Огромный курган диаметром более 100 метров, в котором, возможно, покоятся те самые люди, которые чуть ранее возводили Аржаан-2, – это так называемый элитный погребально-поминальный комплекс Чинге-Тэй I. Вот уже три года исследованием этого исторического памятника занимается Южно-Сибирская археологическая экспедиция, возглавляемая Константином Владимировичем Чугуновым.
В этом году 25 ученых трудились на раскопках памятника. Сделана пока еще малая часть работ. За три года вскрыли небольшой участок на периферии кургана, до центра еще далеко, и чтобы его раскапывать, придется привлекать технику. Финансирование работ, которое осуществляет Государственный Эрмитаж, не такое большое, поэтому работы идут медленно. Однако ученые и рады: раз никто не торопит – можно объект изучить скрупулезнейшим образом. Тем более – изучать есть что. Курган интересен и своей структурой, и находками. Сам Чугунов об уже полученных результатах своих исследований рассказывает охотно, хотя и не видит в них ничего особенного.
СОХРАНИЛОСЬ И ТО, ЧТО ОБЫЧНО НЕ СОХРАНЯЕТСЯ
– У нас – нормальная систематическая работа, слава богу – без сенсаций. Сенсации – они только мешают работе. Основное погребение в Аржаане-2, по сути, было открыто только на второй год работы. А потом еще три года пришлось работать под прессом нездорового интереса: золото, килограммы какие-то… Не в килограммах дело, поймите. Это древнее искусство. Если бы все находки были из бронзы, все было бы гораздо проще. Я уже много раз об этом говорил. Более того. Бронза окислами меди консервирует органику. Там, где лежит массивная бронзовая вещь, – при любых условиях залегания сохраняется все то, что рядом: одежда, ткани. Если бы все пять тысяч бляшек из Аржаана-2 были из бронзы, то сохранилась бы даже одежда, на которую они крепились. А золото – оно и не портится, но и не сохраняет ничего, да еще и вызывает ажиотаж.
– Расскажите про Чинге-Тэй, Константин Владимирович. Что это за комплекс? В чем его особенности? Знаю, что много ценных находок сделано…
– Условно говоря, это курган элитный. Если говорить о времени, то с Аржааном-2 разрыв незначительный, однако здесь мы уже обнаружили новые типы наконечников стрел, каких в Аржаане-2 еще не было… Строился этот большой мемориал не одномоментно. Люди к нему возвращались, что-то в нем перестраивали.
Да, он имеет и свои особенности. Например, вокруг него есть кольцевой ров. И при диаметре самого кургана в 70 с небольшим метров, если считать по рву, получается 105 метров. Обнаружили захоронения воинов – четыре погребения в коридоре между стеной и оградой кургана. В Аржаане-2 мы тоже нашли пять таких погребений. Здесь похоронены мужчины-воины, двое совсем юных, примерно, 12-14 лет, но и при них есть оружие. Колчаны со стрелами. В одной могиле есть чекан, остатки сложного лука скифского типа – довольно редкая, кстати, и интересная находка. Он состоит из четырех проклеенных сухожилиями палочек, обернутых корой. Возможно, когда-нибудь можно будет сделать модель этого лука.
Две могилы – с очень хорошо сохранившимися предметами из кожи и дерева. Мы имеем, например, орнаменты, вырезанные на коже, что достаточно редко встречается, ведь кожа – материал не стойкий, он не сохраняется. В захоронении одного из мужчин найден железный кинжал. У мальчика, в первой могиле, была даже пектораль (нагрудное украшение) из тонкого золотого листа с пятью нашивными бляшками в виде пантер – похожими на аржаанские, но уже с другими элементами. Найдены серьги двух типов. Такие же, как в Аржаане-2, с припаянным снизу конусом, и еще две, по всей видимости, серьги, найденные слева под черепом: мужчины, как правило, носили по одной серьге, в левом ухе – как и сейчас. И еще листовидные украшения, тоже из золотого листа… Для того времени золото – это был священный металл, который хоть немного, но должен был присутствовать в каждом погребении. Также найдены янтарные бусы, такие же, как в Аржаане-2. Анализ их не делался, но я уверен, что они тоже балтийского происхождения. По всей видимости, сюда доставлялись куски самого минерала, и потом из него уже вырезались украшения.
Самое потрясающее, конечно, из находок, повторюсь, – это изделия из резной кожи. То, что обычно не сохраняется. Бралась толстая кожа, на ней вырезался орнамент, который протирался красной краской. Выглядит это очень эффектно, но – требует очень серьезных усилий реставраторов. Эти находки берутся вместе с грунтом, монолитом, упаковываются, делается гипсовая подушка, применяются всякие антисептики, чтобы не ел грибок… их надо как можно быстрее доставлять в лабораторию. Сейчас они уже в Эрмитаже.
– Все эти люди из одного кургана, должно быть, родственники?
– Да, интересно было бы выяснить, какое отношение эти мужчины имеют к похороненному в центре. Пока определенно говорить нельзя. Но взяты генетические анализы всех скелетов из Аржаана-2: возможно, результат какой-то будет. Пока его еще нет. Это долгая и дорогостоящая процедура, делается она в Германии. Некоторые убеждают, что кости человека непременно надо захоронить, однако это ценнейший материал для исследований. Генетический анализ дает ответы на вопросы о происхождении народа. Либо эти люди откуда-то пришли сюда, либо это предшественники какого-то населения…
ПЯТЬДЕСЯТ НА КОЛАХ
– Вы говорили об особенностях конструкции кургана. Самое загадочное, получается, это ров вокруг…
– В других курганах, более поздних, тоже видны рвы, но там они не сплошные, всегда есть проходы. Они опоясывают курганы как бы двумя полукольцами. Форма этого памятника вызывает ассоциации с раннескифскими курганами, но вот ров – он, как раз, характерен для более позднего времени. Возможно, что это захоронение переходного периода.
– Чем служил этот ров?
– Это пока загадка. Не так много еще раскопано. Однозначно – тут не просто брали для чего-то грунт. Грунт был унесен, вынутой изо рва земли рядом нет. Заполнен ров озерным илом, который укладывался на конструкцию из веток и жердей, сверху закрытых еще и корой. Эта конструкция в ров довольно быстро провалилась. Кроме того, во рву найдены кости животных и людей. Человеческие кости в небольшом количестве, причем отдельные. Есть даже несколько предметов – костяные пластинки с циркульным орнаментом. Что это такое – пока сказать трудно…
– А кости – это, по всей видимости, жертвоприношения?
– Трудно сказать. Это отдельные кости. Отдельный позвонок, например. Есть одно предположение, которое как-то подтвердить или опровергнуть сложно. Еще Геродот описывал погребальный обряд царя скифов, когда 50 воинов убивали и выставляли их на кургане вместе с лошадьми. Они стояли, продетые на колы… Такое время было. И причем они добровольно шли на это. Считали за честь. Вера – великая вещь. А они верили, что сопровождают своего царя в верхний мир, куда он уходит. Вот и представьте себе: стоят эти 50 всадников. Естественно, разлагаются. Скелеты рассыпаются, часть костей растаскивается зверями, птицами. Через какое-то время приходят на курган поклониться люди, и все эти валяющиеся кости прибирают. Может быть, вот в этот как раз ров. Может быть. Это один из вариантов. Другого ответа пока нет.
Вообще, хочу сказать, это будет прекрасный музейный объект, он намного лучше сохранился, чем Аржаан-2. Я имею в виду создание музея под открытым небом. Правда, это уже не дело археологов. Все, что мы можем сделать, это в ходе раскопок постараться сохранить подлинные элементы сооружения. Другое дело, что памятник стоит в степи, где пасется скот. Когда мы закрываем мешками с грунтом ту же фасадную кладку кургана, она, в общем, сохраняется, но мешки эти повреждают животные. Поэтому хорошо было бы, если б весь курган оградили.
– Кроме животных, к кургану был и «интерес» людей.
– Да, он был, произошло это несколько лет назад. После Аржаана-2 ажиотаж по поводу найденного золота привел к тому, что целая серия небольших курганов в Долине Царей была ограблена, были попытки проникновения и в этот курган. Попытки успехом не увенчались. Пробиться сквозь каменную кладку кургана очень сложно, еще сложнее угадать, где находится захоронение. И эти инциденты, кстати, стали одной из причин, почему мы начали копать этот курган.