Возведение игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызылского и Тувинского, по сути, поставило точку в спорах о том, готова ли тувинская православная община примерить роль отдельной епархии или нет. Пока есть только определение Священного синода, правящим же архиереем в Туве Феофан (Ким) станет только после хиротонии (посвящения в сан), которую, согласно церковным канонам, принять он должен из рук двух епископов.
Но и до назначения на кызылскую кафедру Феофан бывал на территории республики. В частности, он входил в число священнослужителей, которые сопровождали патриарха Кирилла во время поездки в Туву в августе 2011 г., и он же принимал участие в первом богослужении в Воскресенском кафедральном соборе в сентябре 2011 г. Теперь этот собор по статусу будет закреплен за первым тувинским епископом.
О Феофане известно, что родился он на Сахалине, в семье сахалинских корейцев. В миру носил имя Алексей Ким. В Южно-Сахалинске посещал православный храм, там же принял свой первый священный сан. Родители его по-прежнему проживают в административном центре островной области.
На острове сегодня проживает порядка тридцати тысяч выходцев с Корейского полуострова. Впервые корейцы оказались здесь тогда, когда южная часть острова стала японской. В 1905 году Российская империя проиграла войну Японии, и в результате Портсмутского мира уступила Стране Восходящего Солнца южную часть острова. В период между мировыми войнами Япония активно завозила на Сахалин жителей Корейского полуострова, который являлся тогда японской колонией. Корейцев привлекали на самые грязные и тяжелые работы. После того, как по итогам второй мировой войны южная часть Сахалина (вместе с Курильскими островами) стала частью СССР, японцев заставили покинуть остров. Корейцы же на острове остались, кто, – приняв советское гражданство, иные, – довольствуясь видом на жительство.
С сентября 2000 года тогда еще иеромонах Феофан (Ким) наставлял на путь истинный православных в столице Южной Кореи Сеуле. История православной миссии в Корее длится уже полтора века. Продолжателем ее традиций как раз и стал Феофан. До того, как у РПЦ в Корее не появились свои храмы, службы Феофану приходилось вести в церкви, принадлежащей Константинопольскому патриархату.
В июне 2006 года Феофан был возведен в сан игумена. И в тот же год ему присвоили звание почетного гражданина Сеула. Это звание ежегодно присуждается мэром Сеула тем иностранцам, которые внесли особый вклад в развитие южнокорейской столицы.
Когда северокорейский вождь Ким Чен Ир пожелал видеть в своей стране православную общину, то в качестве вероятных кандидатов на ведение православной миссии в Пхеньян рассматривался и Феофан (Ким). Но судьба его сделала крутой поворот, забросив на берега Енисея.
Несмотря на то, что служение свое Феофан на протяжении одиннадцати лет нес в Корее, он числился сначала в клире Сахалинской и Южно-Курильской епархии, а затем, после перевода архиерея Ионафана на кафедру в Абакан, – в клире Абаканской и Кызылской епархии.
За плечами Феофана Московская духовная академия. Монашество не позволяет иметь ему семьи, однако дорогу к духовной карьере открывает. Епископский сан он принимает впервые.
Главные проблемы, которые предстоит решать первому тувинскому епископу, – невеликая числом паства и кадровый дефицит. На всех православных христиан в Туве приходится только три священника. В пяти зарегистрированных общинах: в Кызыле, Бай-Хааке и в Тодже фактическим настоятелем является отец Вячеслав (Дементьев).
Другая проблема – финансы: если учесть, что в республике пока нет своих олигархов ранга Абрамовича или Дерипаски, то вряд ли большим будет и число крупных жертвователей на православные храмы. А на скромные вклады небогатых в общей массе прихожан ни кадровой проблемы не решить, ни обустройством прихода всерьез не заняться.
Напомним, что православная церковь не смогла наладить в Туве эффективной миссионерской работы и после установления протектората России. Вполне вероятно, что именно поэтому выбор Священного синода остановился на епископе Феофане: за одиннадцать лет командировки в Южную Корею им накоплен солидный опыт работы в условиях соседства с конфессиями, имеющими здесь многовековые традиции. И тем не менее, если такая задача, действительно, поставлена перед первым тувинским епископом вышестоящей инстанцией, решить ее Феофану будет трудно.