монгуш и привез саксофон. Потом приехал Аполлон Байкара – и тоже с саксофоном.
Мне инструмент очень понравился, мечтал на нем научиться играть. Первые уроки игры на саксофоне и азы нотной грамоты мне дал именно Семен Чартак-Хунаевич Монгуш. Так и определилась моя будущая профессия – музыкант.
В 1989 году после окончания Бора-Тайгинской средней школы родители отправили меня в Улан-Удэ, где в Восточно-Сибирском институте культуры, сейчас это академия, уже учился старший брат Эрес. Нотной грамоты я не знал, в музыкальной школе не учился, поэтому мне порекомендовали сначала поступить в музыкальное училище имени Петра Ильича Чайковского.
Поступил на духовое отделение, без всяких раздумий выбрал саксофон. Моими педагогами по специальности были Абай Жукспекович Цекумбаев и Альфир Константинович Шмельков, до сих пор помню их уроки.
В 1993 году успешно окончил училище, вернулся в Туву вместе с женой и маленькой дочкой. В том году образовался новый Чеди-Хольский район, и министерство культуры направило меня на работу в районный отдел культуры.
Так постоянным местом жительства стал поселок Хову-Аксы. Работал сначала старшим методистом. Был участником популярной в девяностых годах эстрадной группы «Ураанхай», играл на синтезаторе и делал аранжировки песен, некоторые из них до сих пор еще исполняются.
– Саксофону изменили?
– Да. Для себя играл немного, но для серьезных занятий не было возможности. А в 1998 году и вовсе ушел из культуры и восемь лет занимался частным извозом. Семью надо было обеспечивать, у нас уже две дочки подрастали. Супруга училась.
А в культуре, да еще в небольшом поселке, денег тогда не стало вовсе. Как у всех бюджетников. Только у таксистов-частников они и водились. Но какие это тяжелые деньги! С раннего утра до поздней ночи – то ждешь пассажиров, то едешь. Бывало, и ничего не заработаешь, а устанешь, как будто кирпичи весь день носил. На музыку не оставалось ни времени, ни сил.
Так прошло восемь лет.
– Как же вы вернулись к музыке?
– Как только появилась возможность. В 2006 году вернулся в культуру: начал работать художественным руководителем методического центра отдела культуры и параллельно – преподавать в детской школе искусств поселка Хову-Аксы, вспоминая все, чему учился когда-то.
И так совпало, что как раз в это время в Туве начала возрождаться духовая музыка. В 2008 году был создан духовой оркестр Правительства Республики Тыва, а в Тувинском филиале Восточно-Сибирской академии культуры и искусств открыли эстрадно-джазовое отделение.
И там обо мне вспомнили. Поступил по настоянию декана Веры Александровны Кошкар-оол и супруги Аиды Буудаевны. Так оказался однокурсником музыкантов из духового оркестра.
ВЕЛИКОВОЗРАСТНЫЙ СТУДЕНТ ПРОФЕССОРА СИМОНОВА
– Не страшно было все начинать сначала: после большого перерыва снова становиться студентом?
– Сомнения поначалу были. Особенно, когда приехал на вступительные экзамены. Курс набирал Петр Николаевич Казимир, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра. Спросил меня, на чем играю. Ответил: на саксофоне, но лет десять уже не играл.
Петр Николаевич сказал, что если завтра две вещи сыграю, то возьмет. Если нет – извини. Поехал я домой, взял свой старенький инструмент, стал репетировать. Приняли меня.
Костяк нашего отделения составляют ребята из духового оркестра. Это большое счастье – играть вместе с ними, хотя по возрасту они на много лет младше меня, некоторые в сыновья годятся.
Они – очень сильные музыканты. Я даже не думал, что у нас есть такие. Мне приходится гнаться за этими молодыми ребятами. У них и техника игры лучше, и дыхательный аппарат лучше, они же постоянно занимаются, в оркестре играют. У меня не все получается, но очень стараюсь.
А о том, что я такой великовозрастный студент – не очень-то печалюсь. Учиться можно всегда, было бы желание. Здесь ни возраст, ни звания – не помеха. Вместе со мной учится Софья Кара-оол – Заслуженная артистка Тувы, солистка духового оркестра, Игорь Дулуш, директор Тувинской государственной филармонии – тоже мой однокурсник.
Учиться у такого Башкы, как профессор Симонов, – это в любом возрасте счастье. Валерий Александрович Симонов – профессор, Заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой «Музыкальное искусство эстрады» Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Он дает нам мировые стандарты джаза. Для меня это – настоящее открытие, невероятное. Я джаз никогда раньше не играл.
Валерий Александрович – очень сильный, очень интересный педагог. Он, можно сказать, ходячая энциклопедия музыки. И слух у него – абсолютный. Каждый инструмент в оркестре слышит, каждую ноту. Играет на баяне, флейте, саксофоне, фортепиано. Какие он аккорды нам показывал, какие септаккорды – вы бы слышали!
И столько знает о музыке, столько нам рассказывает! И Тувой интересуется. Всей группой между экзаменами были на озере Дус-Холь – ему там понравилось. С моим сыном занимался, ставил ему дыхание для игры на саксофоне, показывал и рассказывал – как взрослому. Я сыну потом сказал: «Вырастешь – будешь рассказывать, что дыхание тебе ставил сам профессор Симонов».
Серьезные музыканты-духовики хорошо знают нашего Башкы. Я действительно счастлив, что учусь у него.
ПЯТЬ ПОДАРКОВ АИДЫ
– Шолбан Борбак-оолович, ваша жена тоже имеет отношение к культуре?
– Да. Мы с Аидой Буудаевной познакомились в музыкальном училище в городе Улан-Удэ, там и поженились. Она – тоже музыкант, ее инструмент – бурятский хуур. Кроме того, окончила ВСГАКИ, специальность –менеджер-экономист социально-культурной деятельности. Работала начальником отдела культуры Чеди-Хольской районной администрации, директором детской школы искусств поселка Хову-Аксы. Сейчас занимается нашими младшими сыновьями.
Старшая дочь Алдынай учится в Новосибирске, в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики. Ее интересуют современные технологии. Сейчас уже – второкурсница.
Шончалай пошла по моим стопам, учится на отделении духовых и ударных инструментов в Кызылском колледже искусств, класс кларнета. Поступила в колледж после окончания девятого класса, сейчас – второкурсница.
Шончалай – мой первый педагогический «продукт», в школе искусств я был ее учителем. Честно говоря, мы с женой не хотели, чтобы она выбирала профессию музыканта – это нелегкий путь. Но дочь приняла решение, и мы не стали перечить. Учится она с удовольствием, мы за нее радуемся.
Сейчас дома с нами – три сына. Начын учится в пятом классе общеобразовательной школы, параллельно – в школе искусств, тоже – мой ученик. В июне успешно выступил на республиканском конкурсе, посвященном столетию Константина Тамдына, стал дипломантом.
Шулуу – два года, а младшему От-Дашу – всего годик. Он, как и я, родился 26 августа. Такой подарок сделала мне жена. Вот такая многодетная семья.
– Чем увлекаетесь еще, кроме музыки и ремонта техники?
– С семьей любим выбираться на природу. Когда в начале лета поднимаешься к озеру Сут-Холь или на Танну-Ола, тебя окружают звуки родников, шелест волн озера, крики птиц. Такую музыку нигде больше не услышишь! Самая красивая музыка – это музыка природы.
Немного занимаюсь фотографией. Снимаю своих детей, учеников, коллег, друзей. Охоту люблю – как многие мужчины у нас. Отец был хорошим охотником, белковать любил.
ДУХОВИКИ – ТОВАР ШТУЧНЫЙ
– Детская творческая лаборатория, участниками которой в июне были вы с детьми – большой проект. По замыслу организаторов, он должен стать одной из важнейших составляющих возрождения и развития серьезной, в том числе духовой, музыки в Туве. Выявление одаренных детей их сопровождение и поддержка известными музыкантами должны помочь восстановить цепочку: школа – среднее специальное учебное заведение искусства – вуз – работа в серьезном коллективе. А как вы считаете, Шолбан Борбак-оолович?
– Точно знаю, что духовики – товар штучный. Для них очень нужны именно такие мероприятия – мастер-классы, творческие лаборатории, конкурсы, где происходит обмен опытом, обмен материалами.
Такие мероприятия надо обязательно проводить почаще. Необходимо совместное коллективное музицирование детей с профессиональными музыкантами-духовиками. Нужно практиковать выступления юных музыкантов на профессиональных сценах учреждений культуры республики. В оркестре юный духовик получает специальные навыки игры в коллективе, более глубокое понимание стиля исполняемых произведений. В оркестре у него развиваются чувство ритма, способность слышать голос каждого инструмента и вести свою партию в соответствии с общим исполнительским планом и звучанием оркестра в целом.
Важно, чтобы дети знали профессиональных музыкантов, непосредственно общались с ними, узнавали от них о композиторах, чьи произведения исполняют.
Именно поэтому, когда я узнал о том, что в начале июня на базе Республиканской школы искусств будет проводиться творческая лаборатория для юных духовиков, посвященная столетию Константина Тамдына, не сомневался ни минуты. Собрал родителей своих учеников, заручился их поддержкой, и мы приехали в Кызыл. И правильно сделали.
С 1 по 9 июня занимались, участвовали в конкурсе. Не пропускали ни одного занятия, ни одного мероприятия. В том числе, посетили множество концертов, ведь в Кызыле как раз в то время шел фестиваль классической музыки «Музыкальное лето в Туве». У меня и моих коллег из Чаа-Холя, Кызыла, Хандагайты была возможность параллельно пройти курсы повышения квалификации, чем мы и воспользовались.
ИНСТРУМЕНТ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГОЛОСОМ
– Для педагогов – несомненная польза, а для детей?
– Занятия в творческой лаборатории детям очень понравились, особенно – работа в сводном оркестре под руководством Тимура Дулуша, который был руководителем лаборатории.
Большое впечатление осталось от мастер-класса Алдара Тамдына. То, что с детьми в возрасте от восьми до пятнадцати лет работали такие известные мастера, – хороший пример для подражания. Дети тянутся к таким людям. С участниками лаборатории занимались и молодые музыканты из духового оркестра правительства Тувы, ребятишки буквально не отходили от них.
Мои ученики с нетерпением ждут следующего лета и новых занятий в лаборатории Республиканской школы искусств. У них появилось желание играть в оркестрах, стать профессиональными музыкантами. Очень важно, что родители их поддерживают. Они были очень вдохновлены успехом детей.
Не секрет, что многие родители приводят детей в школу искусств для того, чтобы занять чем-нибудь их свободное время, а не для того, чтобы они стали профессионалами. Но если удастся разглядеть в ребенке искру таланта, помочь ей разгореться, если из десяти учащихся хотя бы один станет профессиональным музыкантом – это счастье для учителя.
Сейчас у меня как раз десять учеников. Они все разные, но занимаются старательно, с большим желанием. И это позволяет надеяться, что когда-нибудь увижу своих учеников в составе большого взрослого оркестра.
– Вы назвали свой любимый саксофон инструментом с человеческим голосом. А какие мелодии этого голоса вам особенно близки?
– Очень люблю мелодию Раймунда Паулса из кинофильма «Долгая дорога в дюнах». Планирую разучить ее со своими учениками.
Очень нравится партия саксофона в «Европе» Карлоса Сантаны, в «Лунной серенаде» Глена Миллера.
Люблю замечательный альбом «В вечерний час» Алексея Козлова, популярного саксофониста и джазмена, основателя легендарного советского джазового коллектива «Арсенал». Он начинал, когда джаз и саксофон в Советском Союзе были под запретом, а музыканты подвергались гонениям. Композитор, лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза.
– Музыкант, уровня которого вы хотели бы достичь?
– Чарли Паркер, которого называют отцом современного джаза. Хотя бы приблизиться по технике исполнения к уровню этого знаменитого американца – альт-саксофониста и композитора – мечта многих саксофонистов. И я – не исключение.