Для повышения доступности встреч в Молодежно-студенческом обществе «Идегел» г. Новосибирска с октября 2011 г. запущен проект «Передвижные клубы», идея которого заключается в проведении различными тематическими клубами мероприятий на территории вузов, в которых обучаются студенты из Тувы.
Первым передвижным клубом стал философский — под руководством аспиранта Института филологии СО РАН, председателя общества Чойгана Ондара. 20 ноября 2011 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете прошла встреча на тему «Кто такой буддист?»
Чойган рассказывал про основы буддийской философии на доступном и понятном студентам языке. Основная цель заключалась в раскрытии значения термина «буддист», так как очень часто молодые люди называют себя буддистами, не зная, что именно под этим подразумевается.
«Буддизм говорит, что все живые существа хотят быть счастливыми и не хотят страдать. В связи с чем они в своей жизни прибегают к разным способам, которые, по их мнению, могут решить их проблемы и дать им подлинное счастье: это могут быть машина, дом, деньги и т.д. Но есть страдания, от которых невозможно избавиться с помощью обычных методов, и невозможно достичь подлинного счастья через обретение внешних объектов», — говорил Чойган.
Буддистом является тот, кто принимает прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Что значит «принимать прибежище»? Принятие прибежища — это обращение согласно своим философским взглядам к способу, который может избавить его от страданий и дать счастье. По сути, это то, чем мы занимаемся каждый день.
Что значит принимать прибежище в Будде? Чтобы легче было понять, Чойган привел такой пример: три студента хотят сдать экзамен. Один из них ставит фотографию преподавателя на почетном месте, и каждый день молится в течение семестра «О мой добрейший преподаватель, пожалуйста, сделайте так, чтобы я сдал экзамен. Вы источник всех моих пятерок!» Таким образом он полностью полагается на своего преподавателя. Второй студент говорит, что он все знает, сам без помощи преподавателя найдет всю нужную информацию и сдаст экзамен. Третий учится, прилагая усилия и следуя советам преподавателя». Пример с первым студентом характеризует прибежище в Боге-Творце, пример со вторым студентом характеризует атеистическое прибежище, а последний раскрывает сущность принятия прибежища в Будде. Принимать прибежище в Будде значит, следовать его советам, а советов у него было всего три: не совершайте негативных поступков, накапливайте богатство заслуг, укротите свой ум полностью» пояснил председатель. Как известно, под негативными поступками в буддизме подразумеваются следующие десять:
1. Убийство живого существа;
2. Воровство;
3. Прелюбодеяние;
4. Ложь;
5. Злословие (говорить то, что может поссорить других);
6. Грубая речь;
7. Пустословие;
8. Злонамеренность;
9. Желание обрести чужое имущество;
10. Ложные воззрения.
Способов накопления заслуг много, можно, например, совершать противоположное десяти негативных действий, например, спасать жизнь живых существ, практика щедрости и т.д.
В конце встречи Чойган Ондар привел пример, который останется в памяти присутствующих ребят, вероятно, надолго, так как основная масса ребят были спортсменами. «Представьте, что буддизм — это борьба, Вашим тренером будет Будда, а Дхарма — это все приемы, которым учит Вас тренер, прежде всего, приемы, которых Вы освоили уже. Вы полагаетесь на тренера как на самого лучшего специалиста и делаете все в точности так, как он говорит. А на соревнованиях вы полагаетесь на свою силу, опыт, выносливость, приемы, которым Вас научил тренер. Только они могут Вам помочь на борьбе выиграть у соперника. А соперники — это Ваши омрачения (неведение, привязанность, гнев, гордыня, зависть и т.д.). В роли Сангхи выступают старшие воспитанники тренера, которые уже достигли высот, к примеру, стали мастерами спорта международного класса. Путь в борьбе — это путь от новичка до опытного тренера, а в буддизме — путь от омраченного, сансарического ума до достижения состояния Будды».
Фото Романа Лудупа